Концепция воспитательной деятельности Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности ребенка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Концепция
воспитательной деятельности
«Духовно-нравственное воспитание
как основа становления личности ребенка».
Классный руководитель 5 «А» класса
Черницына Ольга Александровна
2015-2020 уч-г.
Содержание:
стр.
Пояснительная записка3
Цели и задачи4
Идеи концепции4
Обеспечение реализации концепции..4-5
Мониторинг качества воспитания5-6
Ожидаемая модель личности школьника................................6
Программа воспитательной работы6-9
Программа воспитательной работы 5-6 класс «Мы растем как коллектив».
Программа воспитательной работы 7-8 класс «Стать человеком».
Программа воспитательной работы 9 класс «Выбери свой путь».
Основные дела и направления работы класса.
Структура ученического самоуправления.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с родителями.
Предполагаемые результаты.
Список используемой литературы и интернет ресурсы10
«Смысл жизни нашей – это путь тернистый,
И в нем означен доблестный завет:
Жить надо так, чтобы еще при жизни
В сердцах людей оставить добрый след!»
Пояснительная записка.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, педагогика мира, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия.
Приоритетным направление моей деятельности, как классного руководителя, является Духовно-нравственное воспитание, как основа становления личности ребенка
В своей педагогической деятельности опираюсь на концепцию А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». В указанной технологии автор четко выделяет направления деятельности:
обнаружение ценности (значимой для ребенка) за предметами, вещами, действиями, событиями, явлениями;
предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими в своем пленительном и глубоком значении;
находить такие формы взаимодействия с детьми, чтобы активизировать их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учить искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.
Классному руководителю умело расширяет социальный кругозор воспитанников, умело предъявляет им исторические события, чтобы создавать богатую палитру социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной человека. Так же говорит о жизни доступно, но вместе с тем высоко и философично, чтобы учащиеся смогли строить собственную дорогу жизни, обучаться искусству поиска смысла жизни. В соответствии с мнением автора выше указанной концепции упражняет детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте, создает условия для постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
В данной концепции используется так же технология Е.В. Бондаревской, основанная на личностно-ориентированном подходе - «Воспитание ребенка как человека культуры». К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка, относятся:
-жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни;
-социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, самоопределение;
-культурная идентификация - востребованность культурных способностей, свойств личности, обретение черт человека культуры;
-духовно-нравственное развитие личности овладение общечеловеческими нормами нравственности, измерение своих поступков гуманистическими критериями и оценками;
-индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности.
Опираясь на технологию В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека», организация разнообразной творческой и общественно значимой деятельности в классе считается основным направлением работы с детьми.
Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу невосполнимый урон. Поэтому нравственное, социальное становление личности школьника в классном коллективе – актуально.
Концепция позволяет более целенаправленно подходить к вопросам воспитания, обращая внимание на индивидуальные особенности ребенка. Воспитание детей и молодежи – задача общечеловеческая.
Данная программа составлена в соответствии со «Школьной воспитательной программой развития», согласована на ШМО классных руководителей 5-11 классов, утверждена директором школы.
Участниками являются уч-ся с5 по 9 класс.
Цели и задачи воспитания
Воспитание личности – это, прежде всего, формирование в ней внутренней жизненной философии, устойчивой системы ценностей, в которой важно наличие и разумное сочетание прагматических, гуманистических и гражданских ценностей.
Понятие «воспитание» рассматривается мною как социальное воздействие на сознание ребенка через создания благоприятных условий для его мотивируемой самореализации, освоения, усвоения и присвоения им определенных качеств и норм.
Исходя из этого, определяем стратегическую цель воспитания:
создание условий для формирования духовно-нравственной личности, социально-адаптированной к окружающей действительности, носителя интеллектуального и культурного потенциала, сочетающей в себе национальные идеи, гражданские ценности, способность к творческому отношению к миру и активному созиданию.
