Выступление Мотивация учащихся как один из факторов, влияющих на сохранность контингента в учреждениях дополнительного образования»
Региональный семинар
«Мотивация учащихся как один из факторов, влияющих на сохранность контингента в учреждениях дополнительного образования»
Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
Одним из условий для создания у воспитанников интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников.
Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности.
Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для детей необходима не только учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, Но и комфортная и доброжелательная атмосфера в коллективе.
Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.
Основой успешной учебной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Структура мотивации:
Существует 4 вида мотивации (по Додонову).
Удовольствие от самой деятельности
Значимость для личности непосредственно её результат
Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
Принуждающее давление на личность
Именно в дополнительном образовании объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники занимаются одной интересующих всех деятельностью.
Но и названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.
Решающим фактором является осознание ее необходимости для полноценного формирования личности.
Педагог детского коллектива это:
Профессионал, который является образцом.
Педагог- проводник к самостоятельной творческой личности.
Воспитатель, который влияет на формирование личности.
Лидер детского коллектива, способствующий социальному становлению его членов.
Педагог влияет на формирование и развитие детского коллектива в объединении:
создает доброжелательную и комфортную атмосферу, где каждый может ощутить себя необходимым и значимым.
создает условия для саморазвития.
строит воспитательную работу в коллективе по приобретению ценного социального опыта путем апробации в различных ролях.
создает органы детского самоуправления.
Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.
В период приема заявления в детское объединение, когда мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой, а следует провести игру – знакомство, например как «Снежный ком», «Ты - Дрозд, я - Дрозд», «Молекула», во время игры воспитанник рассказывает сам о себе.С первых занятий, необходимо вместе с ребятами издать свод правил поведения, они будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога. Например; «Кто меня слышит, хлопните два раза».
Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения, например; «Огонь, вода и медные трубы», в ходе игры новичку вручат эмблему детского объединения, познакомят его с летописью, девизом и гимном коллектива.
Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера - «командира». Постепенно вводиться система поручений для всех членов детского коллектива. Такие поручения как проверка готовности к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.помогут ребенку чувствовать себя членом коллектива.
Очень сплачивают коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экскурсия, экспедиция, полевая практика и т.д. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей, индивидуальности детей.
Предлагаем вашему вниманию конспект занятия
Экскурсия в парк
Цель:
закрепить характерные признаки весны;
учить детей замечать изменения, произошедшие в парке: снег растаял, земля мокрая, на земле чёрные прошлогодние листья и трава, появляется свежая трава;
формировать знания о деревьях (что у них общего и чем отличаются);
развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать;
Воспитывать заботливое отношение к природе, закрепить правило поведения в парке.
Ход:
Загадка: Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?(весной)
- Какие признаки весны вы знаете? (тает снег, солнце поднимается выше, день становится длиннее, прилетают перелётные птицы, люди надевают лёгкую одежду)
- Сейчас мы пойдём в наш парк и отметим, какие изменения произошли в парке с приходом весны.
Свод правил: идём парами, в парке без разрешения не разбегаемся, в руки посторонние предметы не берём, слушаем педагога.
(На месте экскурсии)
Предложить осмотреться.
Посмотрите и скажите, что изменилось в парке?
(снег растаял, земля мокрая, на земле чёрные прошлогодние листья и трава, появляется свежая трава)
Почему это произошло?
(солнце поднимается выше, греет землю, стало теплее)
Загадка: Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. Что это?
Изменились ли деревья? Как вы думаете, погибают ли деревья зимой?
Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, влага)
Какие деревья растут в парке? (берёза, осина, черёмуха, ель, сосна)
Почему про ель и сосну говорят: зимой и летом одним цветом?
(у хвойных деревьев вместо листьев хвоя)
Значит, делятся деревья на два вида, на какие? (хвойные и лиственные)
Что у них общего? (ствол, ветви, корни)
Как мы можем отличить их друг от друга? (по коре, форме листьев)
Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и в медицине? (для строительства, делают корабли, для изготовления мебели, бумаги, сок, настои и т.д.)
Давайте, ребята, закроем глаза и послушаем наш парк.
Кто что услышал? Почему птиц не видно?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Чем заняты птицы весной? (делают гнезда, для того чтобы вывести птенцов, ищут себе пару)
(Чтение стихотворения ребёнком)
Весною дел у птиц немало:
Встала птаха поутру,
Целый день она летала
И ловила мошкару.
Сядет с мошкою на ветку,
Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»
Знает, маленькие детки,
С нетерпеньем маму ждут.
Почему нельзя весной беспокоить птиц?
Раз птицы прилетели, чем же они питаются? (насекомыми, которые прятались в кору деревьев, землю)
Вывод: в природе всё взаимосвязано: стало тепло, земля оттаяла, на деревьях стали набухать почки, появились насекомые, прилетели перелётные птицы.
Подвижная игра:
«Раз, два, три – к дереву беги» - закрепить умение различать деревья.
«Мышеловка» - развивать ловкость.
Трудовая деятельность:
Объяснить детям правила поведения в парке о том, что нельзя выбрасывать мусор в парке, для этого есть мусорные ведра, лил баки побуждать к желанию быть аккуратными.
Индивидуальная работа
«Складывать фантики от конфет в пакет»
Цель:
- формировать выполнение правила поведения в парке.
Организованное возвращение с экскурсии.
Выполнение правил: идём парами, в парке без разрешения не разбегаемся, в руки посторонние предметы не берём, слушаем педагога.
Закрепление: нарисовать экскурсия в парк.
Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции – организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ – также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.
Анализируя воспитательное мероприятие, следует, прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем.
Таким образом, к решению проблемы сохранности контингента обучающихся следует подходить комплексно с привлечением всех участников образовательного процесса. Благодаря постоянной работе педагога с ученическим коллективом в режиме развития, удаётся создать целостную педагогическую систему, обеспечивающую успешное формирование у ребенка мотивации к познанию, к творчеству, к личностному самоопределению.