Исследовательский проект Покормите птиц зимой!
Межшкольная научно-практическая конференция учащихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гремячинская основная общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
«Покормите птиц зимой!»
Участники проекта:
ученики 1 класса и их родители
Руководитель:
Мельникова Елена Викторовна
Гремяча 2016
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………
Теоретическая часть:
зимующие птицы……………………………………………………………..
Практическая часть:
загадки про птиц……………………………………………………………...
основной корм птиц в зимнее время…………………………………….….
конкурс кормушек…………………………………………………………...
Вывод………………………………………………………………………....
Литература……………………………………………………………………
Введение
Осенью, во время одной из прогулок по селу мы увидели, как маленькие птички перелетали с ветки на ветку, с одного репейника на другой. Мы решили, что они играли, но Елена Викторовна сказала, что они заняты поиском корма. Действительно, совсем скоро наступит зима. Пушистым снегом покроются поля и леса. Уже не слышно весёлых птичьих голосов, ещё раньше многие птицы улетели от нас в тёплые страны. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать. Нам стало интересно:
Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?
Как ведут себя птицы во время морозов?
Какой корм едят птицы зимой?
Мы узнали, что птицам очень трудно прокормиться зимой. От холода и голода из каждой сотни мелких птичек гибнет приблизительно девяносто.
А что можем сделать мы, первоклассники, чтобы как-то помочь птицам?
Тогда Елена Викторовна предложила объединить наши предложения, реализовав проект о помощи птицам и привлечь к работе родителей.
Актуальность:
Подкормка птиц зимой – это очень актуально. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Зимняя подкормка птиц – уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться – различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод – не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.
Тема нашего проекта: «Покормите птиц зимой!»
Цель нашего проекта:
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и о способах помощи им зимой.
Изготовить кормушки для зимующих птиц.
Для реализации цели проекта поставлены следующие задачи:
Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах: у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников,
Собрать загадки о зимующих птицах.
Сделать кормушки. Провести выставку кормушек.
Узнать, чем можно кормить птиц, уметь подбирать корм для них.
В ходе работы над проектом, мы распределили работу, и каждый работал над своим заданием. Задания были таковы:
Поиск информации о том, как птицы называются зимующими.
Сбор загадок о зимующих птицах.
Изучение информации о том, чем можно кормить птиц.
Изготовление кормушек.
Результаты работы:
Теоретическая часть:
1 задание
Зимующие птицы – птицы, переносящие зимние холода, приспособившиеся находить корм под снегом и благодаря оперению не боящиеся холодов.Зимующих птиц много, это поползни, свиристели, синицы, галки, голуби, вороны, воробьи, сойки, сороки, щеглы, дятлы, клесты и многие другие.Мы постарались собрать информацию о птицах, которых видим на улицах наиболее часто.Все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
1 группа. Полностью зависимые от человека. К этой группе относятся осёдлые птицы: городские голуби, воробьи. Эти птицы придерживаются определённой небольшой территории и не перемещаются за её пределы.
Эти птицы без помощи человека не смогут существовать, количество естественных кормов, которые они в состоянии найти в природе настолько мало, что не позволит пережить им зиму.
2 группа. Могут пережить зиму без нашей помощи, но не откажутся, если предложить. К этой группе относятся мелкие лесные птицы, регулярно зимующие в наших лесах и вполне приспособленные к этому: синицы, поползни, дятлы, сойки.
3 группа. Чаще всего добывают корм самостоятельно. К этой группе относятся снегири, дрозды рябинники, свиристели, щеглы, овсянки, чижи и чечётки, пищухи и корольки. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливающиеся.
Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябины, боярышника. Кормушки они не посещают, полностью зависят от наличия ягод на ветвях (обрывая плоды рябины, мы тем самым сокращаем количество доступного для них корма, так что лучше рябину не заготавливать для зимней подкормки). Снегири питаются семенами рябины, сирени. Они изредка посещают кормушки, с удовольствием поедая семечки, но из-за кочевого образа жизни никогда не остаются у кормушек подолгу.
4 группа. Подкормка крайне нежелательна
К последней группе относятся серая ворона и сорока. Этих птиц лучше не подкармливать. Особенно это касается ворон, чья численность в городах превышает все разумные пределы.Ворона всеядна, в её рацион входят как растительные корма, так и животные. При этом город даёт воронам защиту от естественных хищников, здесь они успешнее выращивают своих птенцов, быстро увеличиваясь в числе.
Практическая часть
2 задание: Загадки про птиц.
