Планирование по самообразованиюТема: Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи (правовые, организационные и информационные основы деятельности)
Тема: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пояснительная записка
Одним из факторов, сдерживающих рост сиротства в России, можно рассматривать совершенствование нормативно-правовой базы отношений по выявлению и устройству в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию неоднократно ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ// Российская газета. N 287. 13.12.2012. 13с.); Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию// Российская газета. N 282. 13.12.2013. 12с.).
Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее актуальных угроз, стоящих перед детьми. Созданы новые государственные и общественные институты: введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка// Российская газета.-N 166. 04.09.2009. 1с), учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 29.12.2012) "О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации//Российская газета. N 68. 29.03.2008. 1с.). Впервые в 2012 г. в России проведена общенациональная информационная кампания противодействия жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В рамках решения проблемы социального сиротства выделены такие задачи, как постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства, а также реализация на федеральном уровне системы мероприятий по пропаганде и развитию усыновления как приоритетной формы семейного устройства.
На конец 2013 г., в России выявлено и учтено более 68770 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. На воспитание в семьи было передано 62, 900 тыс. детей от общего количества выявленных детей. Несмотря на то, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения, российские граждане не спешат усыновлять детей (8,245 тыс. детей от общего числа детей, устроенных в семью, включая и иностранное усыновление, в 2013 г.), предпочитая опеку и попечительство (54,333 тыс. детей от общего числа детей, устроенных в семью в 2013 г.) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;
- знания и умения в области использования нормативно-правовых документов в работе;
- знания и умения в области устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения;
- знания и умения в области организации и осуществления наиболее подходящей формы устройства для ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе;
- знания и умения в области организации и осуществления юридической подготовки кандидатов в замещающие родители и членов их семей к приему ребенка;
- навыки группового и индивидуального юридического консультирования замещающей семьи и приемного ребенка;
- умение грамотно планировать, организовывать, координировать, анализировать и корректировать работу по подготовке ребенка к воспитанию в замещающей семье;
- формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать усыновителями, опекунами и попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства, а также о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), в том числе через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В результате самоподготовки должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
Способность и готовность к приоритетному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
Способность и готовность к защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан;
Способность и готовность оказывать содействие семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Способность и готовность к защите прав и интересов детей, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Способность и готовность взаимодействовать с кандидатами в замещающие родители, детьми-сиротами, замещающими родителями, усыновителями, представителями власти;
Способность и готовность к применению на практике знаний в области психологии развития, социальной психологии, медицины, социальной педагогики.
владение информационной компетентностью – качество действий с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющее проектировать решение педагогических проблем и практических задач, ведение документации на электронных носителях и др.
План самообразования разработан с учетом новых профессиональных стандартов: "Специалист органов опеки и попечительства несовершеннолетних» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 680н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», зарегистрировано в Минюсте России 26 декабря 2013 г. № 30850). «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере» (утверждены приказом Минтруда России №683н от 18 ноября 2013 г.). "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" (утвержден приказом Минтруда от 18.11.2013 N 681н).
План составлен с учетом приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Источники самообразования:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
Интернет;
видео, аудио;
семинары, консультации, круглые столы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации.
Планирование успеха
№ п/п
Наименование разделов
и тем
Сроки (начало-окончание)
Мероприятия
Выполняемые задачи
1
2
3
4
5
I. Диагностический (1-й этап)
1.
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Сентябрь - ноябрь 2015 год
1.1 Подписка на методическую литературу.
2.1 Изучение
литературы
3.1 Интернет
Анализ собственных затруднений и затруднений коллег и состояния учебно-воспитательного процесса, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.
Выявление проблемы обоснование актуальности
II. Теоретический этап (2-й этап)
2.
Разработки в целях инновационной деятельности в воспитательном процессе.
Октябрь
2015 год
Ноябрь 2015 год
В течение года.
Январь –май
2016 год
2.1 Написание рабочей программы.
2.2 Составление календарно-тематического планирования.
2.3 Разработка конспектов занятий.
2.4 Оформление подборки упражнений, дидактических материалы, тестовых заданий.
Изучение теоретической составляющей проблемы на педсоветах, заседаниях МО, семинарах, в процессе самостоятельной работы с источниками.
Накопление теоретического материала, наличие соответствующих конспектов.
III. Практический этап (3-й этап)
3.1
Мероприятия по обмену опытом
Декабрь
2015 год
Сентябрь 2015 год
По плану центра
1. Селекторное совещание
2. Курсы повышения квалификации
3.Взаимопосещение занятий
Совершенствование воспитательного процесса в рамках разрабатываемого направления воспитательной работы, коррекция теоретических положений опыта с учетом практики.
