Воспитание культуры поведения детей как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственное автономное учреждение
Саратовской области «Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Отделение социально-реабилитационной помощи
Воспитание культуры поведения детей как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила: воспитатель Саранча Н.А.
г. Маркс
2016 г.
«Воспитание – не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека, со стихийными, относительно направленными целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.
Мы должны готовить ребенка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным активным тружеником, который наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой и общественной деятельности приносить пользу обществу.
Следовательно, детей нужно воспитывать так, чтобы их самостоятельное поведение в жизни соответствовало существующим в обществе социальным нормам. И здесь большое значение имеет соблюдение норм культурного поведения, общения, культурно-гигиенических норм. Соблюдение этих норм обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.
Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с ОВЗ неполную социальную адаптацию в обществе.
Часто дети не следуют правилам культуры поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Неодинаковые требования предъявляет семья и школа. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, приспосабливается к требованиям разных взрослых.
Основными компонентами культуры поведения являются: личная гигиена, аккуратность, опрятность, вежливость, культура речи; правила поведения в школе и дома; правила поведения в общественных местах; внимательность, точность, обязательность.
Все эти компоненты можно объединить в определенные понятия: «культура поведения, этика», «культурно-гигиенические правила», «культура общения», «культура деятельности».
Определение понятий «культура поведения», «этика».
Культура поведения – действенное проявление уважения к окружающим. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения возраста является воспитание в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. В нашем центре пребывают дети, которые еще не посещают детский или в силу своих возможностей здоровья не могут посещать его, поэтому формировать представления и прививать навыки культуры поведения возлагается на плечи воспитателя.
Маленькие дети учатся вместе играть, делиться игрушками со сверстниками, учатся общаться в коллективе. Создание предпосылок культурного маленького ребенка ведется по нескольким направлениям.
Одно из них формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться, обуваться, вместе со сверстниками, то есть в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллектива, что очень важно для человека. Не менее важно прививать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им.
Культурно – гигиенические правила. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических правил.
Культурно-гигиенические правила – очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте рук, лица, тела, прически, одежды, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Детям воспитатель должен прививать понятие, что в соблюдении этих правил уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Чтобы облегчить ребенку освоение этих навыков воспитателю необходимо сделать этот процесс доступным, интересным. Делать это нужно ненавязчиво, педагогически тонко.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но назначение еды не только в физиологических потребностях. Она имеет этический аспект: ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для детей дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиться, чтобы дети ели с аппетитом, опрятно, с удовольствием.
Очень эффективный способ усвоения этих навыков, конечно же, использование игр (с куклами, с набором детской посуды, с набором одежды).
Воспитание культурного поведения детей формируется на занятиях социально-педагогической коррекции.
Содержание понятия «культура общения». Методы и приемы культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи.
А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.
Культура речи предполагает наличие у ребенка достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей со взрослыми по имени и отчеству и на «Вы».
На занятиях по развитию речи учим детей не растягивать, не распевать слова, учим правильно строить простые фразы, разучиваем скороговорки, стихи.
Конечно же, педагогическая азбука общения – это игра. В игре формируются начальные формы самооценки, организованности, межличностных отношений. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.
Цель игры в двух аспектах: познавательный (обучение способами действия с предметами); воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют определенные правила: правила действия и правила общения. Использовать сюжетно-ролевые игры, игры-забавы, игры-соревнования.
Педагогические воздействия воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, одобрение, порицание); косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку).
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приемы ее формирования с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – это значит воспитывать у него привычку бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам, доводить дело до конца.
Определением достигнутого в воспитании культуры деятельности можно считать умение и желание ребенка трудиться, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают дети дома, на работе, во дворе.
Благоприятные возможности для воспитания культуры поведения – это режимные процессы: умывание, одевание, сон, питание. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
Наблюдения показывают, что все дети соблюдают порядок в группе, зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки не убирают их. Не всегда это дети делают и после напоминания педагога. Если же педагог включается в уборку, используя игровой прием, дети охотнее откликаются.
Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя формы, должен тонко и ненавязчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они самостоятельно не привыкнут выполнять работу.
Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы, взрослые, должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей!
Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.