Разработка урока по теме: Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме
Тема урока: Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.
Цели и задачи:
1. Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме, сформировать знания о морфофизиологическом строении пищеварительной системы человека, ее функциях.
2. Развивать умения работать творчески, логически мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения, умения работать с учебником и дополнительной литературой.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, компьютер, таблица, корзина с продуктами.
1. Организационный момент. (1 мин.)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их. Я надеюсь, что у нас все получится.
2. Вводная часть. (2 мин.)
- Итак, тема сегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме».
Цель урока: выяснить, что такое пищевые продукты, питательные вещества, мы поговорим о строении пищеварительной системы человека и о том, как происходит пищеварение в нашем организме.
Работаем по следующему плану:
1. Пищевые продукты.
2. Питательные вещества и их роль в организме.
3. Пищеварение.
4. Строение пищеварительной системы и ее функции.
5. В конце урока мы обсудим следующий проблемный вопрос: ПОСТ - вред или польза?
3. Пищевые продукты. (5 мин.)
- Эпиграфом, пожалуй, ко всему разделу «пищеварения» можно выбрать следующую пословицу «Полноценное питание – залог здоровья». В устном народном творчестве существует огромное множество пословиц о питании. Скажите, ребята, а вы знаете какие – нибудь пословицы?
Послушайте несколько из них:
- Тощий живот ни в пляску, ни в работу.
- Сытый голодного не вразумит.
- Кто ест скоро, тот и работает споро.
- Много есть, невелика честь.
- Сытое брюхо на ученье глухо.
- Любимая весть, как скажут, что пора есть.
- Добрый повар стоит доктора.
Из пословиц мы видим как важно значение питания для человека. Последний раздел, который вы изучили – «Дыхание». Наш сегодняшний урок – это логическая цепочка, связывающая эти два процесса – дыхание и питание.
- На что тратится энергия?
- Скажите, может ли человек использовать энергию солнечного света? Сделайте вывод, что же является источником энергии для человека? Раскройте понятие «Пищевые продукты».
- Я не случайно принесла эту корзину с пищевыми продуктами. Посмотрите на меня внимательно. Я раскладываю продукты на две группы. По какому принципу я это делаю? Продолжите, пожалуйста, начатую мной работу. Сделайте вывод, на какие две группы делятся пищевые продукты?
4.Питательные вещества. (9 мин.)
- Переходим к следующему этапу нашего урока. Посмотрите на рисунок на странице 148 учебника и назовите химический состав тела человека в процентном отношении.
- Каких веществ больше в организме? Как вы полагаете, каково значение воды? А сколько воды человек должен употреблять в сутки?
Сколько суток человек может прожить без воды?
- Знаете, ребята, ученые утверждают, что наша умственная работоспособность напрямую зависит от количества выпитой воды. Поэтому я вам рекомендую носить с собой небольшие пластиковые бутылочки с водой и пользоваться ими при необходимости. Только помните, пожалуйста, о личной гигиене.
- К неорганическим веществам помимо воды относятся и минеральные соли. Они играют немаловажную роль в распределении воды в организме и участвуют в создании органических соединений. При недостатке или избытке даже очень малой доли тех или иных минеральных солей происходит нарушение обмена веществ. Например, когда повышается уровень содержания Na в организме, начинает снижаться уровень К и задерживаться вода, что приводит к повышению давления крови, т.е. мы видим зависимость обмена веществ от минеральных солей.
- А теперь поговорим об органических веществах. Назовите орг. вещества. Как вы думаете, все эти вещества входят в состав пищевых продуктов?
- Итак, ребята, что мы называем «питательными веществами»? Сформулируйте понятие.
- Обратимся к таблице в вашем дополнительном материале. Скажите, различается ли количество питательных веществ в растительной и животной пище? Какую вы заметили закономерность? Приведите примеры пищевых продуктов, которые содержат больше белка, т.е. пример белковой пищи. А теперь углеводной и жировой пищи.
