Статья «Карта-схема на уроках литературы» 10 класс

КАРТА-СХЕМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

О.В.Опря
к.ф.н., доцент, преподаватель, Назарбаев Интеллектуальная школа, г.Уральск

Чем может заинтересовать учеников карта на уроках литературы? Наглядные пособия, изготовленные учителем или под его руководством старшеклассниками, имеют важное значение в активном преподавании. Среди этих наглядных пособий выделяется карта-схема, которая успешно может быть применена на уроках литературы. Карта-схема поможет в ограниченное время охватить большой материал, визуализирует материал. Карту-схему можно использовать при изучении биографии поэта, писателя, а можно и при анализе художественных произведений.
В современной программе по литературе на изучение романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого отводится 6 часов, из них теме войны посвящено 2 урока. Роман «Война и мир» - книга, на создание которой ушли годы исторических разысканий. Как в такие рекордно короткие сроки проанализировать, например, события Бородинского сражения, когда Толстой описывает его в 13 главах? Покажем, как карта-схема помогает проанализировать главы, посвященные Бородинскому сражению. Домашним заданием учеников 11 класса было прочитать главы с 25 по 39 III-го тома романа. Кроме того, были даны вопросы по основным моментам и задание собрать вырезки из газет, журналов о Бородинском сражении. Учитель предлагает иллюстрации к роману, нарисованные художниками А.В.Николаевым, В.А.Серовым.
Урок начинаем с сообщения о том, что это урок необычный – заполнение карты-схемы. Ученикам раздается домашняя заготовка учителя – поле, на котором предусмотрены пустые места для иллюстраций и свободные линии для записи цитат из романа. Обратите внимание учеников на эпиграф к уроку: «В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». Таким образом, любимая мысль Толстого, «мысль народная», реализуется при создании сцен Бородинского сражения.
Действия учителя: начинаем с 25-й главы. Задаем вопросы: Каково настроение у русских солдат и офицеров накануне сражения? О каком чувстве говорит князь Андрей Пьеру Безухову? Почему в батальоне Тимохина солдаты говорят об особенном дне?
Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит карта и текст романа. Учащиеся зачитывают такие цитаты: «Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!», «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть», «В такую минуту, для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - все это мысли князя Андрея. «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная. Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят» - слова батальонного командира Тимохина.
Учащиеся работают с цитатами, после обсуждения записывают их на карту, наклеивая фотографии из фильма «Война и мир» и иллюстрации художников. Они делают выводы, что Толстой признает освободительную войну, войну за родную землю. Устами любимого героя писатель называет войну самым гадким делом в жизни, но когда враг стоит у твоего дома, Толстой призывает не складывать оружия.
Русской армией руководит Михаил Илларионович Кутузов, а французской – Наполеон Бонапарт. Необходимо изучить поведение этих полководцев накануне сражения.
Действия учащихся: выступление с небольшими сообщениями или презентациями «Исторические личности – Наполеон и Кутузов».
Действия учителя: задаем вопросы по 21 главе. Для чего на поле боя приносят икону Иверской богоматери? Каким изображает Кутузова Толстой? О чем говорит тот факт, что Кутузов слушает молебен и прикладывается губами к иконе?
Учащиеся зачитывают цитату: «Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы». Наклеивают изображение Кутузова и русских солдат 1812 года, записывают цитату и делают выводы, что Толстой не скрывает старости русского полководца, его сентиментальности. Но Кутузов уверен в победе, в нем есть патриотизм, который есть и в русской армии. Кутузов знает, что участь сражения решит тот дух войска, который есть и в князе Андрее, и в Тимохине. По-другому ведет себя перед боем Наполеон.
Действия учителя: работаем с 26, 27 и 29 главами. Задаем вопросы: Как готовится к бою Наполеон? Как он ведет себя перед портретом сына? Что говорит о нем приказ воинам? Почему не исполнялись распоряжения Наполеона? Почему Наполеон называет решающее сражение за Москву «игрой в шахматы»? Объясни тот факт, что Кутузов разговаривает перед боем с солдатами, а Наполеон только отдает приказы.
Действия учащихся: записывают цитаты, наклеивают изображения Наполеона, сына Наполеона. Зачитываются цитаты: «Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собою одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решениями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний», «во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено», «Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
Шахматы поставлены, игра начнется завтра», «Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась». После обсуждения цитат учащиеся делают выводы, что Наполеон суетлив, он заботится о впечатлении, которое производит на окружающих. Наполеон – диктатор, который играет пешками-людьми, поэтому бой для него – игра в шахматы.
Действия учителя: приступать к анализу самого сражения – глава 30. Нужно обратить внимание учащихся на то, что Бородинское сражение показано глазами Пьера Безухова. Просмотр эпизода из фильма С.Бондарчука «Война и мир». Задаем вопросы: Почему Толстой показал сражение через восприятие Пьера? Какой образ проходит через все описание боя? Что видит с кургана Пьер? Какое желание возникает у Пьера? Как относятся солдаты к Пьеру?
