Рабочая программа по истории для 6 класса. В соответствии с ФГОС ООО.


Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета.
Протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Председатель педсовета
_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории
Уровень образования (класс) основное общее образование 6 класс
Количество часов 68
Учитель Дорохова Марина Сергеевна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и Историко-культурного стандарта, на основе авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы». – М.: Просвещение, 2014; учебника по истории России под ред. Торкунова. (Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. М.: Просвещение, 2015)
Введение
Рабочая программа по истории соответствует требованиям и положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы.
Рабочая программа по истории предназначена для реализации в 6 классе МОБУ ООШ № 26 ст. Ереминской Лабинского района.
Предмет «История» в 6 классе включает в себя реализацию программы по всеобщей истории (28 ч.) и истории России (40 ч.). Программа для 6 класса составлена на основе авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы». – М.: Просвещение, 2014, продолжает реализацию курса Всеобщей истории и обеспечивает преемственность исторического образования. История России изучается на основе учебника изд-ва «Просвещение» под ред. Торкунова и соответствует требованиям ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» в 6 классе
Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение новых знаний и приобретенных умений в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия, поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2. Содержание учебного предмета.
История средних веков – 28 часов.
Введение. Живое Средневековье - 1 час.
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) – 4 часов.
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем династии Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Новые правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Меровинги – «ленивые» короли. Карл Мартелл. Феодал и феод. Папа римский и Пипин Короткий.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений у франков. От свободы крестьян – к крепостной зависимости.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Владения короля – его домен. Германия в IX-XI вв.
Англия в раннее Средневековье. Англия в IX-XI вв. Легенды о короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Варяги и Русь. Рюриковичи – первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов и Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. – 2 часа.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и их торговых путей. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Крестово-купольный тип храма – храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь – «Библия для неграмотных». Византия – центр культуры Средневековья. Византия и Русь: культурное влияние.
Образование славянских государств. Направления движения славян на территории их расселения. Племенные ветки славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства у южных славян – Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава – государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян. Чехия и Польша.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. – 1 часа.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Аравия – родина исламской религии. География, природа и население Аравийского полуострова. Мекка – центр торговли. Мухаммед – проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах – бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племен. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран – священная книга мусульман. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат – государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун-ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.
Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык – «латынь» Востока. Образование – инструмент карьеры. Медресе – высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура – вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть – место общественных встреч и хранилище ценности. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания – мост между арабской и европейской культурой.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. – 2 часа.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство – отличие феодальной эпохи.
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок – жилище и крепость феодала. Рыцарь – конный воин в доспехах. Снаряжение рыцарей. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. – 2 часа.
Формирование средневековых государств. Горожане и их образ жизни Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продукцией земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город – поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Объединения купцов – гильдия, товарищество.
Своеобразие города. Управление городом. Городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город – центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явления городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе – носители идей свободы и права. Союз королей и городов.
Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки. Об ростовщичества – к банкам.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. – 2 часа.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви, ее экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные сборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах-ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Крестовые походы в Финляндию и Русь. Упадок и конец движения крестоносцев. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) – 6 часов.
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королем Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своей свободы. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель норманнской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент – сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII – новый король Франции. Город Орлеан – трагедия и надежда. Жанна д´Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д´Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.
(«Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.)Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во французском государстве. Междоусобная война Алой и Белой Розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII – король новой правящей династии королей в Англии в конце XV в.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания – процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти германских князей. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I – император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. – 2 часа.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства. Прага – столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь – первая европейская столица османов. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. – 3 часа.
Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.
Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. – 2 часа.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан – единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских ученых в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.
Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра.
Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Итоговое повторение – 1 ч.
История России – 40 часов.
Наша Родина – Россия – 1ч.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности – 5 часов.
Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. История заселения территории родного края в древности.
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в. – 11 часов.
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения. История и культура родного края в древности.
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. – 5 часов.
Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV в. – 10 часов.
Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. родной край в истории и культуре Руси.
Тема 5. Формирование единого Русского государства. – 9 часов.
Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV – начале XVI в. человек в Российском государстве второй половины XV в. формирование культурного пространства единого Российского государства. История и культура родного края.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)
История средних веков 28 Введение 1 Введение. Живое Средневековье. 1 Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту Средневековья.
1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 4 Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. 1 Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.
Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.
Возникновение и распад империи Карла Великого. 1 Объяснять причины появления империи Карла Великого.
С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. 1 Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной римской империей.
Англия в раннее Средневековье. 1 Сравнивать королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения в государства Европы
2. Византийская импе-рия и славяне в VI-XI вв. 2 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. 1 Показывать на карте местоположение Византии.
Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседями.
Объяснять причины развития наук и их влияние на культуру Византии.
Образование славянских государств. 1 Составлять рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.
Сравнивать управление государством у южных, восточных и западных славян.
Объяснять причины различия судеб славянских государств.
3. Арабы в VI-XI вв. 1 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. 1 Изучать по карте особенности Аравии.
Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравии.
Сравнивать образ жизни аравийцев и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Рассказывать о развитии научных областей, об ученых.
Составлять сообщение (в том числе с презентацией) об арабских ученых и их достижениях, развернутый план параграфа.
4. Феодалы и крестьяне. 2 Средневековая деревня и ее обитатели. 1 Систематизировать информацию о феодале, крестьянах и их отношениях. Объяснять, что взаимоотношения феодала и крестьянина регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт.
Составлять кроссворд по теме.
В рыцарском замке. 1 Объяснять смысл феодальных отношений.
Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2 Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. 1 Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Торговля в Средние века. 1 С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на материалы учебника.
6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. 2 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. 1 Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии пап и королей.
Называть причины появления движения еретиков.
Крестовые походы. 1 Определять по карте основные пути Крестовых походов, комментировать их основные события.
Объяснять цели различных участников походов.
Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе Барбароссе, Ричарде Львиное Сердце, Филиппе II Августе.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст учебника.
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) 6 Как происходило объединение Франции. 1 Обсуждать состояние экономики страны, ее социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе IV Красивом, Филиппе II Августе, папе Бонифации VIII (по выбору).
Что англичане считают началом своих свобод. 1 Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
Столетняя война. 1 Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Составлять логичный рассказ о причинных войны, готовности сторон, военных этапах, готовить доклад о Жанне Д´Арк.
Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии. 1 Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.
Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 1 Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, с парламентом в Англии.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. 1 Находить на карте и комментировать положение Германии и Италии, их отдельных частей.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи и др.
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Определять причины ослабления императорской власти.
Характеризовать политику династии Медичи.
8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. 2 Гуситское движение в Чехии. 1 Характеризовать Чехию XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. 1 Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и др.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст учебника.
9. Культура Западной Европы в Средние века. 3 Образование и философия. Средневековая литература. 1 Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире, значение понятии «корпоративное общество».
Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Комментировать поэзию средних веков.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. 1 Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья.
Научные открытия и изобретения. 1 Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на текст учебника.
10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. 1 Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония).Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание красных повязок в Китае.
Характеризовать особенности японской культуры, религии.
Называть особенности религии индийцев – индуизма.
Составлять сообщение, доклад об одной из стран с помощью электронных ресурсов.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. 1 Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Объяснять особенности жизни африканских народов.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Итоговое повторение 1 Наследие Средних веков в истории человечества. 1 Объяснять смысл понятия Средневековья.
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Сравнивать отношения короля, общества и церкви в разные периоды Средневековья.
Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, демонстрировать презентации.
ИСТОРИЯ РОССИИ 40 Наша Родина - Россия 1 Наша Родина – Россия. 1 Давать определение исторической науке.
Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности.
Называть хронологические рамки изучаемого периода.
Формулировать при помощи учителя новые учебные задачи.
Уметь разделять исторические источники на группы.
С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности 5 Древние люди и их стоянки на территории современной России. 1 Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря.
Участвовать в дискуссии по вопросу необходимости исторических знаний. Самостоятельно извлекать и систематизировать информацию.