- Как вы считаете, одинаковые ли функции выполняют белки, жиры и углеводы? А какие именно функции выполняют питательные вещества?
- Посмотрите на суточную норму потребления питательных веществ в граммах (таблица). Вы видите, что преобладать должны углеводы, а содержание жиров и белков приблизительно одинаковое.
- Мы поговорили практически обо всех веществах, которые должны содержаться в полноценной пище. Но о чем - то мы забыли сказать. О чем?
- Конечно же, это витамины, которые являются ферментами или входят в состав ферментов. А что такое фермент? Давайте заглянем в словарик. Прочитайте определение.
- И еще в пище должны содержаться грубые растительные волокна – клетчатка. Для чего нужна такая пища?
- У меня для вас, ребята, есть загадка. Чем пища человека отличается от пищи животных? Что означает кулинарная обработка? Для чего обрабатывают пищу? К тому же эстетичный вид пищи, и приятный запах вызывают аппетит.
- А сейчас давайте сделаем обобщение. Перечислите вещества, которые должна содержать полноценная пища.
5. Пищеварение.(2 мин.)
- Предположим наш организм, получил все необходимые вещества. А может ли организм в неизменном виде усваивать какие – либо вещества? Да, только вода и минеральные соли в растворенном виде. Почему же питательные вещества не могут усвоиться организмом? Что же с ними должно произойти? А как называется процесс превращения сложных органических соединений в простые вещества?
- Найдите в словарике определение «пищеварения». Исходя из определения, назовите мне функции пищеварения.
- А теперь с помощью дополнительного материала запишите функции пищеварительной системы в задание №122 стр.47 рабочей тетради. Давайте проверим.
6. Строение пищеварительной системы человека, ее функции.(10 мин.)
- Итак, мы с вами подошли к вопросу о морфофизиологических особенностях строения пищеварительной системы. Посмотрите на слайд и назовите органы пищеварительной системы человека.
- Давайте вспомним, каково строение пищеварительной системы млекопитающих животных. Перечислите все органы этой системы (уч-ся показывает строение пищеварительной системы собаки). Сравните пищеварительную систему млекопитающего со строением пищеварительной системы человека. Вы заметили сходство? Чем его можно объяснить?
- А теперь мы должны выяснить, какие превращения происходят с пищей в различных органах пищеварительной системы. Один ученик должен показать и назвать органы, а вы по очереди комментируете.
- Сегодня на уроке мы создаем дидактический материал для последующего изучения пищеварения. На схеме различными цветами вы должны обозначить, какие изменения происходят с питательными веществами в органах пищеварительного тракта. Углеводы обозначаем зеленым цветом, белки – красным, жиры – синим. Если расщепления не происходит – рисуем сплошную линию, если вещества расщепляются – пунктирную, если всасываются – точки.
7. Историческая справка.(2 мин.)
- А теперь небольшая историческая справка. Говоря о пищеварительной системе нельзя не сказать о человеке, который всю свою жизнь посвятил ее изучению. Это выдающийся русский физиолог, человек создавший учение о высшей нервной деятельности на основе рефлекторной теории. Догадались кто это? И. П. Павлов(1849 – 1936). В 1904 году он одним из первых русских ученых был удостоен Нобелевской премии за открытия в области физиологии и медицины. Его любимым подопытным животным была собака. Признательность ей была выражена в сооружении памятника.
8. Обсуждение проблемного вопроса(3 мин.)
- А сейчас вернемся к нашей проблеме. Она актуальна сейчас. Возможно, вы знаете, что с 6 марта начинается 40-дневный пост. Попробуем по рассуждать, нужно ли соблюдать пост вам , подросткам. Назовите все плюсы и минусы поста.
Я думаю вам можно снова вернуться к этой проблеме на заключительном уроке.
9. Закрепление.(2 мин.)
