Организация учебной и внеучебной деятельности школьников с ОВЗ по профессионально-трудовому обучению как фактор их успешной социализации и интеграции в общество.


Организация учебной и внеучебной деятельности школьников с ОВЗ по профессионально-трудовому обучению как фактор их успешной социализации и интеграции в общество.
Изменившаяся за последние несколько лет обстановка в стране повлияла на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового необезличенного подхода к процессу воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что ребенок с ОВЗ тоже способен к развитию. Одним из реальных подходов, способных решить назревшие проблемы в формировании личности является личностно- ориентированный подход в учебной и внеучебной деятельности школьников. Данная проблема занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы нашей школы. Методическое объединение учителей профессионально-трудового обучения школы № 72 на протяжении 8 лет работает над данной темой. В связи с этим следует выделить следующие этапы на основе которых осуществляется личностно-ориентированный подход в организации учебной и внеучебной деятельности:
Всестороннее изучение учебно-трудовой деятельности ребенка и учет ведущих его качеств, разработка специфических методов и приемов индивидуальной коррекции, отслеживание динамики развития основных свойств трудовой деятельности ( дневники наблюдения за динамикой развития учащихся). Зная индивидуальные психофизические особенности ребенка мы стараемся создать все условия для его коррекционно-развивающей направленности в воспитании и обучении , готовим его к дальнейшей профессионально- трудовой деятельности.
Такой подход помогает в реализации программ по трудовому обучению, формирует у учащихся необходимый объем профессиональных знаний, общетрудовых умений. Важное место в профессионально-трудовом обучении учащихся отводится занятиям практического повторения, которые предусмотрены в каждой учебной четверти и занимают 30 % учебного времени.Чтобы улучшить работу по трудовой подготовке в рамках уроков практического повторения разработана авторская образовательная программа по курсу «Практическое повторение». Программа представляет значительные возможности для реализации воспитательного аспекта в рамках учебно-познавательной деятельности и опирается на знание педагогами индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Уроки практического повторения – это первая ступенька в производство, где дети учатся пооперационному разделению труда, изготавливая большое количество однородных изделий. Для успешного повышения уровня практической направленности уроков трудового обучения учащиеся выполняют различные виды работ. Наша школа, а вместе с ней и наше методическое объединение взаимодействует с молодежной биржей труда «Перспектива» по разработке социально- значимых проектов. Мы участвовали в разработке и реализации трех социальных проектов:
«Счастливое детство»
«Мы в ответе за….»
«Рука помощи» -
ЦЕЛЬ ПРОЕКТОВ – создание единства учебной и внеучебной деятельности для взаимодействия МСКОУ № 72 с Областным специализированным Домом ребенка №2 по изготовлению предметов первой необходимости, помощь МСКОУ № 72 по благоустройству пришкольного участка. Данные проекты осуществлялись как в летний период в трудовом отряде, так и в течение учебного года. Мы узнали, что в нашем районе есть специализированный дом ребенка № 2, где живут дети без родителей и нам захотелось им помочь. Обратившись к администрации дома ребенка мы получили посильный для себя заказ на изготовление предметов первой необходимости: пеленок, нагрудников, салфеток, простыней. Первый заказ мы выполнили, работая в трудовом отряде Главы района «Курчатовец» в июне 2009 года. Благотворительная помощь для дома ребенка составила 7226 рублей. Все изделия были выполнены из ткани заказчика в бригаде «Рукодельник» .Последующие заказы были выполнены в течении учебного года и в летний период в отряде «Курчатовец». Благотворительная помощь составила - 16700 руб.
Внеклассная работа – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса осуществляемого на уроках и подчинена общим учебно-воспитательным задачам.В нашей школе на протяжении 8 лет работает кружок декоративно-прикладного творчества «Лоскуток». В кружке созданы благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, умения видеть и понимать красивое в природе, повседневной жизни, искусстве. Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве. Учебное время на такой труд ограничено. Потому обращаемся к кружковой работе. Учащиеся, проявляя творческие способности, изготавливали на занятиях кружка : мягкую игрушку, аппликацию на ткани, вышивали гладью и крестиком, занимались лоскутной техникой. Творческие работы, выполненные на данных занятиях представлялись на выставках декоративно-прикладного творчества учащихся, проводимых в районе и городе:- "Зимняя фантазия - предметом данного конкурса является елочная игрушка, выполненная из различных материалов. Данный конкурс проводится с целью развития у учащихся художественного вкуса ,фантазии, творческих способностей. Ежегодно мы принимаем самое активное участие в данном конкурсе и учащиеся школы награждены грамотами и подарками. «Рождественская сказка» - второй год подряд учащиеся нашей школы выходят победителями данной социальной акции в номинации «коллективная мягкая игрушка».Эти учащиеся были приглашены на Рождественскую елку в Челябинский Государственный театр оперы и балета им. М.И. Глинки 7 января 2011 года, они присутствовали на новогодней елке, посмотрели спектакль и им были вручены новогодние подарки.
25 января данные учащиеся были приглашены в Администрацию города Челябинска для награждения дипломами и благодарственным письмом за участие в городском конкурсе «Рождественский подарок», «Город мастеров» - городской конкурс – выставка детского декоративно- прикладного творчества, цель данного конкурса приобщение детей и молодежи к ценностям отечественной культуры, к лучшим образцам народного творчества. «Искорки надежды» - фестиваль творчества детей – инвалидов. В данном фестивале принимают участие дети занимающиеся разнообразными видами творчества. Учителя нашей школы активно привлекают учащихся к участию в фестивале.
Самый главный праздник в школе – «Праздник труда». Это смотр трудовой и профессиональной готовности детей к самостоятельной жизни. К празднику готовится вся школа и ему предшествует большая подготовительная работа: подготовка выставки изделий изготовленных на уроках трудового обучения, и во внеурочное время демонстрацию собственных изделий, выставку распродажу предметов домашнего обихода. Каждый учащийся принимает самое активное участие в празднике. Наиболее отличившиеся учащиеся награждаются грамотами и подарками. Этот праздник является одним из важных звеньев в эстетическом воспитании учащихся
Ежегодно в школе проходит акция «Забота». В рамках акции ребята изготавливают прихватки, утеплители на чайник и комплекты предметов домашнего обихода. Так, в рамках подготовки к празднованию 65-летия Победы было подготовлено 50 праздничных комплектов прихваток, которые были подарены ветеранам Великой Отечественной войны и труда на встречах, приуроченных к празднованию 9 мая. В 2010 году наша страна отметила юбилейную дату – 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Важным моментом в подготовке к этой дате явились встречи с ветеранами войны и труда. Ветераны рассказали детям о своей героической юности, о тех лишениях которые они испытали. Каждый учащийся школы принимал активное участие в изготовлении подарков для ветеранов. 9 мая для ветеранов был подготовлен праздничный концерт.
Анализируя работу методического объединения учителей труда, нужно отметить, что благодаря слаженной активной творческой работе преподавателей в школе создана система трудовой, предпрофессиональной производственной подготовки учащихся, которая создает благоприятные предпосылки для производственной деятельности и направлена на дальнейшую социальную адаптацию и практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.
Е.Б. Вальнер