Приводить примеры из истории Древнего мира как труд влиял на развитие человека.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. 1 Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период истории человечества.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Давать краткое описание внешности, жизни и быта древних людей. Называть основные занятия людей в древности. Характеризовать хозяйственную деятельность древних людей.
Использовать иллюстрации учебника во время своих рассказов.
Систематизировать информацию с помощью таблицы (совместно с учителем)
Образование первых государств. 1 Показывать на карте и называть географические объекты.
Самостоятельно добывать информацию при помощи учебника, словаря, карты, анализировать отрывки из исторических документов.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества.
Высказывать аргументированные собственные суждения.
Восточные славяне и их соседи. 1 Ставить учебную задачу с помощью учителя.
Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества.
Выделять особенности исторических объектов. Объяснять особенности систем земледелия. Оценивать поведение людей, их деятельность. Участвовать в обсуждении.
История заселения территории родного края в древности. 1 Планировать деятельности. Выступать с защитой собственных и групповых проектов. Оказывать взаимопомощь при подготовке и презентации проекта. Обсуждать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в.
11 Первые известия о Руси. 1 Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников. Применять ранее полученные знания.
Анализировать информацию из отрывка летописи. Определять хронологические периоды.
Оценивать существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания.
Становление Древнерусского государства. 2 Определять существенные черты догосударственного и государственного устройства древних обществ.
Определять алгоритм познавательной деятельности (с помощью учителя).
Соотносить известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа. Характеризовать деятельность первых русских князей.
Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку.
Правление князя Владимира. Крещение Руси. 1 Применять полученные знания.
Сравнивать черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различия.
Определять основные черты политики князя Владимира.
Объяснять прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
Выражать уважение к историческому и культурному наследию.
Русское государство при Ярославе Мудром. 1 Определять существенные черты государственного устройства.
Формулировать познавательную задачу по теме урока.
Сравнивать системы управления разных государств.
Составлять схему, давать описание ее элементов.
Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.
Давать характеристику исторической личности.
Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления Древнерусского государства.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. 1 Использовать карту как источник информации.
Определять значение деятельности правителей. Составлять схему.
Раскрывать историческое значение документа.
Общественный строй и церковная организация на Руси. 1 Применять полученные знания. Определять значение исторического события. Оценивать результаты своей учебной деятельности.
Раскрывать роль церкви в средневековых государствах.
Выделять главное из текста. Применять новые термины и понятия. Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства. Определять нравственные и культурные ценности прошлого и выражать к ним свое отношение.
Место и роль Руси в Европе. 1 Определять по карте геополитическое положение Руси, называть соседей. Составлять таблицу по материалам темы 2.
Давать оценку роли Руси в международной торговле.
Раскрывать роль геополитического фактора в истории России.
Культурное пространство Европы и культура Руси. 1 Выделять главные идеи художественных произведений.
Определять особенности древнерусского храма.
Определять значение понятий и терминов.
Приводить примеры шедевров древнерусской культуры, описывать их, понимать их значение. Применять полученные знания.
Повседневная жизнь населения. 1 Формулировать познавательную задачу урока.
Составлять рассказ, опираясь на иллюстрацию, текст учебника.
Давать описание предметов быта, образу жизни представителей разных социальных слоев.
Участвовать в презентации мини-проектов. Оценивать свою деятельность.
История и культура родного края в древности. 1 Формулировать выводы на основе уважительного отношения к истории родного края.
Получать информацию из различных источников, анализировать ее.
Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями.
Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII в. 5 Политическая раздробленность на Руси. 1 Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения («Слово о полку Игореве»)
Давать оценку последствиям исторического события.
Владимиро-Суздальское княжество. 1 Устанавливать причинно-следственные связи событий и их последствий.
Определять сущность понятий с использованием словаря.
Анализировать отрывки из исторического источника.
Составлять описание исторического персонажа по памятке.
Новгородская республика. 1 Описывать по карте геополитическое положение Новгородской республики.
Извлекать из источника дополнительную информацию, описывающую быт и деятельность жителей Новгорода.
