Доклад Система духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Из опыта работы)
К.Г.У. «Детский дом №1»г. Акколь
Система духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Из опыта работы
Мельникова Т.В. 2016г.
“Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек”.В. Белинский.
«Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». В.А. Сухомлинский.
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Духовно – нравственное развитие – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе её нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе.
В современном мире, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно-нравственного воспитания для разностороннего развития личности. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что, однако не уменьшает значимости этой работы, но существенно затрудняет оценку эффективности проводимой работы.
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству…Так как именно в дошкольный период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.
Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпысқызы
. «Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает жизнь каждого человека и наполняет ее общечеловеческими ценностями. В основе программы – развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Работая с дошкольниками, я обратила внимание, что большинство детей моей группы, совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию.
. В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:
обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия;
приучать детей общаться спокойно, без крика;
формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
приучать соблюдать элементарные правила поведения, как в детском доме, так и в общественных местах;
Чтобы добиться положительных результатов, я использовала различные формы работы с детьми:
1.Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений на нравственные темы, таких как: «Чувство жалости сильнее боли» И.Алтынсарина, «Сила не право»К.Ушинского, «Косточка» Л.Толстого, «Моя мама пахнет хлебом»В.Сухомлинского, «Для чего руки нужны ?» Е.Пермяк, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского, «По заслугам»М.Турежанова, «Грубая благодарность», «Добрый и злой» казахские народные сказки , «Кукушка» ненецкая сказка, и многие другие.
2.Постановка сценок: «Яблоко», «Две подружки», «Два жадных медвежонка», «Колосок»
3. Провела цикл бесед на темы:
«Мы живём в Казахстане», «Урок дружбы», «Будь вежливым», «Зачем говорить спасибо», «Волшебные слова», «Идём в гости» и т.д.
4.Цикл занятий по ознакомлению с окружающим с целью воспитания любви к родному краю, своей стране:
«Страна, где мы живём», «Города Казахстана», «Мой город», «Астана – главный город»
Почти каждое занятие сопровождалось практической частью различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
5.Экскурсии в природу для того, чтобы дети научились видеть её красоту во все времена года, и беречь её
6. Экскурсии в прачечную, медицинский кабинет, на железную дорогу, космический центр для знакомства с трудом взрослых, и воспитания уважения к любому труду.
7. Экскурсии к памятникам воинам ВОВ и воинам интернационалистам, для воспитания патриотических чувств и уважения к защитникам отечества.
Игра естественный спутник жизни дошкольников, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, вводит детей в новый «необыденный» мир - мир социальных отношений людей, их общих смыслов, и является важной частью духовно – нравственного воспитания.
Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и сюжетно-ролевой
8. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», Во время игр я учила детей вежливости, умению проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.
9. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Назови ласково», «Волшебные очки», «Поводырь»
10. Просмотр мультфильмов из серии «Старые добрые мультики»с последующей работой по содержанию. Сказка помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском доме. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
Одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Летом ребята с удовольствием убирали мусор в березняке, собирали сучья в кучи. Осенью во время прогулок собирали плоды и семена растений на корм птицам. В зимнее время совместными усилиями были изготовлены и вывешены кормушки для птиц. Также мной ведётся ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных моментов (подьём, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.д.); предлагала помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагала помочь другим в одевании на прогулку и т.д.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с ним.
Благодаря всей проделанной работе, в нашей группе наблюдается положительная динамика духовно - нравственного развития детей. Ребята знают, в какой стране мы живём, имеют представление о государственном флаге и гербе, знают о многонациональности нашего государства. Называют столицу и некоторые крупные города, знают свой город. Все ребята знают правила поведения в общественных местах, без напоминания благодарят за оказанную помощь, желают доброго утра, здороваются и прощаются на двух языках, знают все «волшебные» слова. Всегда готовы оказать посильную помощь. Однако пока ещё не все дети могут контролировать свои эмоции и поступки, поэтому часто возникают ситуации когда знания с делами расходятся. Что требует продолжения работы по данному направлению. Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.А может не слова — дела важны?Дела — делами, а слова — словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
Список литературы
1. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010.
2.Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010.
3.Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. М.,2009.
4.Сухомлинский В.А. О воспитании. М. - 2011.
5. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012.