Организация сотрудничества образовательного учреждения с семьей, социальными партнерами как фактор успешной социализации личности выпускника


Организация сотрудничества образовательного учреждения с семьей, социальными партнерами как фактор
успешной социализации личности выпускника
Остроумова Е.Е., учитель химии МБОУ «СОШ № 33»
Агуреева С.В., учитель МБОУ «СОШ № 33»
Главной целью проводимого сегодня реформирования российского образования является достижение нового качества образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности, формирование способности личности к жизни в обществе, то есть успешной социализации.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования социализация личности школьника определена как одна из важнейших задач. Социализация личности школьника – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества. Для того, чтобы выпускник был успешно социализирован необходимо тесное взаимодействие семьи, школы и учреждений социальных партнеров школы.
В нашем образовательном учреждении осуществляется сетевое взаимодействие с родителями и социальными партнерами школы: Энгельсским филиалом СГТУ, Энгельсским промышленно-экономическим техникумом, политехникумом, центром дополнительного образования молодежи, музеями Л. Кассиля и краеведческим музеем, промышленными предприятиями, центром атомной энергетики.
Одним из главных принципов работы учителей нашей школы является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.
С 2010 г. нами апробируется авторская программа дополнительного образования «Сетевая модель предпрофильной подготовки», предназначенная для профориентации школьников, повышении интереса к предметам, приобретение учащимися необходимого социального опыта.
Данная программа является предметно-ориентированной, практически значимой, занимательной, побуждающей к исследовательской деятельности. Работа в рамках этой программы содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы предметные знания, развивает у учеников практические умения в области химического эксперимента, способствует коллективной поисково-исследовательской деятельности, формирует навыки работы в проектном режиме. Ребята учатся работать в группах, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Уже на первом этапе подготовки учащихся к выбору профессии проводится предварительная профессиональная диагностика «Готовность подростков к выбору профессии» по методике В.Б. Успенского. Обращается внимание учащихся на то, что при выборе профессии важно не только проанализировать свои склонности, способности, но и особенности характера, темперамента, состояние здоровья. Методика «Ваш тип личности» (левополушарные и правополушарные люди) помогает ребятам соотнести профессию с развитием левого или правого полушария головного мозга. Среди учащихся проводятся мониторинги, диагностики, тестирования.
Следующим этапом работы в рамках программы является организация взаимодействия с родителями. Они проводят занятия, рассказывают о своей работе, проводят экскурсии на различные предприятия.
Особенностью программы является проведение занятий на различных площадках: в лабораториях Энгельсского промышленно-экономического техникума, филиале Энгельсского технологического института (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет», политехникум, и МБОУ «СОШ № 33» г. Энгельса. На этих площадках ребята не только знакомятся с некоторыми специальностями, но и приобретают первые практические навыки по профессиям, таким как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, реставратор, химик-эколог, ученый – исследователь, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик, кондитер, бармен.
Занятия в техникуме, лицее и университете проводятся с использованием активных форм обучения: демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с применением мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты-старшекурсники, педагоги вузов и техникумов, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью, знакомят ребят с востребовательностью данных специальностей. На каждой площадке ребята выполняют определенную исследовательскую работу, например, изготовили фильтр для очистки воды, металлизировали ткань, синтезировали собственное средство для мытья окон, получили краску на основе люминофоров, разработали рецепт лечебного мыла, сделали презентации и фильмы об исследованиях.
В процессе работы на различных площадках ребята знакомятся со многими профессиями. На практическом занятии в медицинской лаборатории ребята научились анализировать состав крови, а в детской больнице стали для малышей добрыми медсестрами и санитарами.
Учащиеся совершают экскурсии на предприятия химического профиля, такие, как «Хенкель-Юг» г. Энгельса, «Саратовское электро-производственное объединение» г. Саратова, познакомились со спецификой работы лаборанта, технолога, эксперта, инженера.
Следующий блок занятий проходит в Энгельсском промышленно-экономическом техникуме. Ребята пробуют себя в роли экспертов потребительских товаров, на практических занятиях осуществляют экспертизу молочных продуктов, определяют качество материалов.
Затем учащихся принимает Энгельсский технологический институт СГТУ. На кафедре «Технология электрохимических производств» ведутся работы по созданию электростимуляторов сердца, автомобильных аккумуляторов нового поколения. На практическом занятии ребята наносили защитные покрытия на металлические изделия методом гальваностегии. Особое впечатление произвело удаление нефтяных пятен с помощью нового материала – структурированного графита.
На кафедре «Экология», ребята изучают биохимические характеристики воды из различных источников, знакомились с профессией эколога.
На итоговой конференции подводятся итоги работы, проводится заключительная рефлексия. Каждый ученик готовит буклет или презентацию по той профессии, которая его заинтересовала.
Методологический аспект данного курса предполагает деятельностный подход, который наша программа реализует через использование личностно-ориентированных, активных развивающих технологий обучения.
Работа в рамках этой программы способствует процессу самоопределения и социализации учащихся.