Рабочая программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО
«Московский государственный областной гуманитарный институт»
Гуманитарно-педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального модуля ПМ. 01 «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»
39.02.01 Социальная работа
2015 год
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией
социально-экономических дисциплин
(наименование комиссии)
Протокол № __ от «___»__________20___г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии / специальности среднего профессионального образования
_39.02.01 Социальная работа
(код, наименование профессии/специальности)
_______________________________________
Председатель предметно-цикловой комиссии
__________________ / __О.Н. Бакуева__
Подпись ФИО
Зам. директора по учебно-воспитательной работе
__________________ / _____Е.Б. Титова____
Подпись ФИО
Составители (авторы):
Карпец Екатерина Дмитриевна, преподаватель спецдисциплин, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной гуманитарный институт» Гуманитарно-педагогический колледж
Суслина Наталья Александровна, преподаватель спецдисциплин, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной гуманитарный институт» Гуманитарно-педагогический колледж
Коровина Ирина Валентиновна, преподаватель спецдисциплин, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной гуманитарный институт» Гуманитарно-педагогический колледж
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент: ______________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
20
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
24
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 39.02.01 Социальная работа СПО в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», при аттестации специалистов по социальной работе, профессиональной переподготовке.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;
- осуществления социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации;
- координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;
уметь:
- анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;
- пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;
- выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
- оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
- активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;
- осуществлять профессиональную деятельность из позиции «рядом с клиентом»;
знать:
- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты;
- основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов;
- особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;
- структуры, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 406 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 334 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 242 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 74 часа;
консультации – 18 часов;
учебной и производственной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2.
Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3.
Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4.
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5.
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Консультации
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ПК. 1.1 – 1.5
Раздел ПМ 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами.
90
66
26
20
4
4
ПК. 1.1 – 1.5
Раздел ПМ 2. Применение основ психологии и андрогогики в социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами.
52
38
10
10
4
6
ПК. 1.1 – 1.5
Раздел ПМ 3. Применение технологий социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами.
94
66
14
22
6
12
ПК. 1.1 – 1.5
Раздел ПМ 4. Осуществление патроната к пожилым и инвалидам.
98
72
32
22
4
14
ПК. 1.1 – 1.5
Учебная практика
36
36
ПК. 1.1 – 1.5
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
36
36
Всего:
406
242
82
74
18
36
36
3.2. Содержание обучения по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами.
90
МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами.
90
Тема 1.1. Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов.
Содержание
6
1.
Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. Ее основные задачи и принципы.
4
1-2
2.
Механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практические занятия
2
Основы социальной политики РФ в отношении инвалидов.
Тема 1.2. Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Содержание
14
1.
Понятие и функции социального обеспечения. Международные и российские источники права социального обеспечения пожилых и инвалидов.
10
2
2.
Социальное обслуживание как элемент государственной системы социального обеспечения.
3.
Право пожилых и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социального обслуживания пожилых и инвалидов, гарантированные законодательством России.
4.
Перечень социальных услуг для пожилых и инвалидов, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг.
5.
Условия оказания бесплатной и платной социальной помощи.
Право на ритуальные услуги.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
4
1.
Определение права пожилых и инвалидов на социальное обслуживание и обеспечение.
2.
Определение форм социального обслуживания пожилых и инвалидов. Виды социальных услуг.
Тема 1.3. Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ.
Содержание
12
1.
Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов.
10
2
2.
Право пожилых и инвалидов на получение пенсии.
3.
Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.
4.
Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
2
1.
Определение права пожилых и инвалидов на пенсионное обеспечение.
Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам.
Содержание
18
1.
Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов.
10
2
2.
Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др.
3.
Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Возможности замены льгот денежными компенсациями
4.
Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие пожилым и инвалидам льготы.
5.
Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
8
1.
Определение прав инвалидов на льготы и пособия.
2.
Определение прав детей-инвалидов на льготы и пособия.
3.
Определение права пожилых на льготы и пособия
4.
Либеральная модель социальной защиты населения РФ как регулятор предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам.
Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам.
Содержание
12
1.
Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования.
6
2
2.
Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством.
3.
Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов. Протезно-ортопедическая помощь.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
6
1.
Определение права на различные виды медико-социальной помощи людям пожилого возраста.
2.
Определение прав инвалидов на различные виды медико-социальной помощи .
Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ.
Содержание
4
1.
Право пожилых и инвалидов, определённое трудовым, жилищным и иным законодательством РФ. Особенности трудового законодательства, определяющего права пожилых и инвалидов на труд. Признание инвалида безработным. Особенности жилищного законодательства в отношении пожилых и инвалидов: нормы обеспечения инвалидов жилой площадью, право инвалидов на дополнительную жилую площадь, особенности оборудования жилого помещения для инвалидов и т.д.
4
2
Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты и т.д.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
-
Не предусмотрены
Консультации
4
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
20
1. Основные источники норм права, определяющие комплекс мер по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов.
2. Основные международные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению.
3. Региональные и локальные нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых и инвалидов.
4. Обязательное пенсионное страхование.
5. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
6. Государственные национальные стандарты социального обслуживания населения.
7. Назначение, перерасчет, индексация трудовых пенсий.
8. Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения пожилым и инвалидам.
9. Порядок осуществления медико-социальной экспертизы.
Раздел ПМ 2. Применение основ психологии и педагогики в социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами.
52
МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.
52
Тема 2.1. Старение и старость как социальная и психологическая проблема.
Содержание
6
1.
Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем. Теории старения и старости.
4
2
Лабораторные работы
-
не предусмотрены
Практические занятия
2
1.
Старость как биологическая, социальная, когнитивная проблема. Решение ситуационных задач.
2.
Проблема возрастных границ старости. Сравнительный анализ возрастных периодизаций.
Тема 2.2. Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста.
Содержание
13
1.
Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность на разных этапах старости. Типология личности в пожилом возрасте.
10
3
2.
Познавательная сфера в период старения. Динамика изменений психических процессов. Когнитивные и мнемические трудности в пожилом возрасте. Методы диагностики познавательной сферы в пожилом возрасте.
3.
Социально-психологические проблемы умирания и смерти. Этапы процесса умирания. Хосписная помощь.
Лабораторные работы
-
не предусмотрены
Практические занятия
3
1.
Решение ситуационных задач на определение типа личности и типа старости.
2.
Определение способов компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте.
3.
Определение возрастно-психологических особенностей пожилых людей. Решение ситуационных задач.
Тема 2.3. Психология инвалидности.
Содержание
9
1.
Особенности психического состояния инвалидов. Внутренняя картина болезни.
6
3
2.
Типы психологического реагирования на болезнь. Факторы, способствующие формированию субъективного отношения к болезни.
Лабораторные работы
-
не предусмотрены
Практические занятия
3
1.
Анализ показателей, характеризующих степень выраженности нарушений эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной сфер инвалидов.
2.
Определение типа психологического реагирования на болезнь (методика ТОБОЛ).
Тема 2.4. Особенности обучения пожилых и инвалидов.
Содержание
10
1.
Андрагогика как наука и как область социальной практики. Основные принципы андрагогики. Особенности взрослых обучающихся.
8
2
2.
Обучение взрослых в системе непрерывного образования. Международный опыт создания системы непрерывного образования.
3.
Обучение взрослых: основные организационные формы и технологии. Специфика образования взрослых инвалидов.
Лабораторные работы
-
не предусмотрены
Практическое занятие
2
1.
Деловая игра «Презентация технологий обучения взрослых»
Консультации
4
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
10
Составление таблицы «Возрастные границы старости»
Составление схем «Типы личности и типы старости»
Составление рекомендаций социальным работникам по компенсации психологических особенностей у лиц пожилого возраста.
Разработка памяток для пожилых людей.
Разработка презентаций на тему «Опыт осуществления хосписной помощи за рубежом».
Разработка презентаций на тему «Технологии образования взрослых».
Раздел ПМ 3. Применение технологий социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами
94
МДК 01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами.
94
Тема 3.1. Технологический процесс в социальной работе.
Содержание
10
1.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы.
8
2
2.
Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы». Социальная технология как процесс. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере.
