Урок литературы по рассказу Ф.М.Достоевского Мальчик у Христа на елке
Художественный мир рассказа «Мальчик у Христа на елке».
2 урок.
Цель: определить проблематику рассказа, выявить авторское отношение к затрагиваемым проблемам.
Обучающая: излагать свои мысли ясно и понятно, выбирать в развитии действия главное, уметь определять основной композиционный прием, аргументировать собственные высказывания
Воспитывающая: воспитывать чувства сострадания и уважения к окружающим, довести ученика до понимания мировоззрения писателя.
Развивающая: Создать условия для понимания детьми идеи рассказа через углублённый анализ текста, помочь ребятам увидеть актуальность проблемы добра и милосердия и в наши дни.
Ход урока.
Орг. момент.
Беседа. Звучит музыка Титова «Рождественский концерт». Слайды с изображением праздника Рождества.
- Что объединяет все иллюстрации, которые вы увидели? (изображение рождества.)
- Какие чувства, переживания у вас связаны с этим праздником? Запишите 3 слова в левый столбик.
- Чем объяснить тот факт, что все вы разные, а чувства одинаковые? Почему нас переполняют радость, веселье, доброта? (Рождество Христово в православном мире - один из главных праздников, который отмечают с радостью, любовью друг к другу, добром и ожиданием чуда.)
- Как связаны рождество и сегодняшний рассказ? (события происходят в канун Рождества, историю сочинил романист в канун Рождества, т.е. перед нами святочный рассказ.)
Опрос д/з. Доказать, что перед нами святочный рассказ. Цитатный план.
(Ли Толик) Индивидуальное сообщение. Особенности святочного рассказа.
Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой.
- Есть ли противоречие между тем, что вы услышали о рождественском рассказе, и пр-ем Достоевского? (концовка трагичная – гибель ребенка.)
- Во второй половине 19 века автора стали создавать святочные рассказы, которые не всегда имели счастливую концовку. Как вы думаете, почему?
V. Видеофрагмент.- Посмотрим на рождественскую елку глазами маленького мальчика. «Мальчик увидел елку». Запишите чувства, которые у вас возникнут в правый столбик вашей тетради. (скорбь, тоска, страх).
- Как соотносятся чувства и переживания, записанные вами? (они противопоставлены)
- Как в литературе называется этот прием?
- Это прием в тексте будет ведущим, как вы думаете, почему антитеза, что она позволяет автору показать более ярко? (помогает более ярко обозначить конфликт в пр-ии, создавать более детальные психологические портреты.)
VI. В литературоведении различают три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Но подчеркнем, что все эти описания главной задачей ставят изображение человека. Дайте хар-ку персонажа, используя данные описания.
1. Интерьер. Текст. (описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца).
- Слайд.
«…проснул-ся в сыром и холодном подвале…»
«Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся...»
«…подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его».
- Обратите внимание на выделенные детали, как они характеризуют жизнь мальчика. (беспросветная нищета, безысходность, мальчику холодно и жутко не только от мороза, но и от людей, живущих с ним рядом.)
2. Пейзаж.
- Что такое пейзаж? (изображение живой и неживой природы)
- В этом рассказе мы встречаемся с городским пейзажем, в творчестве Достоевского он играет важную роль. Текст.
Слайд
«И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз»!
«Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так и раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то»!
«Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице чуть смеркнется – никого…Но там было зато так тепло и ему давали кушать…»
- Какой прием использует автор в пейзажных зарисовках?
- Приведите примеры антитезы.
- Что показывает городской пейзаж? (обозначает социальное неравенство: одни имеют все, другие ничего; мальчик потерялся в этом огромном мире, он абсолютно одинок, дом запомнился как место, где его кормили, а в городе до него никому нет дела.)
3. Портрет героя. Текст
Слайд
- Какая деталь в портретном описании становится лейтмотивом?
Слайд
- Обратите внимание: в описании этой детали автор использует прием градации. (нарастание или усиление признака)
- Что он позволяет показать? (как с каждым разом усиливаются боль и тоска мальчика, он беспомощен. Замерзающие пальчики – это следствие не только мороза и стужи, но и холодного одиночества ребенка, которого никто не любит и который никому не нужен. Безысходность положения, безразличие окружающих не должны оставить равнодушными читателя)- Ф.М. мастер психологического портрета. То, о чем мы с вами говорили относится к психологическому портрету.
Слайд. Психологический портрет выражает внутреннее состояние героя, его переживания или их изменения через детали внешности.
- Как отнеслись к мальчику жители города? Текст
- Почему отвернулся? (привык, для него вид голодающего ребенка - привычное дело)
VII. Творческое задание. Ребятам было предложено представить себя на месте героя и представить, о чем они могли бы думать в этот момент?
Индивидуальное задание. Вхождение в образ – монолог от имени героя: блюститель, дама.
- Что объединяет богатую даму и блюстителя порядка? Равнодушие, они стараются не замечать мальчика.
- Заметили ли вы, через что мальчик наблюдает жизнь людей большого города?
- Почему маленький герой Достоевского знакомится с жизнью большого города сквозь стекло? (автор подчеркивает, как он далек, от благополучия и сытости богатых людей, все они равнодушны к страданиям маленького мальчика)
- Вопрос-загадка. Назовите в рассказе символический образ, с которым ассоциируется мертвость души, безразличие холодность.
- Как заканчивается история мальчика?
- Найдите описание рождественской елки у Христа?
Слайд
- Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника. Цветовые образы: свет, блестит, сияет, светлые.
Образы–переживания: целуют его, летят, смеется, радостно.
- Почему рядом с мальчиком – Христос?
(Кожантаева Аружан) Индивидуальное сообщение. Ответ мы можем найти в Священном Писании, в Евангелии есть главы, посвящённые Иисусу Христу и детям.)Когда Иисус Христос начал учить заповедям Божиим, множество народа приходило Его слушать. Прибегали и дети, и многие матери приносили совсем маленьких детей, чтобы Спаситель возложил на них свои руки и благословил их. Апостолы хотели запретить им делать это, но Спаситель сказал: «Пустите детей и не мешайте им приходить ко Мне, потому что их есть Царство Небесное. Вы сами должны стать такими чистыми и добрыми, как бывают дети, чтобы войти в Царство Небесное».
VIII. Проблематика рассказа.
Почему богатые и сытые не хотят видеть страданий маленького ребенка и остаются равнодушны?
Как должны вести себя люди по отношению друг к другу?
Что может сделать каждый из нас, чтобы таких одиноких и несчастных детей было меньше?
XI. Мальчик все же попал на рождественскую елку, я бы хотела, чтобы мы украсили свою елку праздничными шарами, на которых записаны разные черты характера. Какими мы должны обладать качествами, чтобы не превратиться в подобных жителей города. А наряжать елку будет ________, который по результатам опросов является самым душевным в классе.
Словарная работа.
Альтруизм - Бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами (противоп.: эгоизм).
X. Работа над высказываниями известных людей о детях. Чей афоризм вам ближе и почему.
« Отношение к детям - мера духовного достоинства человека». (Я. Бричь)
«Давайте меньше говорить об обязанностях детей, а больше об их правах». (Ж.-Ж. Руссо)
«Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям». (К. Кушнер)
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». (О. Уайльд)
«Без детей нельзя было бы так любить человечество». (Ф.М.Достоевский)
XI. Домашнее задание.
«И зачем же я сочинил такую историю?» - спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ. Как бы вы ответили на этот вопрос? Запишите ваши мысли в тетрадь.