Календарно-тематическое планирование развивающего курса Речь 1 класс 
Календарно – тематическое планирование
1 «А» класс
курса «Речь»
по программе Т.Н.Соколовой « Школа развития речи»
комплект  учебно - методического пособия  Т.Н.Соколовой 2011 г.
в году – 33 часа
в неделю -1 час
по четвертям:
1 четверть – 8 часов,
2 четверть – 8 часов,
3 четверть – 9 часов,
4 четверть – 8 часов.
    Все, что люди совершают в мире человеческого,
                                        совершается при участии и посредством языка. Язык
                                       есть важнейшее орудие общения между людьми. 
                                      Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие
                                     может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил,   
                                    кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит,
                                     как работает, какого обращения требует с собой. 
                                                                                                      Л. Успенский
        Совершенное знание родного языка – дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения русскому языку является работа по развитию связной речи учащихся. Задача курса – организация и проведение разнообразных по тематике и видам занятий по развитию речи.
        Цель курса «Речь» - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к русскому языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
         Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младшего школьника.
         Формой занятий по развитию речи учащихся является специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг.
1 четверть – 8 часов
№п/п   Тема занятия  Содержание работы Количество 
часов Дата
1/1. Речь  Познакомить с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи .1 2/2.  «Тише, громче…» Формирование навыков выразительной речи .1 3/3.  Слова, слова, слова… Формирование представлений о слове, как комплексе звуков, имеющих лексическое значение.
1 4/4.  Озорные буквы. Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
1 5/5. Слова играют в прятки. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.
1 6/6.  Слово и его значение. Формирование понятия о лексическом значении слова .1 7/7 Прямое и переносное значение слова. Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. 1 8/8. Многозначные слова.  Формирование понятия многозначности слова .1 8 ч.
2 четверть – 8 часов.
№п/п   Тема занятия  Содержание работы Количество 
часов Дата
9/1. Омонимы. Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи.
1 10/2. Синонимы. Формирование первичного представления об синонимах и их значении в речи.
1 11/3. Антонимы. Формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.
1 12/4. Тематические группы слов. Познакомить с тематическими группами слов.
1 13/5. Наш цветной мир. Формирование первичного представления об образности.
1 14/6. Что на что похоже. Формирование первичного представления о сравнении.
1 15/7. Голоса природы. Развитие познавательного интереса, внимания к языку.
1 16/8.
  Проверочная работа. По семенам и всходы. 1 8 ч.
3 четверть - 9 часов
№п/п   Тема занятия  Содержание работы Количество 
часов Дата
17/1 Загадки. Формирование умения отгадывать загадки.
1 18/2. Культура речи. Вежливые слова.
Прививать навыки культурной речи. 1 19/3. Пословицы. Формирование навыков употребления в речи образных выражений.
1 20/4. Учимся рассуждать. Формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между предметами, явлениями, событиями.
1 21/5. Учимся рассуждать. Формирование навыков подбора слов, наиболее точно передающих мысль.
1 22-23/6-7. Текст. Формирование общего представления о тексте и его признаках. 2 24/8  Заглавие текста. Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.
1 25/9 Тема текста. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. 1 9 ч.
4 четверть -  8 часов.
№п/п   Тема занятия  Содержание работы Количество 
часов Дата
26/1 Повторение пройденного.  Не торопись отвечать, торопись думать.
1 27/2. Опорные слова.  Формирование навыка составления текста по опорным словам.
1 28-29/
3-4. Мы строим текст.  Формирование навыков построения связного текста.
2 30-31/
5-6. План текста.  Формирование навыков составления плана текста.
2 32/7 Проверочная работа.  Ученику удача – учителю радость.
1 33/8. Итоговый урок. Подведение итогов. 
1 8ч.
33 ч.