Статья Правовая культура: аспект социокультурной среды образовательного учреждения


Фазлыева Е.И.
Преподаватель МпКПравовая культура: аспект социокультурной среды образовательного учреждения
В литературе существует много определений понятия «социокультурная среда». Одним из них является следующее. Образовательная социокультурная среда – это система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события. Образовательная среда также может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
К культурным условиям формирования социокультурной среды образовательного учреждения, без сомнения, также можно отнести и наличие правовой культуры, которая определяется как составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики; все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права.
В общем виде среда любого образовательного учреждения имеет определенные компоненты ее структуры, которые можно связать и с правовой культурой в том числе.
Во-первых, пространственно-семантический компонент, к которому, например, относится символическое пространство, а именно различные символы – герб, гимн, флаг в том числе Российской Федерации, как дополнительные признаки государства, которые все должны знать и которые вывешены в помещениях практически всех образовательных учреждений.
Во-вторых, содержательно-методический компонент, одним из которых являются формы и методы организации образования (формы организации занятий – например, деловая игра «Судебный процесс», практические занятия «Составление юридических документов» - договоров, исковых заявлений, жалоб и т.д.). Указанные формы занятий позволяют на практике создавать определенные материальные ценности, которые как уже было сказано выше, являются частью правовой культуры. Также формируется определенный уровень правосознания студентов, т. е. знание ими права, их отношение к закону и суду.
В-третьих, коммуникационно-организационный компонент, к которому, в нашем случае, можно отнести особенности субъектов образовательной среды, такие как ценности, установки и стереотипы, в первую очередь, преподавателей – их отношение к праву, к другим субъектам правоотношений, отсутствие или наличие правового нигилизма, в конце концов, социально-активное правомерное поведение, следование которому, говорит о высоком уровне правовой культуры.Так, социально-активное правомерное поведение считается самым ценным для общества поведением, когда человек ведет себя правомерно, т.е. в соответствие с нормами права, т.к. понимает, что это полезно для общества в целом и для человека в частности. А именно, например, когда преподаватель не просит и не берет вознаграждение со студентов за поставленные оценки, когда он не курит в неположенных местах, переходит улицу в положенном месте, соблюдает дисциплину труда, считая, что это правильно, что тем самым он подает пример студентам и другим преподавателям, а не потому, что он боится что его за это накажут.Таким образом, формирование правовой культуры учащихся является одним из условий создания социокультурной среды образовательного учреждения. Мы считаем, что для этого необходимо совершить, в том числе, некоторые из следующих действий: восполнить отсутствие некоторых символов российского государства на территории образовательного учреждения; на занятиях по правовым дисциплинам большее внимание уделять таким формам уроков, которые позволяют создавать определенные материальные ценности, в виде юридических документов и формировать правосознание студентов; повышать преподавателям уровень своего правосознания и стремиться к социально-активному правомерному поведению.