Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского Мальчик у Христа на ёлке.


Урок внеклассного чтения в 5 классе
по рассказу Ф.М.Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке».
Цель: 1. Знакомство с жанровыми особенностями святочного рассказа.
2. Формирование умения самостоятельной деятельности, навыка анализа текста и определения авторской позиции.
3. Нравственное воспитание школьников посредством учебной деятельности.
Оборудование: тексты рассказа, запись И.Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки», иллюстрация Ю.Данилова к рассказу, интерактивная доска.
Уроку предшествовала проектная деятельность учащихся. Было создано три группы, каждая разрабатывала своё задание. Первая: подготовить сообщение с презентацией о рождении Иисуса Христа и празднике православного рождества. Вторая: подготовить сообщение с презентацией о жанровых особенностях святочного рассказа. Третья: подготовить сообщение с презентацией об истории создания рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
Предварительное домашнее задание: выписать из эпизодов 1 и 2 ключевые слова, отражающие состояние мальчика и окружающей обстановки.
В ходе всего урока ведётся словарная работа (вызывающие затруднения слова записываются на доске и комментируются). Далее сл.р.
Ход урока:
Доклады и презентации групп по предварительному д.з.
а. Рассказ о рождении Иисуса и празднике православного Рождества
б. Сообщение об особенностях жанра святочного рассказа с презентацией. Основные положения записываются: рассказы описывают события святок – 12 дней от Рождества до Крещения (сл.р.) Христа; герои рассказов - дети или взрослые с детской чистой душой; рассказы предназначены для семейного чтения в рождественские праздники; рассказы нравоучительны (сл.р.), их суть – показать возрождение (сл.р.) души, лучших человеческих качеств; обязательно наличие в сюжете чуда, часто заканчиваются счастливым финалом.2. Слушается музыка, на экране представлены иллюстрации к празднику рождества. Учащиеся рассказывают о том настроении, которое вызывает у них музыкальный, зрительный ряд и сам праздник.
3. Беседа с классом. Чтение и анализ текста.
А какое настроение вызывает данный рождественский рассказ?
Чтение эпизода 1 «Мерещится мне, был в подвале мальчик…Да что же это опять такое?». Как описано жилище мальчика? Каково его настроение и настроение окружающих? Какие чувства самые испытывают жители подвала? Каково описание природы? Запишите ключевые слова (самостоятельная работа с текстом, проверка): подвал старый, холод, холодный, холодно, угол, никого, одиноко, ужасный мороз (несколько раз), пар изо рта.Рассматривается иллюстрация Ю.Данилова к рассказу.
Что хотел сказать Достоевский описанием природы и интерьера? Холод только в природе? А в отношениях между людьми? Как город встретил мальчика? Приведите примеры (анализ эпизода с куклами, барыней, злым мальчиком, городовым).
Чтение эпизода 2 «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик...Это Христова ёлка, -отвечают ему». Как описана ёлка у Христа? Запишите ключевые слова (самостоятельная работа с текстом, проверка): обнял, свет, блестит, берут с собой, смеётся, радостно. Куда попал мальчик? Что испытывает мальчик в царствие небесном? (сл.р.) « Нет зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена светом" (Мф,21,24) (сл.р.) Посмотрите, как описано царствие небесное в Евангелии (сл.р.).
Счастлив ли мальчик? Кто сделал мальчика счастливым? Зачем автор вводит мотив царствия небесного?
Проблемная ситуация. А счастлив ли автор? Чтение эпизода «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик…». Что хотел сказать автор таким грустным концом? Мог ли мальчик быть счастливым в действительности? Что для этого нужно? К кому обращен рассказ? Так произошло ли чудо в рассказе и какого чуда хотел бы автор?
4. Для самостоятельного размышления. Повторение и обобщение материала. Слушается рассказ группы по предварительному д.з. об истории создания рассказа. 26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достоевский  прибыл в Колонию для малолетних преступников на окраине города на  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D1%82%D0%B0_(%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8B)" \o "Охта (приток Невы)" Охте, возглавляемой известным педагогом и писателемП. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню. Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован наряду с другими материалами о «русских теперешних детях» в январском выпуске «Дневника писателя». В первом выпуске своего возобновлённого издания Достоевский намеревался сообщить своим читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без ёлок, о детях преступниках…». Рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» в «Дневнике писателя» предшествовала маленькая главка «Мальчик с ручкой», и все вместе взятые материалы двух первых глав «Дневника писателя» (в первой главе писатель поместил свои публицистические размышления на ту же тему) были объединены темой сострадания к детям. Почему герой святочного рассказа не счастливый благополучный ребёнок, а мальчик из бедной семьи? Вспомните, где родился Христос? Был ли он богат? В богатстве ли только счастье? Запишите, чему научил вас этот рассказ.
5. Домашнее задание. Прочитайте дома с родителями рассказ Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками», перечитайте вместе рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Напишите, какой рассказ ближе вам, а какой вашим родителям.