Творческое развитие обучающихся как фактор успешной социализации личности.
Творческое развитие обучающихся как фактор успешной социализации личности.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш. Амонашвили.
Наше время - это время перемен. Сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети становятся творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творческий человек всегда чем-то увлечен. Творчество – основа развития личности.
Что же такое творчество и творческая личность? Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Это стремление вперед, к лучшему, к совершенству. Творчество – это успешная основа социализации подрастающего поколения.
Радует, что современное образование ориентировано на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. Федеральные государственные образовательные стандарты называют результатами современного образования - развитие личности и социализации ребенка, наращивание его ресурсов: как личностных, так метапредметных и межпредметных.
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере.
Развитие творческого потенциала детей – это основная цель моей работы. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз моей работы. Только тогда ребенок может постичь замысел музыкального произведения, когда сам побывает в роли композитора, примерит на себя роль исполнителя.
Метод моделирование художественно-творческого процесса как раз и направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства, на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а её творцом.
Я остановлюсь на некоторых формах, эффективно применяемых мною на уроках:
Для развития слушательской культуры использую игру «Большой Ух». Она направлена на концентрацию внимания, развивает слух, память.
В первом классе, например, когда дети различают шумовые и музыкальные звуки, им предлагается с закрытыми глазами прослушать перечень разных шумовых звуков, с которыми они встречаются в жизни. По окончании прослушивания, ребята воспроизводят ответы в точной последовательности (устно, в рисунке, в пластической импровизации).
Эта игра может быть применена к темам: музыкальные инструменты, тембры голосов, жанры в музыке и др.
Проявлением творческого начала на уроке, являются импровизация - в музыкально-ритмическом движении, в выборе инструментов детского оркестра, в певческой импровизации. Это может быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заданный текст, разыгрывание музыкальных диалогов и др.
Для развития творческого мышления и запоминания информации использую на уроках новую технология английского психолога Тони Бьюзена “интеллект-карты” (”mind maps”). Они являются эффективной техникой визуализации мышления.
Рисование интеллект – карт – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.
Составление карт способствует быстрому запоминанию слов песен. Обобщению материал по теме, наиболее эффективно его понять и запомнить. Помогает вывести музыкальное понятие по имеющимся знаниям или тексту в учебнике.
Желание разнообразить свои уроки, применяя разные формы, используя ИКТ большое внимание уделяю подбору мультфильмов. В основу выбора лежит классическое произведение, которое сопровождается мультипликационной фантазией авторов. Как результат возрастает интерес к классической музыке, улучшается процесс осмысления, запоминания.
Обучение нотной грамоте процесс всегда немного утомительный, чтобы этот процесс прошел увлекательно, и эффективно, я создала учебное пособие для детей «Веселая семейка». Для каждой ноты мною сочинены стихи, которые не только помогают запомнить место расположения каждой ноты, но и описывают качество их звучания. Ноты изображены круглыми человечками, раскрашенными семью цветами радуги, они наделены эмоциями и движениями, описанными в стихотворениях, что облегчает процесс запоминания. Дети очень выразительно и с охотой проговаривают эти стихотворения, показывая образно характер каждой нотки. (пример ре)
Все используемые мною формы, методы и приемы, дают возможность школьникам овладевать художественным мышлением, проникая в природу музыкального творчества с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Урок – это теоретическая база, где дети получают основные знания по предмету и формируют универсальные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
В итоге мы получаем высокие, стабильные результаты обученности по предмету. Приобретенные на уроке знания, получают свое развитие во внеурочной деятельности.