БИНАРНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: «БИОПОЛИМЕРЫ (БЕЛКИ), ИХ СТРОЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Министерство образования и науки ДНР
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 144
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
бинарного урока по биологии на тему:
«Биополимеры (белки), их строение и основные свойства. Роль в живых организмах»
подготовили и провели:
учитель химии Чайка Л.И.
учитель биологии Прилуцкая С.А.
г. Донецк, Пролетарский район – 2015
.09 ноября 2015 г.
10 класс, биология
Тема 2. Молекулярный уровень организации живой природы, органические вещества.
Тема урока: Биополимеры (белки), их строение и основные свойства. Роль в живых организмах.
С полным основанием можно утверждать,
что белки – самые важные из всех веществ,
входящих в состав организмов животных
и растений.
Л. Полинг
Проблема: ПОЧЕМУ?
Цель - ознакомить учащихся с природными полимерами - белками. Раскрыть биологическое значение в жизни человека. Дать характеристику как важнейшим составляющим частям пищи. Способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия .
Задачи урока:
а) обучающие:
углубить знания об особенностях строения белков,
изучить свойства белков,
ознакомить с функциями белков в живых организмах
б) развивающие:
развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, умение работать в малых группах,
продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся, совершенствовать навыки работы учащихся в малых группах.
в) воспитывающие:
воспитать сознательное отношение к здоровому образу жизни,
совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности.
Тип: урок изучения нового материала.
Вид: бинарный интегрированный урок, интерактивный
Методы: иллюстративный, проблемный, практический
Формы работы: работа в группах, лабораторный опыт.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, держатели, штатив с пробирками, песок, ступка, технологическая карта опыта, оценочный лист.
Реактивы: раствор белка куриного яйца, этанол; образцы растительной и животной пищи (картофель вареный, картофель сырой, мясо вареное, мясо сырое), пероксид водорода.
Структура урока:
Этап урока
Время
Кто проводит
Оргмомент
2 мин
Биолог
Мотивация
2 мин
Биолог
Актуализация опорных знаний:
химическое строение белков
5 мин
Биолог,
Химик
Изучение нового материала:
свойства белков:
денатурация
деструкция
ренатурация
функции белков:
ферментативная
структурная,
транспортная,
регуляторная
24 мин
Биолог
Химик
Химик
Химик
Биолог
Химик
Контроль качества первичного усвоения знаний
7 мин
Эксперт
Рефлексия
1 мин
Биолог
Итог урока
3 мин
Химик
Домашнее задание
1 мин
Биолог
Этап урока
Формы и методы работы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Оргмомент
Приветствие, проверка отсутствующих, объединение в группы, представление эксперта и лаборанта
Эксперт сообщает об отсутствующих и готовности к уроку,
Мотивация
Проблемный,
Объяснительно-иллюстративный
Биолог: Постановка проблемы, сообщение цели и задач урока,
Записывают тему урока в рабочую тетрадь, задумываются о проблеме
Актуализация опорных знаний (полученных на уроках химии в 9 классе)
Фронтальный опрос
Биолог: задает вопросы:
что такое белки
что является мономерами белка
какие функциональные группы входят в состав аминокислот
что такие заменимые и незаменимые аминокислоты
что такое полноценные и неполноценные белки
с помощью каких связей молекулы аминокислот соединяются в макромолекулу белка
какие вы знаете структуры белка
охарактеризуйте первичную структуру белка
охарактеризуйте вторичную структуру белка
охарактеризуйте третичную структуру белка
охарактеризуйте четвертичную структуру белка
Биолог: меняет слайды
Химик: подводит итог этапа
Отвечают с места, оценивают ответы цветными карточками, эксперты заносит оценки в оценочный лист
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный, лабораторный опыт,
Биолог: называет свойства (растворимость, денатурация, деструкция) белков.
Химик: демонстрирует опыт по растворимости и химической деструкции белков.
Биолог: перечисляет функции белков в клетке.
Выводит на экран опорные схемы.
Химик: Проводит инструктаж по безопасности перед проведением лабораторного опыта, следит за выполнением опыта, подсказывает при формировании выводов.
Записывают опорные схемы в тетрадь,
Смотрят демонстрационный опыт
Записывают опорные схемы в тетрадь
Проводят лабораторный опыт,
Заполняют инструктивную карту, делают вывод.
Эксперты собирают карты, передают учителю для оценивания.
Контроль качества первичного усвоения знаний
Работа с учебником
Раздает карточки, указывает параграф, который необходимо проработать
Читают учебник и заполняют таблицу на карточках
Рефлексия
Голосование
Показывает картинки настроения, за которые необходимо проголосовать
Голосуют поднятием руки
Итог урока
Проблемный
Корректирует ответы учащихся и окончательно формулирует вывод, сообщает оценки.
Формулируют ответ на проблемный вопрос, на основании полученных на уроке знаний
Домашнее задание
Сообщает домашнее задание: изучить параграф 4, упражнение 1-5 на с. 29
Записывают задание в дневник
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОПЫТА:
1.В каких пробирках проявилась активность ферментов? Почему?
2.Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях?
3.Различается ли активность фермента в растительных и животных тканях?
4.Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Практическое значение имеет этот опыт?
15