Отгадывая загадки, найденные ребятами, мы лучше узнали птиц.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Кошки не боится –Собирает крошки,А потом на ветку прыгИ чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Кто в беретке ярко-красной,В чёрной курточке атласной?На меня он не глядит,Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (Галка)
Ей на месте не сидится; всё летает целый день,Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)
Как лиса среди зверей,Эта птица всех хитрей.Прячется в зелёных кронах,А зовут её… (Ворона)
Кто летает, кто стрекочет –Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
– Ты откуда, ты откудаПрилетел к нам, красногрудый?– Облетел я всю Сибирь.– Как зовут тебя? (Снегирь)
Северные гостиКлюют рябины грозди,Так нарядны и ярки,На головках – хохолки! (Свиристели)
Кто там прыгает, шуршит,Клювом шишки потрошит?Голоском речистым, чистым –Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
3 задание:
Узнали мы и об основных зимних кормах. Птиц можно подкармливать:
– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;– пшеничными отрубями;– овсяными хлопьями, пшеном;– птицам можно давать крошки белого хлеба (чёрный хлеб давать нельзя!);– дятлы и синицы любят несолёное сало.
Мы запомнили, что подготовку к кормлению птиц зимой необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы.
4 задание:
Конкурс кормушек.
Одним из интересных этапов нашего проекта был конкурс кормушек. Многие из ребят вместе с родителями изготовили кормушки и принесли в класс. 27 ноября у нас прошёл классный час на тему «Покормите птиц зимой!», на котором уважаемое жюри в лице Морозовой Галины Анатольевны и Калашниковой Натальи Анатольевны отметили самые удобные, оригинальные, необычные кормушки.
Кормушки были разные, но все, на взгляд жюри, удобные для птиц. Ни одна из кормушек не осталась незамеченной. А Галина Анатольевна даже сочинила небольшое стихотворение:
Скворечники, скворечники!
Да будем человечнее!
Построим домики пернатым
И пусть живут они богато.
Богато все мы заживём.
Природу точно мы спасём.
Развешивание кормушек.
Перед нами встал вопрос, а где развесим кормушки? Ведь их надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.
Было решено повесить их в молодой лесок с южной стороны школы.
Вывод:
Зимние лишения, конечно, не угрожают вымиранию всех синиц или снегирей. Они смогут прокормиться и в природе. Но значительная часть зимующих птиц погибает. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. Естественный корм для многих видов становится практически недоступным. А пару дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной.
Подкармливая птиц, мы не спасаем их от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
В ходе реализации нашего проекта были выполнены такие мероприятия:
План мероприятий проекта «Покормите птиц зимой!»
Подготовка сообщений о зимующих птицах 2 ноября-8 ноября Группа №1 (Лиза, Настя, Соня, Саша,)
Изучение информации о том, чем можно кормить птиц 2 ноября-8 ноября Группа № 2 (Никита, Василиса, Жанна, Алёша)
Заслушивание сообщений:
1)зимующие птицы
2)чем можно кормить зимующих птиц 9 ноября Группы №1 и №2
Сбор загадок о зимующих птицах нашего края. 9 ноября – 13 ноября Группа №3 (Ваня, Алиса, Андрей)
Заготовка корма 9 ноября – 30 ноября Учащиеся класса, родители
Изготовление кормушек 1 ноября-26 ноября родители
Классный час «Покормите птиц!» 27 ноября Классный руководитель
Конкурс на самую лучшую кормушку 27 ноября Родительский комитет
Развешивание кормушек 27 ноября Классный руководитель, родители, учащиеся класса
Подкормка птиц Декабрь-апрель Учащиеся класса
Заключение:
В результате работы над нашим проектом мы узнали много нового и интересного о зимующих птицах. Узнали, каких птиц нужно кормить обязательно и каких нежелательно.Для нас было важно разобраться в разнообразии кормов, теперь мы точно не будем кормить птиц ржаным хлебом и солёной пищей!Мы проверили свои возможности при изготовлении кормушек и теперь стараемся регулярно их пополнять.Мы считаем, что работа над этим проектом завершена, но подкормку птиц будем вести до наступления теплых весенних дней и появления привычного корма для наших пернатых друзей.
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшнаБудет им зима. Сколько гибнет их – не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песни не пришлосьНам встречать весну! А.Яшин
Литература
1. Экологическое воспитание в начальной школе. Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград, 2007 г.2. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград, 2007 г.3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» – Москва, 2002 г.4. Растительный и животный мир: сборник загадок. / сост. Е.М. Тихомирова. Москва, 2008 г.5. Материалы из сети Интернет.6. Для презентации использовались картинки из сети Интернет.