Доклад Сюжетно — ролевая игра как средство формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Доклад
Сюжетно - ролевая игра как средство формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Исполнитель:
Иванова Е.Л.,
студентка 31 до группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.
Камышлов, 2016
План
Пояснительная записка
Теоретическое обоснование сюжетно-ролевой игры, направленной на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Список литературы
Пояснительная записка
Игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, трудовых навыков, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, который охватывает промежутки времени от 0 до 7 лет. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Цель рассмотреть сюжетно – ролевую игру как средство формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить понятие «трудовые навыки» в психолого-педагогической литературе и приемы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
выявить особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.Теоретическое обоснование сюжетно-ролевой игры, направленной на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.
В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнка является взрослый.
Е.А.Аркин весьма точно охарактеризовал эти два вида деятельности: «Работа и игра в системе дошкольного воспитания не должны противопо-ставляться друг другу. Они представляют собой два потока, то сливающихся, то текущих рядом, то отрывающихся друг от друга, но всегда питающихся из одного источника – неиссякаемой активности ребенка» Из этого следует, что игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, можно сказать что, сюжетно-ролевая Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, сюжетно-ролевая игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В ролевой игре ребенок среднего возраста берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Список литературы
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012.
2. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие Метода, 2014.
3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания Мозаика-Синтез, 2011 4. Буре Роза Дошкольник и труд: Мозаика-Синтез, 2014
5. Буркина О.А. Спасаем пруд //Ребѐнок в детском саду.–2011.– № 4.– С.66–67.
6. Детский сад. ru. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. URL: http://www.detskiysad.ru/trud/uchite04.html