Южные и юго-западные русские княжества. 1 Актуализировать знания из курс истории. Определять по карте местоположение объекта. Давать оценку памятникам культуры. Составлять сложный план.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII-начале XIII в.» 1 Составлять таблицу по теме урока, участвовать в дискуссии, формулировать вопросы по теме урока, оценивать собственные результаты учебной деятельности. Выявить последствия раздробленности, составить схему.
Тема 4. Русские земли в XIII – XIV вв. 10 Монгольская империя и изменение политической картины мира. 1 Объяснять смысл понятия, термина, актуализировать знания.
Читать и анализировать документ. Устанавливать причины событий.
Обобщать материал темы урока в форме таблицы.
Батыево нашествие на Русь. 1 Актуализировать знания курс истории, оценивать риски, возможные последствия исторических событий.
Составлять хронологическую таблицу, определять причинно-следственные связи исторических событий.
Обсуждать и оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. 1 Формулировать познавательную задачу урока. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Находить информацию в тексте.
Раскрывать историческое значение события.
Давать характеристику деятельности полководца.
Характеризовать историческую личность.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. 1 Выражать свои чувства при описании исторического события.
Формулировать свою позицию по обсуждаемой теме. Систематизировать информацию в виде рассказа, схемы.
Литовское государство и Русь. 1 Актуализировать знания из курса всеобщей истории.
Определять по карте исторические объекты.
Составлять рассказ с использованием различных источников. Определять причины и последствия исторического события, процесса.
Усиление Московского княжества. 1 Формулировать познавательную задачу урока.
Использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).
Определять по карте расширение территории Московского княжества.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. 1 Формулировать познавательную проблему урока. Называть дату, соотносить ее с историческим периодом.
Устанавливать причинно-следственные связи событий. Показывать на примерах роль личных качеств политика.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. 1 Систематизировать характерные черты развития культуры в форме тезисов.
Оценивать последствия ордынского ига на материальную и духовную культуру Руси. Систематизировать информацию в виде таблицы.
Родной край в истории и культуре Руси. 1 Презентация творческих работ. Выступление с подготовленными сообщениями.
Свободно оперировать понятиями и терминами по теме, информацией о деятельности исторических личностей, использовать краеведческий материал
Повторение и обобщение по теме «Русские земли в XIII-XIV вв.» 1 Презентация творческих работ. Выступление с подготовленными сообщениями.
Свободно оперировать понятиями и терминами по теме, информацией о деятельности исторических личностей.
Тема 5. Формирование единого Русского государства. 8 Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. 1 Формулировать проблему урока.
Использовать карту как источник информации, определять геополитическое положение России.
Определять причинно-следственные связи.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Выявлять последствия исторических процессов.
Московское княжество в первой половине XV в. 1 Описывать мотивы поступков людей.
Высказывать оценки действий людей, групп.
Графически представлять основные направления, предметы торговли.
Распад Золотой Орды и его последствия. 1 Актуализировать знания, опираясь на сведения карты. Описывать исторические объекты по карте.
Рассказывать о положении отдельных групп людей. Приводить примеры межэтнических связей и взаимодействий.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. 1 Определить познавательную проблему урока.
Излагать причины, предпосылки исторических событий и процессов.
Использовать приемы исторического анализа деятельности людей по документальным источникам.
Русская православная церковь в XV – начале XVI в. 1 Актуализировать знаний из курса истории, ОРКСЭ. Определять значение слов с помощью словаря. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное.
Человек в Российском государстве второй половины XV в. 1 Определять познавательную проблему урока.
Сравнивать социальную структуру зарубежных стран, выделяя общие признаки.
Раскрывать роль и значение деятельности РПЦ.
Определять значение понятий и терминов, оперировать ими.
Выполнять схему социальной структуры общества.
Формирование культурного пространства единого Российского государства. 1 Определять зависимость развития культуры от политического развития страны.
Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры.
Использовать приемы анализа художественного произведения в историческом контексте.
История и культура родного края. 1 Систематизировать изученный материал.
Определять историю родного края как часть общей российской истории.
Презентация проектов.
Рассмотрено
на заседании методического
совета школы.
Протокол № 1 от 29.08.2016 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________