В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети… По рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» Литература 6 класс
В мире, где нет места состраданию и любви,
мучаются и плачут дети
По рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Литература
6 класс
Тарасенко Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
Цель урока: знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского на примере рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
Задачи:
образовательная: проанализировать рождественский рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», детально изучить образы-персонажи и определить приёмы изображения героев; составление карты-опроса.
развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать.
воспитательная: воспитать любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.
Проблемы: положение человека в обществе, его права и обязанности; дети-сироты, бродяжничество.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: стандартный.
Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа), исследовательский, проблемное изложение.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Педагогические технологии и методики: личностно-ориентированное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо (RWST), диалоговое обучение.
Межпредметная связь: история и основы общественных знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран), электронный конспект урока «В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети».
Дидактический материал и наглядность: дискуссионные и концептуальные карты опроса; портрет писателя, иллюстрации.
Предварительная работа: разработка темы урока и карт опроса, подбор текстового, иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по биографии Ф.М. Достоевского.
Содержание темы: изучение жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Детальный анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Решение проблемных вопросов по теме.
Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, об эпохе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.
Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Чтение рассказа с остановками. 3. Изучение нового материала (Информация о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. История создания рассказа). 3. Анализ текста (Мозговая атака. Словарная работа. Фронтальная беседа) 4. Рефлексия. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.
Эпиграф к уроку: «Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело». Ч. Диккенс
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 1 «Название урока»
2. Чтение рассказа учителем (с остановками до стр. 226 - 12 мин.) или прослушивание аудиозаписи
3. Анализ произведения
Учитель: Сегодня мы впервые ведём речь о творчестве Ф.М. Достоевского – одного из самых «трудных» писателей.
Рассказ учащегося об авторе - 2 мин.
Слайд 2-3 «Ф.М. Достоевский»
Ученик: Великий русский писатель-гуманист, автор известных романов. Достоевский 10 лет жизни провёл на каторге в ссылке за свои политические убеждения. Он на собственном опыте знал, что такое страдания и лишения, поэтому не мог быть равнодушным к несчастьям других людей. Герои произведений Достоевского – это обитатели чердаков и подвалов окраин Петербурга, люди бедные, но способные на глубокие чувства, на самопожертвование из любви к ближнему.
Писатель видел все пороки окружающего мира, считал его несовершенным и даже преступным по отношению к простым людям. Но самым страшным для Достоевского было преступление, совершенное против ребенка. В своих произведениях писатель предупреждал, что взрослые, устраивая счастливое будущее, часто не задумываются над тем, сколько крови и слёз будет пролито на этом пути. И самыми уязвимыми, самыми бесправными и беззащитными в таких ситуациях оказываются дети. Достоевский утверждал, что общество, допускающее страдания детей, глубоко безнравственно, нуждается в спасении. Об этом писатель не уставал говорить почти в каждом своём произведении.
Учитель: Ф.М. Достоевский верил в будущее, верил, что золотой век человечества ещё впереди, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле.
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован в 1876 году в «Дневнике писателя» (мотив - рождественский рассказ – милосердие и сочувствие к ребёнку, чудо было обязательным).
Мозговая атака «Горестный мир Достоевского»
Учитель: Мы прочитали небольшой рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
? Доводилось ли вам слышать и читать Ф.М. Достоевского прежде?
? Каково ваше мнение о нём?
? «Труден» ли Достоевский?
? Каков мир его рассказа?
? Почему вы едва не плакали, читая рассказ Достоевского?
? Какова основная мысль этого произведения? (Идея о возрождении доброты и милосердия в людях)
Слайд 4-6 «Петербург»
? Что можно сказать о людях, живущих в этом городе? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, отъединенность друг от друга).
Слайд 7 «Репродукция»
? Как автор показывает отношение окружающих к мальчику? («Мимо прошёл блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика»).
? Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Антитеза)
Например, Живые куколки – мертвые душой люди. Пышные ёлки, угощения – красные пальчики, халатик.
Словарная работа
? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
Мальчик «с ручкой» - попрошайка.
Халатник - 1) ходит в халате; 2) халатное отношение к жизни - прожигатель жизни.
