Статья Игры и упражнения как методы по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта


«Игры и упражнения как методы по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта».
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно- моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.
B процессе модернизации современной системы образования уделяется большое внимание совершенствованию содержания обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в вариативных формах коррекционной помощи. Важная роль отводится технологиям, направленными на формирование у воспитанников навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему, развитию речи, формированию навыков самообслуживания. Для детей с умственной отсталостью при посещении образовательного учреждения становится актуальным уметь самостоятельно обслуживать себя, что позволяет им быть независимыми в быту.
Исследователи считают, что формирование навыков самообслуживания у детей с отклонениями в развитии прививается в условиях специального обучения. Это связано с особенностями их психофизического развития, а именно:
- поздним развитием произвольности психических функций;
- недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.
Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.
Первое направление.
Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.
Второе направление.
Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Третье направление.
Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
- при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
- приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.
Четвертое направление.
Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться без участия педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;- учить правильно и последовательно одеваться.
По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
- создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
- игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем) ;- демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия) ;- совместные действия педагога с ребенком;
- действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
- самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком) .Основными методами по формированию навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью являются игры и упражнения, практические занятия.
Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с детьми воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.) . Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т. д., а при повторных показах (в третий - четвертый раз) .Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом) ; настольно-печатные и словесные игры.
В играх с куклами формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.
Чтобы научить ребёнка правильно мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой) .Приобщая ребёнка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например - Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, детям нужно помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.) ; затем научить персонаж, делать «мыльные перчатки».
После формирования положительного отношения к навыку мытьё рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий.
В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.
Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть штаны, брюки) до целостного процесса.
Варианты игр и упражнений для формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта: «Вымой кукле руки», «Да здравствует мыло душистое! », «Купание куклы», «Что сначала, что потом», «Оденем куклу на прогулку», «Покормим Зайку», «Возьми ложку, покорми крошку», «Как мама Зайчиха купила Зайчику новые носочки, и как он их надевал», «Мыльные перчатки. Пузырики», «Волшебный шнурок».
Список использованной литературы:
1. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - №1, 2002. С. 17-23.
2. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология. -1996.-№5.-с. 81-83.
3. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М. : Теревинф, 2006. - 40 с. - (Серия: Лечебно-педагогические программы) .4. Шинкаренко Г. И. Развитие самостоятельности умственно отсталых школьников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания). В сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях (по материалам Всесоюзных Педагогических чтений) / Под ред. Н. Г. Морозовой. - М. : 1978. С. 50- 56.