Из данной стратегической цели вытекает комплекс воспитательных целей:
создание целостной личности, гармонично сочетающей в себе общественно-коллективное и индивидуально-личностное, духовно-нравственное начала;
самоактуализирующейся личности – творца своей судьбы, мотивируемого на самопознание и саморефлексию, самоконтроль и саморегуляцию, т.е. на самовоспитание;
личности патриота России с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, глубоким уважением к историческому и культурному наследию, созидательной сопричастности к настоящему.
Для достижения указанных целей необходимо решить целый комплекс задач:
создать оптимальную социально-педагогическую воспитательную среду и коммуникационное пространство для эффективной и качественной реализации целенаправленного воздействия на учащихся, стимулирующего и направляющего их личностное развитие;
создать условия для адаптации ребенка – необходимых изменений его личных и социальных качеств при переходе из одного социального статуса в другой;
обеспечить психолого–педагогическое сопровождение процессов «взросления»;
способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств.
Идеи концепции:
идея индивидуальности - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
идея развития и самоактуализации личности - oсновной смысл воспитательной работы – развитие личности ученика его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
идея самовыражения и творчества - в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка;
идея выбора и ответственности - осуществление учеником или группой возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор;
идея сотрудничества и педагогической поддержки - cовместная коллективная деятельность детей, детей и родителей, деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива
Обеспечение реализации концепции
Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского самоуправления, проведение социально направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, лекториев, тренингов, экскурсий и т.д.
Первичным детским объединением в школе является школьный класс. Ценностные ориентации находят свое непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения.
В целях развития детского самоуправления используются технологии сюжетно-ролевой игры, стимулирующей детей к творчеству, отвечающей возрастным особенностям подростков, а также разработка циклов индивидуальных и коллективных социально и личностно значимых проектов.
Исходя из основной направленности воспитательного процесса на формирование готовности ребенка к жизненному самоопределению, особо актуальным является развитие проектной деятельности детей, предполагающей создание условий для самостоятельного выбора ребенком цели, направления своей деятельности, прогнозирования результатов, планирования действий по достижению поставленной цели, осуществлению своего замысла и анализа результатов.
К основным педагогическим условиям эффективного включения подростков в проектную деятельность относятся:
формирование социального заказа на участие детей в решении тех или иных социальных проблем;
расширение детского опыта участия в различных видах творческой, социально личностно значимой деятельности, их представления о своих возможностях, выбор тематики, содержания проектов;
реализация педагогом позиции консультанта, помощника в процессе реализации ребенком собственного проекта;
создание ситуации успеха в процессе освоения ребенком технологии проектной деятельности.
Одной из главных форм реализации воспитательной работы был и остается классный час, так как это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Интерактивная форма является доминирующей в системе классных часов и помогает организовывать воспитательный процесс в соответствии со стандартами, сформулированными в «Концепции духовно-нравственного воспитания», применять инновационные подходы для реализации современного национального воспитательного идеала.
Условия успешной реализации концепции:
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Мониторинг оценки качества воспитания.
Воспитательный мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространении информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
Мониторинг пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. Диагностика - средства мониторинга.
Основные методические задачи диагностики можно сформулировать с определенной долей условностей так:
определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в данном классе или группе классов, школе в целом;
установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса;
прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива и т.д.).
Диагностические методики разработаны для каждого этапа развития коллектива с учетом возрастных особенностей учащихся и приоритетности ведущего направления в воспитательной работе.
Ожидаемая модель личности школьника:
понимает ценности своего народа и российской нации;
имеет осознанный и ответственный выбор поведения в соответствии с этими ценностями;
готов открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию;
умеет критически оценивать свои действия, так и действия окружающих;
осознает ценности существования различных культур и мнений;
проявляет осознанную нетерпимость к действиям и влияниям, приносящим угрозу;
вовлечен в реальную личностно-значимую деятельность.
Программа воспитательной работы 5-9 класс.
7.1 5-6 классы – программа воспитательной работы «Мы растем как коллектив».
