Доклад на тему «Формирование базовых учебных действий у учащихся с умственной отсталостью как условие реализации СИПР детей с нарушением интеллекта»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мой небольшой доклад по теме «Формирование базовых учебных действий у учащихся с умственной отсталостью как условие реализации СИПР детей с нарушением интеллекта» носит в основном практический характер. Было это сделано целенаправленно, исходя из наблюдений за детьми в процессе двух неполных месяцев работы. Постараюсь объяснить, по каким причинам.

Дети с нарушением интеллекта – не совсем обычные дети. Они требуют к себе самого максимального внимания, заботы, опеки со стороны воспитателя-педагога. И каждый из этих детей считает, раз в их группу пришел педагог, значит, он пришел именно за ним. А как сделать так, чтобы ребенку на занятии было интересно, чтобы он чувствовал себя комфортно как в среде сверстников, так и с нами, педагогами?

Поэтому наша первая задача учителей – это сформировать так учебную деятельность, чтобы в ней гармонично сплетались мягкие указания-рекомендации педагога, использование по назначению учебного материала, выполнение какого-либо задания в определенном промежутке времени.

Скажу одно: не всё удается сразу – дети разные. У каждого свой характер. Но, несмотря на это, прилагается максимум возможностей, использование подручного материала, чтобы занятие было интересным и занимательным.

К примеру, Елфутина Надя (5кл.4гр.). Если ей что-то не нравится, она категорично отказывается и даже головы не повернёт в мою сторону, чтобы заниматься. Как привлечь в таких ситуациях внимание ребёнка, как ввести его в процесс?

Для этого существуют множество методов и способов, как я уже заметила. У каждого ребенка есть свои любимые, если это можно так назвать, занятия. Кому-то нравится заниматься только шнуровкой, и есть даже колоссальные результаты. Вика Фаньо (5кл.4гр.) не могла изначально понять, что делать с кончиком шнурка. Она брала в руки минимальный кусочек шнура – кончено же, ей не удавалось продеть его в отверстие. А я специально сделала шнуровку сложную – разрезала трубочки для коктейля. ПОКАЗЫВАЮ ШНУРОВКИ, КАКИЕ ЕСТЬ. Раз за разом, показывая, как должны находиться руки, пальчики, на каком месте вплоть до миллиметра, мы научились шнуровать. Теперь Вика это делает на «отлично»!
Очень нравятся детям «Волшебные конфеты», в которой может быть любое содержимое. Я сделала их очень быстро, из подручного материала- капроновых колгот. Сейчас здесь каштан, а в другой «конфете» - пластмассовые рыбки, яблоки, листики. Это своего рода как бы массаж-релакс для ручек, пальчиков.
Девочки 9кл. 8гр. – это мои первые помощницы. Надя Бурмак, Алина Корольченко, Даша Левшина. Мы всегда чем-то заняты. Девочки любят аппликации обрывные, вырезанные формами (по подражанию, образцу или по инструкции педагога). ПОКАЗЫВАЮ АППЛИКАЦИИ. Данные аппликации были выполнены воспитанницами по принципу подражания: я выполняла на своем месте, а девочки повторяли мои действия. Следует отметить, что некоторые дети не различают цвета, а также не видят границ предмета, но эти именно учащиеся справились с поставленной задачей.

Сейчас я хочу представить вашему вниманию, уважаемые коллеги, нашу коллективную работу с детками – «Маленькая деревня». Этот наш труд как подведение итогов за 1 четверть. В чем преимущество этого макета? Его можно использовать на различных занятиях:


1. Зрительно-слуховая стимуляция: развитие восприятие предметов различных по размеру, цвету, в различном состоянии (величина и рост деда, бабы, внучки), различение звуков речевых (как говорят люди и что они могут сказать) и неречевых (звуки животных – ЛЕВ, СВИНКА, ЛЯГУШКА, ЦЫПЛЕНОК). Тематика может быть различной: семья, работа, отдых, работа, природа.


2. Коммуникативная стимуляция: проигрывание простых сюжетов с помощью семьи (куколки) и животных. Игра «Что кто умеет делать?».

3. Развитие устной речи: обогащение словарного запаса, внедрение его в повседневный речевой обиход: семья (мама, папа, дочь, сын, бабушка, внучка, дедушка): овощи (тыква, перец красный, перец желтый), фрукты (гранат, яблоко, груша).

Но самая наша главная задача педагогов – это формирование жизненных компетенций у детей. То есть учимся говорить вежливые добрые слова («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания»), соблюдать прилежный вид (выходя из туалета, в туалетной комнате одеваем нижнее белье и остальную верхнюю одежду прежде, чем выйти в коридор). Это своего рода уборка действий-паразитов, потому что детям, с которыми работаем мы, иной раз очень трудно объяснить, что следует ходить полностью одетым, а не выскакивать из коридора почти донага. Детям можно давать и мелкие поручения, но для них они будут самыми важными и главными на земле. Типа, кто у нас ответственный за свет? КОРОЛЬЧЕНКО АЛИНА. Она включит в классе и после окончания занятий выключит. А НАДЯ БУРМАК помогает мне с принадлежностями – принести тетради, канцелярские вещи.



Мое выступление подошло к концу. Надеюсь, что кому-то мой небольшой опыт в работе с детьми может пригодиться. Всем нам удачи и терпения. А самое главное – получать удовлетворение от своей работы.
Спасибо за внимание!
15