Хозяин углов - сдаёт жилье в аренду (углы)
«Мальчик с ручкой» - экспозиция реальных фактов петербургской действительности.
Слайд 8-9 «Репродукции»
Учитель: Ребята, приведите примеры деталей быта.
Подвал. Нары, подстилки, узлы. Нары - кровать - последнее пристанище (образ).
Осязаемость образа маленького героя, его состояния: холод и голод как неразделимые мотивы рассказа, «ужасный мороз» - сквозной образ.
Оцените ситуацию, изображенную на слайдах.
Подступ к «святочному рассказу» Ф.М. Достоевского
Слайд 10 «Рождество»
Учитель: Рождество в русской литературе.
? Близко ли вам слово «рождество»?
? Приведите примеры однокоренных слов? (Рождение)
? Встречались ли вы с Рождеством на страницах произведений русских писателей? (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - сказка, песни, пляски, колядки)
А теперь - иное Рождество, в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Чтение фрагмента. (стр. 226)
? Поняли ли вы, что произошло на страницах рассказа Достоевского?
? Какова ваша реакция на неожиданный поворот в рассказе «Христова елка»?
? Почему автор неожиданно разочаровал нас: оказывается, что «мальчики и девочки» давно «замёрзли и задохлись» - мертвы одним словом?
Слайд 11 «Страна мам
? И почему появляются их мамы?
? Автору опять померещилось? (Когда-то и где-то случилось святки! Я романист мне мерещится Мы не замечали, как это произошло Все глаголы несовершенного вида)
Это происходило всегда.
? Речь автора постоянно прерывается мыслями и голосом мальчика. Почему? (Незаметный переход авторской речи в рассказ мальчика: детская экспрессия языка как своеобразие стилистики рассказа)
Слайд 12 «Ангелы Христа»
? Почему дети обернулись ангелами Христа?
? Как меняются картины рассказа? (Быстрая смена событий, постоянное движение - глаголы), (Кинематографичность рассказа: движение кадров - картин большого города как композиционное своеобразие рассказа)
? Можно ли сказать, что страницы Достоевского просятся на экран? (Пронзительность деталей и чувствительность повествования, уменьшительно-ласкательные лексические формы: ручки, куколки, пальчики как своеобразие языка «святочного рассказа» Достоевского)
? Какими были бы ваши иллюстрации к рассказу? Цвет?
Обратите внимание на иллюстрации на стенде.
Слайд 13 «Концептуальная карта»
Составление КК, ДК - работа в группах (3 мин.)
I группа - Мальчики «с ручкой» - кто они? (примеры из текста, защита прав)
II группа - Халатники (защита прав)
Слайд 14-15 «Дискуссионная карта»
III группа - Социальные органы – защита прав детства.
IV группа - Органы власти – рассудить спор.
Рефлексия
? Нужен ли в рассказе заключительный абзац с вопросами, адресованными автором и читателю, и самому себе: «И зачем же я сочинил такую историю?»
? Зачем Достоевский его написал? (Ощущение душевной боли за детей, сострадание)
? Что означает упоминание о «разумном дневнике»? («Дневник писателя» (для широкого круга читателей, литературная вещь) - свои мысли, под впечатлением текущих событий; увиденное, но не личная жизнь, а общественная), (Рассказ из «дневника писателя» - подлинность невероятного как исходная установка автора (не мерещится)
? Какую же истину открыл для себя герой этого фантастического рассказа? (Герой Достоевского: «Я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормой»)
? Дорог ли вам «Мальчик у Христа на ёлке»?
? Почему? Какого цвета теперь ваше настроение?
? Зачем вам ученикам ХХ1 века читать такие произведения? (Рассуждения учащихся)
Выводы
Учитель: Рождественский рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» - о страданиях ребенка из социальных низов, о богатых и сытых, о единственной надежде, которая остаётся у бедного человека – вера в золотой век человечества, где все прекрасны и счастливы на земле.
В этом произведении прослеживается тема детства, детского страдания, тема «детской слезинки», невинного страдания детей.
«Рождественский сон» мальчика - кульминация рассказа и его преображение; избавление ангельских душ от земных мук - вот христианский смысл рассказа Достоевского.
Скорбные факты из детской жизни, собранные писателем в его художественном произведении, звучат упреком.