Действия учеников: записывают цитаты и обсуждают. Цитаты, которые понадобятся: «Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени», «Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения», «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой». « Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник», «Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление».
Учащиеся, записывая цитаты, делают вывод, что Толстой сознательно показывает войну глазами Пьера, поскольку Пьер оценивает ее с психологической и нравственной стороны. Пьер наблюдает не столько за ходом боя, сколько за настроением солдат, что важнее для Толстого. Солдаты поначалу относятся к Пьеру настороженно, а затем принимают его за своего, шутят над ним. Ключевой образ – описание солнца (символ жизни), которое становится антитезой (противоположностью) к описаниям смерти.
Действия учителя: обратить внимание учащихся на поведение русского и французского полководцев в бою. Рассказать о зале славы 1812-го года, который находится в Государственном музее Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Действия учеников: вначале выписываем цитаты о Кутузове. «Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела», «Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска», «то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».
Затем ученики приклеивают изображения Кутузова, портреты русских генералов-героев войны 12-го года. Затем работаем с цитатами о Наполеоне. «Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом», «Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы». Ученики делают вывод, что Наполеон и солдаты находятся отдельно. Французскому императору война нужна для личной славы. Толстой подчеркивает его отчужденность от людей.
Действия учителя: работаем над 31 главой, в которой Толстой описывает подвиг батареи Раевского. В центре русской позиции был высокий курган. На нём была установлена батарея, располагавшая к началу боя 18 орудиями. Оборона батареи возлагалась на 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского. Получив известия о падении батареи Раевского, Наполеон двинулся к центру русской армии и пришёл к выводу, что её центр, несмотря на отступление и вопреки уверениям свиты, не поколеблен. После этого он ответил отказом на просьбы ввести в сражение гвардию. Наступление французов на центр русской армии прекратилось. Приклеиваем на карту изображения боя и выписываем цитаты: «Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему». Делаем выводы, что русские своей храбростью остановили наступление французов. Тяжело, смертельно ранен в этом сражении и князь Андрей.
Действия учителя: выписываем цитаты из 37 главы.
Действия учеников: записать цитаты. Подумать над вопросом: почему мысли князя меняются в противоположную сторону? «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле». После заслушивания мнений делаем вывод, что князь приходит к пониманию любви как жертвы, она требует отречения от жизни.
Действия учителя: обратить внимание на то, что французы оценили храбрость русских. Задаем вопросы: Какая армия, по мнению Толстого, одержала победу и в чем она заключалась?
Действия учеников: выписывают цитаты. «Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, сказал адъютант».
Разговор о Бородинском сражении заканчиваем чтением описания поле боя после сражения. Учитель дает задание подчеркнуть ключевое слово. Это слово «кровь».
«Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Учащиеся делают вывод, что Толстой пишет о нравственной победе русских войск: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».
Подводя итог размышлениям, обращаемся к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино». Задаем вопрос: Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман? Делаем вывод, что толстовское описание битвы при Бородине позволяет нам создать целостную картину исторического события, от которого зависела судьба страны. Записываем слова Толстого и поэта Сергея Раича:
Бородино! Бородино! На битве исполинов новой Ты славою озарено, Как древле поле Куликово.
Читая текст и записывая, наклеивая иллюстративный материал, ученики лучше запоминают (визуализация). Глядя на схему, им легко вспомнить и рассказать. Карта-схема дает возможность широко использовать и краеведческий материал. При изготовлении карты-схемы используем все собранные материалы, иллюстрации к произведениям, биографические документы, вырезки из газет, журналов, редкие и неопубликованные фотографии, письма. Их могут собирать в течение нескольких уроков ученики, искать в Интернете.
Карта-схема помогла разнообразить урок, максимально уплотнить его, привлечь дополнительный материал. Карта-схема развивает творческую активность и любознательность учащихся, чтобы труд их на уроке стал содержательным и радостным.
Карты-схемы составлены нами не только по творчеству Л.Н. Толстого, но и по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова, М.А.Булгакова.
Список литературы:
Долинина Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого "Война и мир". СПб., 1999.
Иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. Л., 1989
Толстой Л.Н. Война и мир // ilibrary.ru/text/11/







Карты-схемы Бородинского боя (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Объект 115