Тема: Рисование геометрического орнамента в квадрате.


Тема: Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате.
Задачи:
Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять  построение сложного геометрического  орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и пременении орнамента.
Коррекционно-развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки,
Воспитательные.  Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности.
План:
I. Подготовительная часть (6-7 мин)
Организационный момент (1-2 мин)
Вводная беседа (5 мин)
II. Основная часть (28 мин)
Анализ образца изделия (2-3 мин)
Пальчиковая разминка (2 мин)
Поэтапное выполнение работы с опорой на объяснение учителя (23 мин)
III. Заключительная часть (5 мин)
Просмотр готовых рисунков (2 мин)
Подведение итогов урока (2 мин)
Окончание урока (1 мин)
Ход урока.
I .  Подготовительная часть
1 Орг.момент.
   - Ребята , проверьте,  все ли у вас готово к уроку рисования? (Карандаши, ластик, альбомный лист.) Садитесь.
- На  уроке  рисования , как и на любом другом уроке нужно быть очень внимательными, и тогда у вас все получится,  ваши работы были выполнены правильно. Поэтому  давайте начнем наш урок с упражнения на внимание. Но прежде  вспомним названия геометрических фигур, которые вам известны (Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)
- Посмотрите на карточку  и  определите, какой геометрической фигуры не хватает? ( Какая лишняя?) .  Вы были очень внимательными. Молодцы!
- Сегодня мы будем рисовать  орнамент. 
 - Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты. Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы  повторяются  по форме и по цвету.)
- Где можно увидеть орнамент?( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)
- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.
- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)( - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму , такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.)
 
- Рассмотрим образец, который нам  предстоит сегодня рисовать .  Определите, какой это орнамент? (Геометрический.)
-Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур.)
- Этот орнамент можно использовать для украшения крышки коробки, изготовленной на уроке труда. Такой же узор можно вырезать на шкатулке тот, кто занимается резьбой по дереву.  
- Составьте этот орнамент из элементов мозаики, которые лежат в конвертах на столах.  Работайте в парах.  Молодцы!
- Это сложный орнамент.  Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно  нарисовать на  бумаге.
Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его?..... Квадрат!
- Итак,  тема урока : рисование  по образцу  геометрического орнамента в квадрате.  Сегодня  вы будете  продолжать учиться правильно по образцу  выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок цветными карандашами.
II. Основная часть.
1.Анализ объекта.
-Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно.
- На что похож орнамент? ( На снежинку.) Сколько частей в орнаменте?  (8 частей) . Какую форму имеют эти части? (Форму четырехугольника)  Какого цвета элементы орнамента?
- А теперь послушайте и посмотрите  внимательно порядок выполнения рисунка.
Через середину листа сверху вниз проводятся осевые линии От точки пересечения прямых откладываются отрезки одинакового размера – строится большой квадрат, состоящий из четырех меньших квадратов. Каждый из получившихся четырех квадратов необходимо разделить еще на четыре равные части. Затем стереть углы большого квадрата, провести по одной диагонали  в маленьких внешних квадратах так, чтобы получились уголки, которые «смотрят» в центр большого квадрата. Через центр внутреннего квадрата проводятся диагонали, а все вспомогательные линии стираются. Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой.   Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем  в одном направлении , начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.
Динамическая пауза.
- Прежде, чем  приступить к работе повторим этапы  построения орнамента в квадрате.  (Технологическая карта.)
Выполнение работы учащимися.
Пальчиковая гимнастика.
-А сейчас проведем  гимнастику для наших пальчиков  и приступим к работе.
На поляне дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
И гостей в дом приглашаем.
Мы на стулья их сажаем ,Стол гостям мы накрываем.
III. Заключительная часть.
 Подведение итогов.(2-3 мин.)
 ― Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре  строили орнамент?
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?
      2.Оценивание  выполненных работ.
3. Рефлексия.
-Ребята, вам  интересно было  на уроке? Кому  было легко  и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей -  рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием.  Молодцы!
Получилось ли то, что ты хотел?
Что получилось особенно удачно?
Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
Почему ты их совершил?
На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?
Чему вы сегодня научились?
Что вы узнали для себя нового?
Довольны ли вы своей работой?