3
Основные характеристики технологического процесса. Содержание и структура технологического процесса.
4
Основные этапы технологического процесса. Особенности технологического процесса в социальной работе с пожилыми и инвалидами.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
2
1.
Технологии социальной работы
Тема 3.2. Особенности социальной диагностики трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов.
Содержание
12
1.
Понятие «социальная диагностика», ее сущность и значение. Принципы социальной диагностики. Общая логическая схема диагностического исследования ситуации клиента. Система методов социальной диагностики.
8
2
2.
Социальный диагноз и его сущность в социальной работе.
3.
Особенности первого контакта социального работника с людьми пожилого возраста и инвалидами. Выстраивание отношений между социальным работником и клиентами.
4.
Информация и ее источники, необходимые для изучения ситуации клиента. Многообразие ситуаций пожилых и инвалидов.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
4
1.
Диагностическое исследование трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов.
2.
Социальная диагностика ситуации пожилых и инвалидов.
Тема 3.3. Особенности выявления проблем пожилых и инвалидов.
Содержание
8
1.
Разработка социальным работником идеального видения ситуации клиента. Выявление проблем и затруднений пожилых и инвалидов путем сопоставления идеального представления и реальной ситуации. Характер отношений человека к проблемам и его учет в деятельности социального работника.
6
2
2.
Типизация проблем по степени сложности и разрешимости. Ранжирование проблем и затруднений. Разработка проблемного поля клиента.
3.
Особенности проблем и затруднений пожилых и инвалидов и их семей: материальные, социальные, бытовые, жилищные, медицинские, психологические, педагогические, духовные и др.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
2
1.
Выявление проблем у пожилых и инвалидов.
Тема 3.4. Основные формы и виды социальной работы с пожилыми и инвалидами.
Содержание
4
1.
Традиционные формы социального обслуживания пожилых и инвалидов.
4
2.
Современные виды социальной работы с пожилыми людьми и инвалидам на территории их проживания.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
-
Не предусмотрены
Тема 3.5. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Содержание
14
1.
Социальная профилактика пожилых людей.
10
2.
Социальная терапия при индивидуальной работе с пожилыми людьми и в учреждениях социального обслуживания.
3.
Социальная реабилитация. Направления реабилитации, программа реабилитации.
4.
Социальная адаптация сущность и виды. Формы адаптационных процессов. Факторы успеха социально-психологической адаптации.
5.
Выработка адаптационных навыков и способностей у инвалидов и пожилых людей. Методы воздействия: дискуссионная терапия, психодрама, арттерапия и др.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
4
1.
Социальные программы гериатрического направления.
2.
Реализация идей культуры старения в социальных программах для пожилых людей
Тема 3.6. Особенности технологии работы с инвалидами.
Содержание
12
1.
Основная методология социальной терапии инвалидов.
10
2
2.
Специальные методы психолого-социальной адаптации инвалидов
3
Частные технологии территориальной социальной работы с инвалидами.
4.
Центры независимой жизни - инновационная технология социальной работы с инвалидами.
5.
Особенности технологического процесса социальной работы с инвалидами
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
2
Применение технологий при социальной работе с инвалидами.
Тема 3.7. Контроль качества деятельности социального работника.
Содержание
6
1.
Понятие «эффект» и «эффективность» в деятельности социального работника. Качественные и количественные показатели результата.
6
2
2.
Роль социального работника в защите и реализации прав пожилых и инвалидов. Осуществление своей деятельности с позиции «рядом с клиентом». Рефлексия в деятельности социального работника.
3.
Эффективность технологий социальной работы с пожилыми и инвалидами.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
-
Не предусмотрено
Консультации
6
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.
1. Составить опорный конспект по теме: «Определение этапов технологического процесса при решении проблемной ситуации».
2. Составить глоссарий по теме: «Сущность и значение социальной диагностики».
3. Составить схему «Принципы социальной диагностики» с указанием ситуации.
4. Подготовить информационное сообщение по теме: «Работа с конфиденциальной информацией клиента».
5. Составить опорный конспект по теме: «Разработка стратегии сбора информации».
6. Составить глоссарий по теме: «Методы сбора информации: опрос, наблюдение, работа с документацией и т.д.».
