Технологическая карта. Урок русского языка. 1клас. Тема урока:Слова-предметы, слова-действия, схема предложения
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 1
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема Слова-предметы, слова-действия
Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями о словах-предметах, словах-действиях, их схематическим изображением;
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
Основные термины, понятия Слова-предметы, слова-действия, схема предложения.
Межпредметные связи Литературное чтение
Планируемый результат
Предметные умения
Слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи. Различение слов-названий предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий. Формирование умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие).
Личностные УУД:
Смыслообразование:
Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка.
Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний (слова-названия предметов, слова-названия действий).
Регулятивные УУД:
Выполнение пробного учебного действия;
Самоконтроль (ТПО №1), коррекция, оценка.
Познавательные УУД:
Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям.
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ).
Установление связи между словами-названиями предметов и словами-названиями действий, т.е. животными и действиями, которые они выполняют.
Умение использовать знаково-символические средства (модели единиц русского языка). Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Коммуникативные УУД:
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос (при сопоставлении слов-названий предметов со словами-названиями действий), планирование учебного сотрудничества с соседом по парте.
Организация пространства
Формы работы .
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
групповая Книгопечатная продукция:
Чуракова Н.А. Русский язык 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Гольфман Е.Р..: Академкнига/Учебник
Технические средства обучения:
компьютер,
медиапроектор.
Карточкидля работы в паре,группе.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации) Создание эмоционального настроя и атмосферы, подготовка учащихся к работе на уроке
Этап целеполагания Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Актуализация опорных знаний и умений Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся через методический инструментарий
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Формирование умения применять полученные знания на практике
Закрепление нового материала.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом.
Рефлексия учебной деятельности Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. Анализ и оценка успешности достижения цели.
Технология изучения
Этап урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап (создание мотивации)
Регулятивные:
саморегуляциякоммуникативные: учебный диалог учителя с учениками Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Расскажите правила поведения на уроке.
Покажите смайлик с каким настроением вы пришли на урок.
Найдите главу «Миша и Маша знакомятся с миром слов»
Найди номер страницы, на которой нужно открыть учебник.
- Проверим, на какой странице вы открыли учебники.
Диалог учителя с детьми.
Дети садятся.
Учащиеся открывают страницу «Оглавление», открывают учебник на нужной странице.
- Страница 14.
Этап целеполагания Предметные: знать слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи Метапредметные (УУД):
познавательные:
-формировать умение поиска начала урока по условным обозначениям;
-формировать умение использовать знаково-символические средства;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 1.Работа со знаково-символическими средствами учебника.
-Прочитайте название главы.
Как узнать, где начало урока?
Какой это урок по данной теме?
- Посмотрите на страницу. Да, на странице 14.
Наши пальчики сплетем,
Руки вытянем потом.
Пальцы выгнутся чуть-чуть –
Их расслабить не забудь.
– Прочитайте буквы, записанные на доске. (А, б, в, г.)
– Какую букву следует писать после буквы «г»? (Д.)
– Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.)
– Какая буква в ряду «лишняя»? Почему? (Буква «а», обозначает гласный звук.)
– Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласные звуки.)
– Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да.)
– Придумайте слова, в которых есть эти слоги.
Например: бабушка, труба, корова, ванна, гараж, карандаш и т. п.
Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вмесе с солнышком встаёт?
– Какой вопрос вы часто слышите? (кто?)Придумайте слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Кошка,бабушка,машина дом )
– Докажите свой выбор.
– Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос. тема урока: слова-предметы, слова-действия
Ребята мы уже знакомы с вами с понятием как: слова- предметы и слова-действия. -Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом –помощником. (Повторить) Повторить о словах-предметах и словах –действиях.
- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Узнать, научиться) Узнать как схематически обозначаются эти слова.
- научиться составлять схемы предложений.
Цели появляются на экране.
понятием как: слова- предметы и слова-действия. -Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом –помощником. (Повторить) Повторить о словах-предметах и словах –действиях.
- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Узнать, научиться) Узнать как схематически обозначаются эти слова.
- научиться составлять схемы предложений.
тема урока: слова-предметы, слова-действия
2. Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий.
Ребята мы уже знакомы с вами с понятием как: слова- предметы и слова-действия. -Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом –помощником. (Повторить)
- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Узнать, научиться)
1. Повторить о словах-предметах и словах –действиях
2.Узнать как схематически обозначаются эти слова.
3. Научиться составлять схемы предложений.
Цели появляются на экране.
- Начало урока обозначено голубой вертикальной полосой с бабочкой.
- Это первый урок, потому что одно бабочка.
Ученики сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы.
Учитель записывает на доску вопросы: кто это ? Что это?
Слайд№1
Нам знакомы понятия слово-предмет, слово-действие.
- Повторить о словах-предметах и словах –действиях.
- Что это за модели? Для чего они нужны?
- Узнать как схематически обозначаются эти слова.
- научиться составлять схемы предложений.
Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к введению в новую тему. Предметные:
-Слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка -.) Повторить о словах-предметах и словах –действиях.
- Сформулируйте новые цели урока, (Узнать, научиться) Узнать как схематически обозначаются эти слова.
- научиться составлять схемы предложений.
Цели появляются на экране.
С какой цели начнём?
1. Упражнения в постановке вопросов кто? что? к словам.
На доске запись: Кто это? Что это? слова: дом, кошка, бабушка, машина. Вызвать ребёнка распределить слова на два столбика.
– Распределите слова, которые вы придумали, в два столбика. Запишите их в тетрадь. – Открывают тетради, записывают число.
– О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? (Живой или неживой предмет они обозначают.)Возьмите оценочный лист, оцените как вы справились с заданием
Физкультминутка
На опушке две лягушки
Две зелёные подружки
рано утром умывались
полотенцем обтирались
ножками потопали
ручками похлопали
1.Работа в парах:
На каждой парте лежит листок со словами.
Вместе с соседом по парте распределите слова в 2 столбика и подберите к ним слова действия.
Что? Кто?
Столб сорока
яблоко крот
Столб стоит. Сорока летит. Крот роет. Яблоко висит.
2.Сличение результата с заданным эталоном
(На слайде правильный ответ.)
Почему так распределили?
Подберите к словам предметам подходящие по смыслу слова-действия. (Устно)
Повторили мы о словах? Достигли первой цели?
- Начнём с первой цели.
Слайд№2
1 столбик – неживые предм2 ст. – живые предметы
Слайд№3 На слайде правильный ответ.)
Дети оценивают себя.
Выполняют физминуткуУчащиеся, работая в парах разгадывают ребусы и распределяют их в два столбика.
Слайд№4
- Первой цели достигли.
Открытие нового знания
Применения нового знания Предметные:
-умение различать слова-названия предметов, слова-названия действий
- знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
регулятивные: работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть
диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Возьмите оценочный лист оцените как вы справились с заданием
Работа по учебнику:
С. 14 интрига ( авторский текст зачитывают подготовленные дети)
1 этап. Выдвижение гипотезы.
Прочитайте слова названия предметов. На какие вопросы они отвечают?. Прочитайте слова названия действий
На какие вопросы они отвечают?
Как мы можем обозначить слово-предмет и слово-действие?
2этап. Формулирование правила.
В русском языке, эти слова называют разное и придумал два разных значка.
Выберите нужную модель и поместите под вопросы. (У доски)
Какой моделью будем обозначать слова-предметы, слова действия?
Узнали как схематически обозначать слова? Достигли цели?
Следующая цель достигнута? - Учащиеся читают: медведь, дятел, ёж, петух, кот, шмель. Отвечают на вопрос КТО?
- Учащиеся читают: рычит, стучит, кукарекает, сопит, фыркает и т.д. Отвечают на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?
Предложения учеников.
Слайд№5
Модели слова-предметы, слова-действия
Учащиеся отвечают.
Узнали как схематически обозначать слова. Достигли цели.
3 этап. Первичное закрепление.
Работа по учебнику:
- Давайте научимся применять новые знания, выполняя задание №4, с.15 из учебника.
- Приготовьтесь работать в тетрадях.Запишите число и классная работа.
- Прочитайте задание.
- Приступим к выполнению.
(Медведь рычит. Ёж фыркает.
Возьмите оценочный лист оцените как вы справились с заданием
Следующая цель достигнута Научиться составлять схемы предложений.
- Один ученик читает вслух.
Учащиеся записывают в тетрадь составленные предложения, рядом чертят схемы предложений.
- Слайд№6 На слайде правильный ответ.)
-Цели достигли- Научиться составлять схемы предложений.
Применения нового знания Предметные:
-Формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие).
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-осуществлять анализ учебного материала
регулятивные:
-отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-осуществлять прогнозирование уровня усвоения знаний.
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
1. Работа по карточкам в группах.
Учащиеся работают по группам:
1-2я группа называет слова-предметы с вопросом;
3-4я группа называет слова-действия с вопросом.
Желательно подбадривать детей положительными репликами за работу: «Хорошо! Молодцы!».
Карточка 1.
Идет сильный дождь. Коля делает уроки.
Карточка 2.
Скакал зеленый кузнечик. Журчал ручей.
Возьмите оценочный лист оцените как вы справились с заданием работа в группах
Сверяют с ключом, оценивают с помощью
Слайд№7
Рефлексия деятельности Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?
-Какую первую цель мы ставили?
- Какая следующая цель?
- Какая последняя цель нашего урока?
Всё ли у нас получилось?
- Возьмите оценочный лист оцените итог работы
- Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… - На следующем уроке мы…
- Урок окончен. 1. Повторить о словах-предметах и словах –действиях
2.Узнать как схематически обозначаются эти слова.
3. Научиться составлять схемы предложений.
Слайд№7
Учащиеся заканчивают предложения.
Слайд№8