Статья Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ


Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина РФ.

Общеобразовательные школы уже несколько лет находятся на пути реформирования образования. Педагогика сегодня призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации имеет чрезвычайную значимость. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности как неотъемлемых качеств россиянина
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, упадок общественной морали, утрата семейных ценностей, низкий уровень патриотического воспитания и др. Из этого следует, что духовно- нравственное воспитание в современной школе надо не только поднимать на более высокий уровень, но и придать ему приоритетное значение. В 2009 году академики РАН А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков , выполняя государственный, общественный, педагогический заказ в серии «Стандарты второго поколения» разработали и выпустили «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Мы уже все ознакомлены с данной Концепцией, и в Пояснительных записках к Рабочим программам перечисляем её в ряду таких базовых документов, как ФГОС НОО, ФГОС ООО, примерные программы по предмету, Федеральный перечень учебников.
Нормативной основой Концепции являются Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Ежегодные послания Президента России Федеральному собранию РФ. Целью концепции духовно-нравственного воспитания является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, выработка пути формирования личности современного российского школьника, его нравственных и духовных качеств для возможности самореализации в будущем в условиях современного российского и мирового социума. В реализации этой цели преподаватели предметов гуманитарно-эстетического цикла и искусства ставят следующие задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, работы великих мастеров живописи, архитектуры, умение выражать свои чувства, развивать свою речь.
Педагоги, реализуя Концепцию, осуществляют работу по следующим направлениям:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей обучающихся.
Предполагаемый результат:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Сформированное позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Проявление чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; принятие истинных ценностей, таких как: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры, толерантное отношение ко всем конфессиям в РФ.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
«Процесс становления нравственного сознания характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств» (К.Д.Ушинский). Духовно-нравственное воспитание - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим; усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ и учреждений культурно-досуговой сферы.
Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей искусства, МХК, ОРКиСЭ, руководителей кружков нравственно-эстетического направления, педагогов дополнительного образования. Основными принципами организации духовно-нравственного воспитания являются:
-Нравственный пример педагога.
-Социально-педагогическое партнёрство.
-Индивидуально-личностное развитие обучающихся.
-Интегрированность программ духовно-нравственного воспитания.
-Социальная востребованность воспитания.
Все принципы соблюдаются и реализуются на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего развитие личности в процессе освоения универсальных учебных действий.
Существует множество форм работы со школьниками по формированию жизненных ценностей, духовного и нравственного начала, которые мы используем во время урока и во 2-й половине дня на занятиях кружков, на внеклассных мероприятиях. Это:
уроки; факультативные, индивидуальные, групповые занятия;
беседы, игры, викторины нравственного и духовного содержания;
лекции, семинары, практикумы;
творческая художественная и музыкально-эстетическая деятельность детей: рукоделие, рисование по собственному замыслу и представлению, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
проведение праздников, театрализованных представлений, выставок;
использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальные музеи, создание презентаций);
проектно-исследовательская деятельность учащихся;
участие в районных конференциях, Интернет-конкурсах эстетической направленности;
экскурсии, посещение художественно-эстетических выставок;
тематические и творческие вечера, концерты, творческие отчёты кружков, музыкально-литературные гостиные;
сотрудничество с семьёй, общественностью, СМИ;
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин- умение быть добрым, милосердным, патриотичным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Общение с церковью также имеет огромное воспитательное значение. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. «Духовные песни доставляют великую пользу,..великое освещение и служат руководством ко всякому любомудрию» (Святитель Иоанн Златоуст, из беседы на 41 псалом). Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Детство – это удивительная страна. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней суровой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру, ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
В Концепции духовно-нравственного воспитания отмечено, что традиционными источниками духовности и нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство. 3. Гражданственность - Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья - Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука - Познание; Истина; Научная картина мира; Экологич. сознание.
7. Традиционные российские религии- представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература- включает ценности: Красота; Гармония; Духовн. мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетич.развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте, творчеству и жизни. В течение уже многих лет в нашем районе школьники участвуют в творческих конкурсах: «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и др. Каждая работа ребёнка - это погружение в эпоху, овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. В средневековой Руси воспитательный идеал был представлен для христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Вера была одним из факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
В нашем районе постоянно проходят конкурсы рисунков на такие важнейшие для россиян темы, как «День защитника Отечества», «День Победы», «День матери», «День семьи» и другие, участие в которых формирует в детях глубокое уважение к людям, которым они обязаны своей жизнью. Развивая свои способности в художественно-изобразительном творчестве обучающиеся в деятельности осваивают искусство и культуру своего народа, культуру мира, передают своё личностное отношение не только к искусству, поставленной задаче, но и к истории и современности.
Учителя музыки города и района постоянно готовят воспитанников для участия в конкурсах вокального мастерства, таких, как «Серебряный голос», «Песни, опалённые войной», «Браво, дети!», на которых выступают наши дети и сольно, и в составе вокальных групп, поют в хоровых коллективах. Молодое поколение на репетициях и выступлениях получает уроки толерантности, этики общения, нравственности, духовности, уроки уважения к истории страны. У каждого педагога есть запланированное разучивание вокального произведения, которое формирует не только вокальные умения и навыки в области фольклора или современной музыки, но и духовное и нравственное начало человека. Ярким примером этого было участие детей в концерте, посвящённом 70-летию Великой Победы.
Сегодня особое время в российской истории и образовании. Школа призвана к воспитанию творческой, инициативной, социально адаптированной, саморазвивающейся, автономной личности. Именно такой человек будущего делает возможным социальный и экономический прогресс, процветание страны. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса.
Обучение -только один из компонентов личностного развития, поэтому очень важно, как организована внеурочная , культурно-досуговая деятельность школьника, что его интересует и влечёт. На учителе лежит огромная ответственность за подрастающее поколение, усвоение и принятие им базовых национальных ценностей, а также за то, каким будет не только человек будущего, но и само будущее. Мир постоянно меняется, но главные ценности в нём остаются неизменными, остаётся и искусство, как давным - давно заметил Гипократ. Это значит, что средствами искусства надо воспитывать умы и сердца детей, о чём говорил Д.Б.Кабалевский, делать их души чистыми светлыми, чуткими, в которых не будет места злу, ненависти, жестокости, и ,как сказал С.Л.Соловейчик,- «Нравственность-граница дозволяемого совестью…А верхней границы нет, верх- духовность, она бесконечна.»
Литература: 1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков,М., «Просвещение»,2009г. 2. «Педагогика для всех», С.Л.Соловейчик, М., «Детская литература», 1989 г.
3. «Толковый словарь живого великорусского языка», М., «Русский язык», 1978 г.