7. Составить информационную карту «Разработка проблемного поля клиента».
8. Выписать национальные стандарты РФ по социальному обслуживанию населения.
9. Написать эссе на тему: «Анализ социальной работы с пожилыми и инвалидами в г.о.Орехово-Зуево».
10. Составить схему «Классификация социальных технологий».
11. Разработать презентацию по теме: «Виды социальной терапии в социальной работе с пожилыми людьми».
12. Подготовить информационное сообщение по теме: «Социально-реабилитационные программы для пожилым людей и инвалидов».
13. Заполнить таблицу «Технология социальной работы с инвалидами».
14. Составить схему «Центры независимой жизни».
15. Написать эссе на тему: «Профессионализм социального работника как условие эффективной деятельности социальных служб».
22
Раздел ПМ 4. Осуществление патроната с пожилыми и инвалидами
98
МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
98
Тема 4.1.
Пожилые люди в современном обществе.
Содержание
8
1.
Постарение населения как социально-демографический процесс общества. Роль и место пожилых людей в современном обществе.
4
2
2.
Изменение социального статуса в зависимости от возрастной категории. Социальное одиночество.
3.
Пожилой человек в семье. Типология пожилой семьи. Особенности семейного статуса пожилого человека. Взаимоотношение пожилого человека с представителями других возрастных групп.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
4
1.
Социальное положение пожилых людей в обществе.
2.
Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.
Тема 4.2.
Социальное положение инвалидов в обществе.
Содержание
8
1.
Понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», «человек с ограниченными возможностями». Медицинские, юридические, социальные, этические аспекты понятия инвалидности.
4
2.
Инвалиды – одна из социально незащищенных категорий населения. Отношение к инвалидам в обществе в России и за рубежом.
3.
Социальный статус людей с ограниченными возможностями. Виды депривации.
4.
Инвалид в семье. Отношения с друзьями и родственниками.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
4
1.
Сравнительный анализ отношения государства и общества к людям с ограниченными возможностями в России и за рубежом.
2.
Медико-социальные и бытовые проблемы инвалидов.
Тема 4.3.
Теоретические основы организации патроната.
Содержание
12
1.
Патронат как система мер по оказанию помощи, нуждающимся в ней пожилых и инвалидов. Патронат – форма реализации социального обслуживания.
6
2
2.
Патронат и патронаж – сходства и различия.
3.
Основные виды патронажа: медико-социальны, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический и др.
4.
Этапы технологии социального патроната. Методы, применяемые при осуществлении патроната.
5.
Виды государственной и негосударственной социальной помощи пожилым и инвалидам.
6.
Проблема социального патроната с позиции исторического исследования. Исторические аспекты развития социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов в России.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практические занятия
6
1.
Значение и функции патроната пожилых и инвалидов.
2.
Виды патроната пожилых и инвалидов и этапы реализации технологии социального патроната.
3.
Роль патроната в реализации социального обслуживания пожилых и инвалидов в современном обществе.
Тема 4.4.
Медико-социальные аспекты старения.
Содержание
10
1.
Старость и старение. Факторы, влияющие на ускорение процесса старения. Счастливая старость и успешное старение.
6
2
2.
Виды старости: физиологическая, хронологическая, психологическая, социальная.
3.
Общие механизмы старения. Возрастные изменения различных органов и систем организма.
4.
Снижение работоспособности и переносимости физических нагрузок. Трудовая деятельность в пожилом возрасте.
5.
Медико-социальные проблемы людей пожилого и старческого возраста.
6.
Особенности ухода за пожилыми людьми.
Лабораторные работы
-
Не предусмотрены
Практическое занятие
4
1.
Определение степени подвижности и объема самообслуживания пожилого человека.
2.
Деятельность социального работника по выявлению медико-социальных проблем пожилого человека.
Тема 4.5. Технология реализации социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов
Содержание
14
1.
Выявление людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах.
8
2
2.
Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому. Основные принципы социального обслуживания.
3.
Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов в сельской местности.
4.
Социальное попечительство над пожилыми и инвалидами.
5.
Понятие «реабилитация». Основное содержание и виды реабилитации пожилых и и