Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Дюймовочка»
города Сафоново Смоленской области:

УТВЕРЖДЕНО приказом заведующей
МБДОУ д/ с № 21 « Дюймовочка»
от «___» ______ 20__г. №____
________________ Устиновой М В.


ПРИНЯТО на Совете педагогов
«____»_____20___г протокол № ___


Рабочая программа
по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи
5-7 летнего возраста
для групп общеразвивающей направленности
в условиях логопункта
на _____________________________ учебный год

Составила:
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Малеева О. В.


г. Сафоново
Содержание программы

Целевой раздел:
Содержательный раздел:
Организационный раздел
Литература
Приложения


Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на методическом объединении учителей-логопедов города, а так же Совете педагогов и утвержденным руководителем.
Логопедическая работа в МБДОУ д/С № 21 «Дюймовочка» (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании следующих программ:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»;
- Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР».
- Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;
А так же порциальных программ: Цукановой С. П., Бетц Л. Л. Пособие «Учим ребенка говорить и читать», 2009
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации, а так же требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется так же с учётом следующих общедидактических принципов:
принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.


Планируемые результаты освоения рабочей программы
По результату освоения программы к концу обучения ребенок должен:

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Так же, планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.


Особенности речевого развития детей 5-7 лет (См. приложение)




Характеристика контингента воспитанников

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития

Состав воспитанников на логопункте МБДОУ №21 характеризуется неоднородностью выраженности речевых дефектов (ФН, ФФНР, ОНР), что предусматривает реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. То есть, необходимо наличие рабочей программы, применение  которой поможет детям с разной степенью нарушения речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Разработанная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом, в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
    В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.
В начале учебного года проводится диагностика речевых нарушений. По результатам обследования проводится заполнение речевых карт на каждого ребенка, составляются индивидуальные планы коррекционной работы, включающие разделы, как по коррекции речевых нарушений, так и психических сторон личности. Дидактический материал к занятиям подбирается с учетом формы речевой патологии (структуры дефекта).


Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.





План взаимодействия учителя-логопеда с родителями
на учебный год (См. приложение)
Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.


Так же продуктом взаимодействия с родителями воспитанников служат разработанные проекты по взаимодействию с родителями и родительские собрания - презентации (См. приложения)

Изучив методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы», разработала систему фронтальных занятий, которые включают в себя разделы: психогимнастика, сообщение темы занятия, характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, развитие фонематического восприятия, развитие слухового внимания и памяти, произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, физминутка, работа с текстом, деление слов на слоги, работа со схемой предложения, звукобуквенный анализ слогов, слов, работа с буквой.
Тематический план занятий. (См. приложение)
I период обучения (11 занятий)

Тема занятий
Навыки звукового анализа и синтеза

1 Сен. 3-я неделя
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Подготовка к звуковому анализу (дифференциация неречевых звуков по высоте, силе и тембру).

2
Сен.4-я неделя
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Подготовка к звуковому анализу (дифференциация слогов и слов, близких по звуковому составу).

3
Окт. 1-я
неделя

Звук «А»
Знакомство с понятием «слово», «звук».
Выделение первого ударного и безударного гласного звука «А»:
1) в потоке гласных звуков;
2) в звукосочетаниях АУ, АИ;
3) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ.


Нужно отметить, что сюжетно - тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Дети не могут овладеть звуковым анализом и синтезом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Преемственность в работе логопеда и воспитателей
на логопункте ДОУ (См. приложение)


Работа с детьми
Занятия с детьми начинается с разработки перспективного планирования деятельности. на учебный год (см. Приложение)
Так же разрабатывается сетка занятий (СМ. приложение) и циклограмма рабочего времени (СМ. Приложение)

Содержание коррекционной работы
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

Организационный раздел

Организация предметно-пространственной развивающей среды. (См. Паспорт логопедического кабинета)

Для работы логопедического пункта в МДОУ выделено специальное помещение, отдельный кабинет, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

Кружковая работа (Программу и планирование работы см. в приложении)

Консультативный пункт в ДОУ. (См приложение)

Положение о консультативном пункте
Специалисты консультативного пункта
План работы консультативного пункта на учебный год
Журнал учета работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому специалистами МБДОУ д/с №21
Журнал регистрации родителей (законных представителей), посещающих консультативный пункт психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому в МБДОУ д/с №21
Региональный компонент
Разработан цикл занятий по теме «Мой город» с применением технологии «Клубный час» (См. приложение)

Мониторинг

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Выводы и ожидаемые результаты

На основании представленных результатов можно отметить, что используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к пониманию механизмов речевого недоразвития у дошкольников. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы. Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет зоны сходства и различия результатов


Литература
Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315