Цели:
-изучение личности каждого ребенка, его физического, психического состояния;
-изучение индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;
-формирование сплоченного и дружного коллектива.
7.2 7-8 класс – программа воспитательной работы «Стать человеком».
Цели:
-развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
-формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
-формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков других;
-развитие интеллектуальных способностей;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
-формирование культуры общения у детей.
7.3 9 класс – «Выбери свой путь в жизни».
Цели:
-развитие интеллектуальных способностей;
-развитие коммуникативных умений учеников;
-развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
-формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
-формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и профессиональному самоопределению.
7.4 Основные дела и направления работы класса.
Направление I. «Здоровье»
Формы внеклассной работы:
-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;
-походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
-ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также села и города;
-встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;
Направление II. «Интеллект»
Формы внеклассной работы:
-внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
-интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
-интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
-научно-исследовательские конференции;
-cпецкурсы и факультативы.
Направление III. «Общение»
Формы внеклассной работы:
-спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
-тренинги общения учащихся и их родителей;
-тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
-самопрезентации и самопредставления;
-праздники, конкурсы, дебаты.
Направление IV. «Нравственность»
Формы внеклассной работы:
-тематические классные часы;
-тренинги нравственного самосовершенствования;
-театральные и кинопросмотры;
-экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
-дискуссии по нравственной тематике;
-организация цикла нравственных бесед.
Направление V. «Досуг»
Формы внеклассной работы:
-празднование памятных дат в жизни учащихся;
-празднование памятных дат календаря;
-посещение театров, музеев, выставок;
-театрализованные представления;
-фестивали, презентации.
Направление VI. «Патриот и гражданин»
Формы внеклассной работы:
-тематические классные часы, спецкурсы;
-встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
-конкурсы, викторины по правовой тематике;
-читательские конференции по правовой тематике.
Направление VII. «Семья»
Формы внеклассной работы:
-тематические классные часы;
-праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей;
-праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля),
-тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями,
-походы выходного дня, экскурсии.
7.5 Структура ученического самоуправления класса.
Личностно-ориентированные технологии воспитания делают акцент на предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, подросток наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
7.6 Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с одаренными детьми:
-собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории;
-организация участия детей в школьных олимпиадах;
-мониторинг уровня интеллектуального развития детей;
Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:
-организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
-организация индивидуальной творческой деятельности;
-включение в общешкольное воспитательное пространство.
Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
-собеседование с родителями;
-собеседование с психологом;
-наблюдение и особое внимание, коррекция;
-организация деятельности, способствующей расширению круга;
-общения и повышению статуса детей в классе.
Работа с детьми девиантного поведением:
-собеседование с родителями и социально-психологической службой школы;
-контроль и оказание помощи в подготовке домашнего задания;
-вовлечение в творческую деятельность.
7.7 Работа с родителями
Цель:
развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
Задачи:
расширить сферу участия родителей в организации жизнедеятельности класса;
организовать постоянно действующий педагогический консилиум для родителей для оказания помощи в вопросах воспитания детей;
способствовать повышению роли семьи в воспитании детей.
Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:
анализ внутрисемейных отношений на основе результатов тестов и анкет для родителей,
посещение семей;
анализ роли семьи в развитии культуры личности школьника;
ознакомление родителей с психологическими особенностями подростков;
привлечение родителей к организации классных вечеров, походов, поездок, совместных вечеров отдыха;
индивидуальная работа с родителями по направлениям: особенности характера ребенка, отношения со сверстниками, отношение к учебе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечением духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
8. Список использованной литературы.
1. «Духовно-нравственное воспитание» - Серия «Стандарт второго поколения» - изд. Просвещение – М. – 2009г.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
6. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
8. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
9. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Интернет – ресурсы:
http||panorama/PL/ua|up|loads|posts|
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зам.командира
Командир
Спорт
ЮИД
Милосердие
ДЮП
ШОУ
Гринпис
Магистр
Описание: http://pandia.ru/text/79/405/images/image001_75.gif15