3.2
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Январь 2016 год
Заседание Службы содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью
3.3
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
В течение 2016-17 года
Приём и заселение детей, оставшихся без попечения родителей
3.4
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на семейные формы воспитания
Февраль - март
2016 год
1. Выступления на тематических педсоветах
2.Собеседование
3.5
Усыновление (удочерение) детей как приоритетная форма семейного устройства
Сентябрь – октябрь
2016 год
1. Выступление на тематическом педсовете
3.6
Усыновление (удочерение) детей гражданами российской федерации
Декабрь 2016 год
Второе полугодие 2016 года
1. День матери (открытое мероприятие с привлечением общественности)
2. Передвижная фотовыставка
3.7
Международное усыновление (удочерение) детей
Май-июнь
2016 год
1. Краткий реферат
3.8
Опека и попечительство как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан (безвозмездная и возмездная формы)
Апрель 2016 год
1. Тестирование.
3.9
Безвозмездная опека и попечительство
Сентябрь 2017 год
1. Выступление на МО
3.10
Временная опека (попечительство): предварительная и по заявлению родителей
Октябрь 2016 год
1. Открытое мероприятие
3.11
Возмездная опеки и попечительство (приемная семья)
Ноябрь
2017 год
1. Семинар-практикум
2. Дискуссия
4. Обобщающий (4-й этап)
4.1
Региональное законодательство по патронатным формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сентябрь – октябрь 2016 год
Сентябрь 2017 год
Ноябрь 2017 год
1. Обзор законодательства
2. Самостоятельное обобщение опыта
3. Творческий отчет
4. Педагогическая выставка
Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, публикации материалов опыта.
Источники личностного роста
Какую литературу изучить
Нормативные правовые документы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 18.11.2002. - N 46. - ст. 4532 (гл. 29)
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 01.01.1996. - № 1. - ст. 16 (см. ст. 165)
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) Об опеке и попечительстве// Собрание законодательства РФ. - 28.04.2008. -N 17. - ст. 1755
Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей// Собрание законодательства РФ. -23.04.2001. -N 17. - ст. 1643
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Собрание законодательства РФ.- 23.12.1996.- N 52.- ст. 5880
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей// Российская газета. - N 92. - 03.05.2006
Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью//Собрание законодательства РФ.-09.09.2013.-N 36.-ст. 4577
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства // Собрание законодательства РФ. - 10.04.2000. - № 15. - ст. 1590
10.Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием// Собрание законодательства РФ. - 15.04.2002. - N 15. -ст. 1434.
11.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан// Собрание законодательства РФ. - 25.05.2009. - N 21. - ст. 2572
12.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей") // Собрание законодательства РФ.- 02.06.2014.- N 22.-ст. 2887.- Начало действия документа - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Литературная гостиная
Что прочитано
Семья Г.В., Головань А.И., Зуева Н.А., Зайцева Н.Г. Социально-правовые основы усыновления и создания замещающей семьи: в помощь специалистам и замещающим родителям
Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. - 2010. - N 2. - С. 68 - 70.
Вишнякова А.В. Семейное и наследственное право: учебное пособие / отв. ред. В.М. Хинчук. М.: Контракт, Волтерс Клувер. - 2010. - 384 с.
Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011.- N 3. - С. 14 - 19.
Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер. - 2006. - 256 с.
Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах // СПС КонсультантПлюс. - 2010.
Тарусина Н.Н. Семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительстве: сравнительная характеристика подходов // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013. -N 4. -С. 50 - 53.
Тарасова А.Е. Новая система опеки и попечительства над несовершеннолетними как элемент современного механизма обеспечения и защиты их прав и законных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. -2013. -N 4. -С. 19 – 24
Официально
(Награды, дипломы, грамоты)
Уровень награды, поощрения
Год награждения, название награды
Государственные («Заслуженный учитель», «Герой труда», ордена и медали РФ и т.д.
Отраслевые (грамоты, дипломы, благодарности Министерства образования и науки РФ, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края)
Региональные (краевые)
2009 г. – Благодарность Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае за активную работу по образованию и просвещению детей и родителей в области прав и законных интересов ребёнка, способов их защиты и в связи с 20 - летием принятия Конвенции о правах ребенка.
2014г.- Почетная грамота Главного Управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Муниципальные
2007 г.– Благодарность Комитета администрации г. Яровое по образованию.
2008 г.– Грамота Комитета администрации г. Яровое по образованию.
2009 г.- Благодарственное письмо КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яровской детский дом».
2010 г.- Грамота Комитета администрации г. Яровое по образованию.
2010 г.– Грамота КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яровской детский дом».
2010 г.- Почетная грамота КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яровской детский дом».
2011 г.- Почетная грамота КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яровской детский дом».
2012 г.- Почетная грамота КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яровской детский дом».
2012 г.- Благодарность МБОУ ЦНТТУ
2013 г.- Благодарность КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яровской детский дом».
2013 г.- Благодарственное письмо ДОЛ «Маяк»