Доклад на тему Духовено-нравственное воспитание-как одна из форм развития лисности
Н.Н.Власова
МБОУ «Лицей №3»
г. Братск
Духовно – нравственное воспитание как одна из форм развития личности
·Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание - это эстетическое и нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д. На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальное искусство. Отечественная педагогическая мысль, всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. Каково же содержание понятия «духовность»? Большинство ученых считают, что духовность - есть процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собственной жизни, с целью обретения истины и смысла бытия. Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, под душевностью - вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим, заботой, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на трудовую деятельность- работу, выполняемую внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Поэтому задача педагога – донести до учеников нравственное и духовное восприятие произведения, научить прочувствовать его и эмоционально отреагировать. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки. Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслей и образов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу сотворения, то есть созидания позитивно нового.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки, как уроков искусств, уроков творчества: --Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой. -Активизация познавательной деятельности учащихся. - Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции. - Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков. Для решения поставленных задач необходимо задуматься над следующими проблемами. -Целенаправленное духовное формирование личности. -Формирование способности интонационно мыслить и чувствовать -Воспитание потребности в красоте Красота во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач педагога состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Нельзя допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания. Восприятие музыки - главный фактор духовно-нравственного воспитания и - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты и гармонии. Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Для развития духовности необходимы благоприятные условия, организация и осуществление соответствующего духовного воспитания и образования. Произведения изобразительного искусства это светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах. Что же касается музыкальных произведений, то можно найти громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка. По мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования. Согласно концепции Льва Николаевича, ребёнок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства и постепенно созидает свой путь. Путь жизни. Особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений литературы, музыки и изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним, естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека. Церковная музыка в этом отношении занимает особое место. Духовная музыка - это бесценный пласт культуры каждого уважающего себя народа и всего человечества в целом. Музыка Русской Православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувство и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений. Музыка – важнейший фактор духовного развития. Сохраняя в педагогическом процессе многовековые традиции духовно-нравственного воспитания, мы ждём осветления будущих наших детей, жизнь которых наполнена духовной, народной музыки. Огромная роль принадлежит учителю и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Именно к этому и должен стремиться учитель музыки. На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». С радостью он должен идти на урок. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания –это воспитание души ребёнка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его качеств и идеалов. Главное, что должен сделать учитель – научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Школа является сферой активного влияния на духовный мир ребёнка. Учителю необходимо систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития, заботиться о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло всё лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание стало эстетическим наслаждением. На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка –актуальная задача сегодняшнего дня. В задачи уроков музыки, как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания должно входить: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно- развитой личности. А, значит - духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Список используемой литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.
4. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.
5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.
6. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.
7. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.
8. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.
9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.
10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.
11. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986.
12. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. – 1992.
13 Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. – 2000. - № 1.
15. Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. – 2000. - № 3.
16. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 2004, 2006.
17.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Народное образование»,
18. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994
19. Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. – М.: Просвещение, 1993
20. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ / Коллектив авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004, 2006.
21.Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2005, 2006.
22.Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. –1995.
23. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.
24. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России - 2004, №№ 12-13.