Графические диктанты в работе учителя-логопеда с учащимися начальной школы, имеющими недостатки в развитии речи.
Графические диктанты как средство системного коррекционно-развивающего воздействия в работе учителя-логопеда с учащимися начальной школы, имеющими недостатки в развитии речи.
Солдатова Н.И.- учитель-логопед высшей категории.
ГОУ начальная школа №1757, г. Москва.
Родители учащихся начальных классов часто задают учителю-логопеду вопрос: почему ребенок невнимателен и делает «такие глупые ошибки», почему ребенок слушает, но не слышит учителя, смотрит на доску или в учебник, но все равно ошибается. Причин может быть много, в том числе и недостаточно сформированная вербальная регуляция поведения, пространственного, слухового и зрительного восприятия.
Учитель-логопед в структуру коррекционного логопедического занятия всегда включает упражнения для преодоления этих проблем. Это игры на запоминание слоговых рядов и цепочек слов, многоступенчатые инструкции, разнообразные развивающие дидактические игры, физминутки на развитие пространственных представлений. Чрезвычайно важно, чтобы такие задания и упражнения активизировали и мотивировали учащихся на достижение положительного результата.
Графические диктанты также являются упражнениями коррекционно-развивающей направленности. Распространение получили графические диктанты в тетрадях в клеточку. Перед таким диктантом учитель-логопед проводит подготовительные упражнения для уточнения направлений (лево, право, верх, низ и т.д.). Затем, используя вербальную инструкцию, проводит графический диктант. Например: поставьте карандаш на красную точку, проведите линию вправо на 5 клеточек, проведите линию вниз на 3 клеточки, проведите линию влево на 2 клеточки, линия вниз на 4 клеточки, линия направо на 1 клеточку, линия вниз на 1 клеточку, линия направо на 1 клеточку, линия вниз на 1 клеточку, линия налево на 2 клеточки, линия вниз на 1 клеточку, направо на 1 клеточку, вниз на 1 клеточку, налево на 1 клеточку, вниз на 1 клеточку, налево на 1 клеточку, вверх на 1 клеточку, налево на 2 клеточки, вверх на 1 клеточку и т.д. (см. рисунок ). Получился ключ.
В процессе выполнения такого рода упражнений у учащихся формируются и развиваются слуховое внимание, пространственное восприятие, вербальная регуляция поведения. Всех учащихся интересует, какой рисунок получится. Эта небольшая интрига создает положительную мотивацию и стимулирует ребенка внимательно и старательно выполнять все вербальные инструкции учителя-логопеда.
Коррекционные цели и задачи графических диктантов могут быть расширены. Соответственно изменяется методика проведения графических диктантов, и появляются наглядные пособия. В свою инструкцию для учащихся учитель-логопед вводит слова: вертикаль, диагональ, горизонталь. Учитель-логопед предлагает ученикам при затруднениях в понимании значения новых слов посмотреть на плакат - наглядную опору. Вербальная инструкция учителя-логопеда: поставьте карандаш на красную точку, проведите горизонталь направо на 1 клетку, диагональ направо вверх на 1 клетку, вертикаль вниз на 1 клетку, диагональ направо вверх на 1 клетку, вертикаль вниз на 4 клетки, диагональ налево вниз 1 клетка и т.д. (см. рисунок). Получилась белочка.
В пособии «Пространство и я» даны 14 рисунков графических диктантов на листах формата А4.для индивидуальных и фронтальных занятий учителей-логопедов, дефектологов, психологов, учителей начальных классов, воспитателей.
Изменения в методике проведения диктанта в большей степени способствуют развитию слухового и зрительного восприятия, концентрации внимания: ученик слушает инструкцию, выбирает тип линии сам или со зрительной опорой на плакат, удерживает в памяти и переносит нужный тип линии с плаката-опоры в тетрадь. Доступность зрительной опоры формирует у ребенка важное умственное действие: самостоятельное осознание инструкции, самостоятельное осознание имеющихся у него знаний, самостоятельное сопоставление их, выявление неизвестного параметра и самостоятельное решение проблемы с помощью плаката – опоры. Изменения в методике обусловлены и введением новых слов, обозначающих тип линии. Следовательно, возникает потребность предварительно провести работу по уточнению и расширению словаря, по формированию звуконаполняемости и слоговой структуры слова. Это первый обучающий этап работы с графическими диктантами.
На втором этапе учащимся предлагается самим придумывать подобные рисунки для графических диктантов и провести свой диктант для ребят на логопедическом занятии. Такие творческие задания с перспективой показать и провести свой собственный графический диктант формируют у ученика мощный положительный импульс к обучению, к активизации и реализации своих возможностей, т.е. появляется сильный личностный мотив. На этом этапе ставятся и постепенно решаются такие задачи, как развитие самостоятельности, совершенствование процессов анализа и синтеза, развитие воображения, развитие способностей к рисованию с пониманием пропорций, развитие способностей к решению измерительных задач. Важно, что у детей на положительном эмоциональном фоне возникает необходимость сконцентрироваться на достаточно продолжительное время, поставить перед собой цель речевого высказывания, спланировать свое высказывание в соответствии с целью, выбрать необходимые лексические и грамматические языковые средства для перевода внутренней речи во внешнюю и наоборот. Второй этап носит характер активной рефлексии и служит базой для формирования общеучебных умений и навыков.
Работа с графическими диктантами имеет свою последовательность. Это позволяет ребенку пройти путь от неосведомленности к пониманию задания и уверенного самостоятельного планирования своей деятельности в комфортных для личности ребенка условиях:
1. Учитель-логопед формирует понятия «лево, право, верх, низ». Проводит игры на пространственную ориентацию и развитие моторики, используя понятия «левая рука, правая рука, левый глаз, правый глаз и т.д.»
2. Учитель-логопед формирует понятия «лево, право, верх, низ». Ориентация на листе бумаги в клеточку.
3. Учитель-логопед формирует понятия «лево, право, верх, низ» Ориентация на классной доске.
4. Учитель-логопед формирует понятия «вертикаль, горизонталь, диагональ». Учит пользоваться плакатом – наглядной опорой.
5. Учитель-логопед проводит обучающие графические диктанты от простого к сложному.
6. Учащиеся составляют собственные рисунки для графических диктантов.
7. Учащиеся проводят свои графические диктанты.
При использовании данной последовательности проведения графических диктантов, прослеживаются три известных этапа формирования речи. Сначала ученик учится понимать речь (инструкцию) учителя-логопеда, затем у ученика появляется мотив к контекстной речи, и, наконец, ученик овладевает речью в данном контексте, совершенствует её и использует для делового общения. В данном случае смотивирован и активизирован важнейший фактор развития речи - коммуникативный.
Предложенные методические рекомендации существенно расширяют возможности графических диктантов как развивающих заданий. Работа с графическими диктантами становится разнообразнее, способствует становлению речи в качестве средства социального общения, приобретает характер системного коррекционно-развивающего воздействия
15