Исследование на тему: «Патриотическое воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности младшего школьника».
Исследование на тему: «Патриотическое воспитание
как фактор формирования духовно-нравственной личности младшего школьника».
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, а также целенаправленной комплексной молодежной, семейной, государственной политики в интересах детей. Отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения, которое слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы повлияла на выбор темы исследования: «Патриотическое воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности младшего школьника».
Объектом исследования является воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является патриотическое воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности младшего школьника средствами патриотического воспитания.
Цель исследования - раскрыть потенциальные возможности патриотического воспитания как фактора формирования духовно-нравственной личности младшего школьника.
Средства воспитания – «инструментарий» материальной и духовной культуры, которые используются для решения конкретных воспитательных задач (знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанников, коллектив и социальная группа).
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы человек не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.
Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Ребята сами могут рассказать о том, в каких торжественных случаях звучит Гимн – музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанный на гуманистических ценностях своего народа. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.
В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ; конкретно для младших школьников можно было бы посоветовать темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».
Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.
Учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм превратится в агрессивность по отношению к «чужим». От всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий. Главной задачей школы русской культурной традиции мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина. Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины.
Внимание детей нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят школьников, расширяется - это город, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Младший школьник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу. Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе с взрослыми ездят по городу. Учитель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании, сочинениях. Можно изготовить подарки к праздникам. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу и т.д.
Также средствами патриотического воспитания школьников служат художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и школе, само окружение (природное и социальное), в котором они живут. В ряде школ умело используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. На встречу с ребятами необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей - пионеров и школьников. Потом можно проводить патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу, оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.
Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Ребята хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых средств, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: поиск материалов о подвигах родных и близких, героев - земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников - своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
Для решения поставленной задачи разработана система внеклассных мероприятий патриотической направленности таким образом, чтобы у школьников постепенно повышался уровень духовно-нравственной воспитанности:
1. Тематический вечер духовно-нравственного воспитания «Тот самый первый день войны».
2. Классный час «В поисках формулы нравственности душевной красоты».
3. Утренник «Берегите родную природу!»
4. Деловая игра «Моя семья – моя радость».
5. Внеклассное мероприятие « Русь, Россия, Родина моя».
6. Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России».
7. Викторина «Лес – красота и величие».
Тематический вечер духовно-нравственного воспитания «Тот самый первый день войны». Цель: воспитывать в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне. На это мероприятие можно пригласить ветеранов из числа преподавателей, из семей учеников школы или проживающих рядом со школой.
На классном часе «В поисках формулы нравственности душевной красоты» - воспитывать нравственные качества: доброту, сострадание, милосердие, любовь к ближнему и готовность прийти на помощь; развивать эмоции, речь, память; развивать мышление учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения.
Утренник «Берегите родную природу!». Цель: воспитание общественной активности школьников, бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви к природе родного края. В ходе утренника, ребята пришли к выводу, что мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Следует свято относиться ко всему живому.
На деловой игре «Моя семья – моя радость». Цель: помочь детям и родителям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; дать понять, что каждый человек индивидуален, он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут.
Внеклассное мероприятие «Русь, Россия, Родина моя». Цель: формировать уважительное отношение к родной стране; создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; познакомить с символикой РФ; развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
Внеклассное мероприятие «Я - гражданин России». Цель: воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся. Следует поговорить об Основном законе Конституции Российской Федерации, а также фактах отечественной истории, которые связаны с символами нашего государства.
Викторину по теме «Лес – красота и величие» мы провели на природе. Данная прогулка позволила обсудить проблемы экологии родного края, определить «друзей и врагов» своей малой родины. Ребята наглядно смогли изучить особенности растительного и животного мира. На природе с детьми была проведена беседа «Природа и мы», в результате которой дети сделали вывод: человек есть часть природы. Ученикам было дано задание подготовить отзывы об увиденном и услышанном, сделать поделки из природного материала, собранного в лесу.
Исходя из всего перечисленног выявлены потенциальные возможности патриотического воспитания как фактора формирования духовно-нравственной воспитанности младшего школьника. К ним относятся следующие:
1) патриотическое воспитание ребенка младшего школьного возраста должно пронизывать весь процесс обучения. Необходимо строить уроки так, чтобы побуждать ребенка постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения.
2) использование на уроках специально разработанной системы мероприятий, способствующих усвоению учащимися общечеловеческих ценностей и пробуждению действенной любви к своему краю, своему народу, Родине;
3) осознание школьником ценности человеческой личности, самоценности – как основы духовно-нравственного развития;
4) актуализация субъектной позиции школьников в процессе патриотического воспитания.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
13PAGE 15