В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети, а это, как считал Достоевский, - признак неблагополучия в мире, несправедливого устройства жизни.
В этом несправедливом мире даже дети страдают - виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.
Ф.М. Достоевский считал, что человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире; он ответствен не только за свои собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире.
Зло не может быть нормальным состоянием людей, необходимо заронить искру любви в сердце каждого человека.
Слайд 16 «Домашнее задание»
Домашнее задание
Перенести на рисунки или кинокадры (создать свой «фильм») рассказ Ф.М. Достоевского и защитить своё произведение.
Литература
Достоевский Ф. М. Повести и рассказы / Ф.М. Достоевский. - Л.: Худож. лит., 1984. – 328 с.
Рыгалова Л.С. Русская словесность: миф и литература: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Л.С. Рыгалова, Л. Ф. Туниянц. - Алматы: Атамaра, 2011. – 352 с.
Приёмы создания образов-персонажей
в рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська»
Литература
7 класс
Тарасенко Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
Цель урока: Знакомство учащихся с творчеством Л. Андреева на примере рассказа «Баргамот и Гараська».
Задачи:
образовательная: детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса.
развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать.
воспитательная: воспитать любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: стандартный.
Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа), исследовательский, проблемное изложение.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Педагогические технологии и методики: личностно-ориентированное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо (RWST).
Межпредметная связь: история и основы общественных знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран), электронный конспект урока «Приёмы создания образов-персонажей в рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська».
Дидактический материал и наглядность: дискуссионные и концептуальные карты опроса; портрет писателя.
Предварительная работа: разработка темы урока и карт опроса, подбор текстового, иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по биографии Л. Андреева; предварительное прочтение учащимися текста рассказа.
Содержание темы: изучение жизни и творчества Леонида Андреева. Детальный анализ рассказа «Баргамот и Гараська». Решение проблемных вопросов по теме.
Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.
Структура урока: 1. Организационный момент. 2 Изучение нового материала (Информация о жизни и творчестве Л. Андреева. История создания рассказа). 3. Анализ текста (Мозговая атака. Словарная работа. (Фронтальная беседа) 4. Рефлексия. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала
Информация о жизни и творчестве Л.А. Андреева. История создания рассказа
Слайд 1 «Праздничная беллетристика 19 века»
Учитель: Живописная жанровая зарисовка с пронзительными и резкими нотами как разоблачение антигуманистической природы буржуазного строя. Пренебрежение натуралистическим правдоподобием ради жизнеподобия. Выбор исключительных ситуаций. Всё это выражено и выстрадано в рассказе «Баргамот и Гараська» и впоследствии станет основной темой творчества русского писателя Леонида Николаевича Андреева.
Сообщение учащегося о писателе Л. Андрееве.
Слайд 2 «Андреев Л.Н.»
Ученик: Информация о жизни и творчестве Л. Андреева.
Учитель: С творчеством Л. Андреева мы встречаемся впервые. Вы познакомились с творческой деятельностью писателя.
? Чем интересен его характер?
? О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева вы узнали?
Слайд 3 «История создания рассказа»
Рассказ был написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально для пасхального номера и стал первым шагом начинающего писателя к литературной славе. Герои рассказа имели реальных прототипов, хотя его сюжет, вероятнее всего, вымышлен. Фамилия городового Баргамотов явно происходит от прозвища, так как характеризует, прежде всего, внешний его облик. Баргамот (бергамот) - один из распространенных в России Х1Х века сортов груш.
Леонид Андреев вспоминал, что рассказ в редакции был принят без всякого восторга, и это казалось ему закономерным, так как он сам о своем произведении был «мнения среднего». «Нельзя поэтому передать моего удивления, - рассказывает писатель в дневнике, - когда я являюсь в понедельник в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська». Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера. Там-то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне железной дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».
3. Анализ произведения
Рассказ предварительно прочитан
Мозговая атака
Слайд 4 «Характеристика героев. ДК»
Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы.
? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нём?
? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни?
? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?
Дискуссионная карта опроса
Кто они?
