Статья Особенности общения с взрослыми детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Статья по теме «Особенности общения с взрослыми детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Студентки группы 443б, Толстовой Марии Сергеевны
Научный руководитель Лапшина Любовь Михайловна
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н. Лисина М.И., Сильвестру А.И. А.В. Запорожец и М.И. Смирнова Е.О. Эльконин Д.Б.
Успешная социализация в обществе детей с нарушением интеллекта возможна только тогда когда у них будет сформирована коммуникативная сфера общения, когда они смогут самостоятельно построить диалог с окружающими. Дети с нарушением интеллекта, являются таким же полноправными гражданами общества как и дети с нормой, следовательно у них должны быть сформированы такие же навыки и умения в построении взаимоотношений.
Детям этой категории необходимо помогать формировать умения взаимодействовать с окружающим миром, для дальнейшего устройства на работу, создания семьи и воспитания детей. Так же для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо развивать имеющиеся у них потенциальные способности в общении.
В экспериментальном плане вопрос о специфике общения детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками остается слабо изученным.
Выявление характерных особенностей развития общения у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста важно для дальнейшего углубления психолого-педагогического аспекта изучения сущности нарушения интеллекта, ее причин, поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии этих детей.
Изучение онтогенеза общения представлено в работах М. И. Лисиной, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой и др.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми:
Ситуативно-личностное (непосредственно - эмоциональное общение).
Первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми. Эта форма общения удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств; содержание ситуативно-личностного общения - обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. В первом полугодии жизни является ведущей деятельностью, оказывая мощное влияние на развитие всех сторон психики ребенка.
Ситуативно-деловое. Возникает от 6 месяцев до 3 лет.
На центральное место среди других мотивов общения выдвигается деловой мотив, т.к. Главные поводы для контактов ребенка с взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно-деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного вида. В это время дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую роль.
Внеситуативно-познавательное общение. Возникает в середине дошкольного возраста и характерно для детей 4 - 5 лет.
Ведущим мотивом становится познавательный мотив. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого.
Внеситуативно-личностное общение. Является высшей формой общения, возникает в возрасте 6 - 7 лет.
Основными мотивами являются личностные, которые побуждают ребенка к коммуникации. Взрослый привлекает ребенка как самостоятельная личность. Основной компонент общения – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Среди разнообразных средств внеситуативно-личностного общения основное место занимают речевые.
Дети с нарушением интеллекта отличаются от своих сверстников особенностями развития всех психических функций, в том числе и формированием потребности в общении.
Итак, выделяют два вида нарушения интеллекта: олигофрения и деменция.
Олигофрения – это состояние общего недоразвития психики в результате наследственной обусловленности либо внутриутробного детей поражения головного мозга.
В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая в зависимости от количественной оценки интеллекта.
У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Эмоции недостаточно дифференцированы. Самооценка неадекватна. Волевые процессы: безынициативны, повышенная внушаемость, затруднено усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений.
Меньшая по численности группа лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией.
Интеллектуальный дефект при деменции необратим. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, что влечет за собой проблемы во взаимоотношении со взрослыми.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы.
Основные направления деятельности дефектолога по коррекции особенностей проявлений нарушений общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта:
Диагностическая работа;
Коррекционно-развивающая работа;
Консультативная работа;
Профилактическая работа;
Для изучения проведения диагностики по выявлению форм общения ребенка и уровня осознанности в общении со взрослыми, мы предлагаем использовать 2 методики. Данные методики позволяют рассмотреть особенности общения ребенка со взрослыми, его осознанностью в выборе форм общения, что в дальнейшем поможет нам составить диагностическую программу для работы над коррекцией общения.
Методика диагностик форм общения (по М.И. Лисиной)
Цель – определить ведущую форму общения ребенка со взрослыми.
В методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).
Проведение обследования. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (Ситуативно-деловая форма общения); почитать книжку (Внеситуативно-познавательная форма общения); или поговорить (Внеситуативно-личностная форма общения).
Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
Каждая ситуация длиться не более 15 минут.
В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.
В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:
Порядок выбора ситуаций;
Основной объект внимания впервые минуты опыта;
Характер активности по отношению к объекту внимания;
Уровень комфортности во время эксперимента;
Анализ речевых высказываний детей;
Желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая наибольшей суммой баллов.
Беседа, выявляющая уровень осознанности действий ребенка в общении со взрослым.
Цель – выявить уровень осознанности действий ребенка в беседе.
Описание методики.
Педагог беседует с ребенком индивидуально. Основу первой беседы составляют следующие вопросы:
Что ты больше всего любишь?
Что ты больше всего хочешь?
Что бы ты стал сейчас делать, если бы воспитатель разрешил заниматься всем, чем захочешь?
Что ты больше всего не любишь?
Что бы ты хотел изменить в своем детском саду?
Что бы попросил у волшебника?
Подведение результатов.
Определяя уровень осознанности, следует внимательно рассмотреть ответы детей на поставленные вопросы. Преобладание содержательных ответов и развернутых сообщений о себе означает достаточно высокий уровень развития самосознания. Отсутствие ответов, ситуативные или стереотипные ответы свидетельствуют о неразвитости самосознания, о том, что ребенок как бы не замечает своего отношения к окружающему.
Итак, мы выяснили, что ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием его развития.
Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:
Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения;
Предложение ситуативности в контактах со взрослыми;
Стимулирование активности дошкольников при общении;
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является формирование у детей интереса к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Только через общение возможно добиться максимального результата в социализации.
Список использованной литературы:
Галигузова Л., Смирнова E.О. Ступени общения: от года до 6 лет. О психологии маленького ребенка. - M., 2006г.
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - M., 1986г.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004.