Внешний
портрет
Внутренний (психологический)
портрет
Род
занятий,
образ жизни
Мнения окружающих
людей о них
Бергамотов Иван
Акиндиныч
Высокий, толстый, сильный, громогласный; маленькие, заплывшие глазки; обладал непомерной силищей
Следует инструкции;
строг, глуп
Полицейский-городовой бляха № 20,
берёт взятки.
Мастодонт,
кусок мяса,
дубина
Гараська
Отрепьяприкрывают тощее тело, были все в грязи; большой отвислый красный нос; на щеке у самого глаза виднелась царапина
Все делает исподтишка,
с язвительностью
Вор, пьяница, скандалист.
Не человек,
а язва
Слайд 5 «Лексическая работа»
Словарная работа
Учитель: В произведении есть много слов, значение которых необходимо объяснить самостоятельно или найти значение в тексте рассказа.
Городовой бляха № 20 (полицейский).
Пушкари (от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»).
Баргамот – бергамот (прозвище; сорт груш).
Мастодонты (хоботные млекопитающие, предшественники слонов, имеющие сильно развитые верхние и нижние бивни).
Мозгляки - людишки (слабосильные, тщедушные).
Околоточные надзиратели (жандармы, полицейские).
Значение слов учащиеся записывают в рабочих тетрадях и отвечают по желанию.
Фронтальная беседа
Учитель предлагает учащимся вопросы и задания для определения приёмов изображения образов-персонажей.
Слайд 6-8 «Образ-персонаж»
? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов? (Глуп, тупо следует инструкциям).
? Главное его достоинство? (Непомерная силища).
? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде).
? Вспомните, что такое комическое в литературе? Какие приемы комического использовал автор для создания образа Баргамота? (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление).
? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден; ему было завидно, что они свободны и идут на праздник).
? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно).
? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры. (Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста).
? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст).
? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду?
? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот?
? В каких комических положениях оказываются герои?
? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После того, как разбилось пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним)
? Где, по-вашему, кульминация рассказа? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед)
? Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота? (Желает загладить свою вину, соблюдает христианские традиции)
? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней характеристики образов и их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты – навострить лыжи и т.д.)
? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за своё поведение, за внешний вид, совестно за деликатность и гостеприимство хозяев)
? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем?
? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем? Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи?
Работа в группах - заполнение дискуссионных карт опроса, выступление спикера каждой группы.
Слайд 9 «Жизнь Гараськи»
Дискуссионная карта опроса
Жизнь Гараськи изменится
Да
Нет
Что дает вам право так думать?
Можно ли изменить положение Гараськи?
Что необходимо предпринять?
4. Рефлексия. Подведение итогов
Слайд 10 «Баргамот и Гараська»
Учитель: Комическое в рассказе реализуется через приёмы контраста, гиперболы, уподобления, комического положения, которые прослеживаются не только на уровне сюжетной композиции, но также на образном и языковом уровне. Комичен сюжет: дубинноголовый «мастодонт» Баргамот способен пожалеть и понять пьяницу, а вор Гараська раскаивается и стыдится самого себя. Своим пасхальным рассказом Л. Андреев показывает, как раскрываются лучшие человеческие качества в процессе постижения чужой души.
? Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и Гараська» и его персонажи?
? Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы с такой ситуацией в своей жизни?
? Охарактеризуйте свое настроение после урока. Каким цветом вы бы его определили? Почему?
Подведение итогов, оценивание работы учащихся.
Слайд 11 «Под пасхальным звоном»
Учитель: Рассказ «Баргамот и Гараська» - это одна из исключительных ситуаций, которая очень актуальна и в наши дни. Основная идея – не оставить читателя равнодушным, проникнуться этой безмолвной болью и страданием, встать на защиту «униженных и оскорбленных», «маленьких» людей.
5. Домашнее задание
Написать эссе – призыв проявить милосердие к людям, попавшим в трудную ситуацию.
Литература
Андреев Л.Н. Повести и рассказы / Л.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
Богданов А.В. Между стеной и бездной. Очерк о Леониде Андрееве и его творчестве / А.В. Богданов. – М.: Худ. литература, 2002. - 165 с.
Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. - Алматы: Атамaра, 2007. – 352 с.
Чуваков В.Н. О рассказах Леонида Андреева / В.Н. Чуваков. – М.: Недра, 1999. – 56 с.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515