- Теперь, ребята, мы закрепим полученные вами знания. Я задаю вопрос, и каждый из вас мне отвечает да или нет .Вопросы:
1. В теле человека менее 50% воды.
2. Животная пища богата жирами.
3. В неизменном виде человек усваивает воду и минеральные соли.
4. Углеводы выполняют структурную функцию.
5. В процессе механической обработки пища измельчается, увлажняется и перемешивается.
6. Витамины являются ферментами.
ДЕЛАЮ ВЫВОД ОБ УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
10. Домашнее задание.(1 мин.)
-Запишем домашнее задание двух уровней:
Iуровень - стр. 148 –149 учебника, №121 в рабочей тетради. Это задание для всех.
II уровень – для желающих. Вы можете сделать реферативное сообщение об опытах И. П. Павлова.
11. Итоги урока.(3 мин.)
- Подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Что вам понравилось, что показалось интересным? Достигли мы поставленных целей?
- А на прощание маленький секрет. Дотроньтесь языком верхнего нёба. Почувствовали поперечные полоски? А знаете что это? Это небные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается у всех зародышей млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается только один ряд. Вот о зубах мы и поговорим на следующем уроке.
- Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.
Проектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины»Выполнила Директорова Зоя Геннадьевнаучитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. ЧебоксарыЧебоксары 2011 г.Оглавление
Аннотация 3
Основная часть (содержание урока) 4
Список литературы 17
Приложение 18
Аннотация.При изучении всех тем курса биологии в 8-м классе, нужно уделить особое внимание формированию понятия о целостности человеческого организма, раскрывая взаимосвязи и взаимодействия органов, тканей и клеток организма в процессе онтогенетического развития. В этих целях необходимо уделить большое внимание на формирование представлений и понятий учащихся об обмене веществ, так как благодаря ему каждый организм поддерживает свое существование, растет и развивается. Обмен веществ определяет цикличность жизни: рождение, рост и развитие, старение и смерть. [2]Теме «Обмен веществ и энергии» по программе отводится 3 часа. После первого урока «Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни» логически правильно перейти к изучению темы «Витамины». Такая последовательность изучения связано с тем, что обмен веществ в организме протекает при непосредственном участии витаминов. Они входят в состав более ста ферментов, запускающих огромное число химических реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к всё ухудшающейся экологической обстановке.[6] Но немногим точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве. Таким образом, изучение темы «Витамины» в школе наиболее актуальна в наши дни. При изучении темы «Витамины» решаются важнейшие образовательные, воспитательные и практические задачи. Полноценное питание, богатое витаминами – неотъемлемая часть нормального протекания процесса обмена веществ в организме. Поэтому, в ходе урока необходимо доказать, что витамины играют важную роль в нормальной жизнедеятельности организма человека, содействовать осознанию учащимися ответственности за сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих. Материал урока связан с использованием приобретенных знаний для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а так же других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.[8]С целью активизации познавательного интереса урок можно начинать с постановки проблемной задачи. Использование средств ИКТ, схем, демонстрация моделей овощей и фруктов и натуральных объектов помогает учащимся более эффективно усваивать учебный материал.[7] При подготовке учащихся к докладам необходимо дать возможность использовать дополнительную литературу, материал из ранее подготовленных докладов.[10] Конкретизирует и дополняет содержание урока чтение стишков, дополнительная информация о витаминах.[11] ^ Основная частьТехнологическая карта урока.Предмет, класс Биология, 8 класс
Тема урока Витамины
Актуальность использование средств ИКТ Возможность представления в мультимедийной форме информации о витаминах, экономия времени при диагностике и закреплении знаний.
Цель урока Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормах их потребления и содержание в продуктах питания.
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание на CD
^ Организационная структура урока
Этап 1. Организационный момент (1 мин.)
Цель Создать настрой к работе
^ Этап 2. Актуализация знаний (5 мин.)
Цель Проверить усвоение предыдущего материала и выполнения домашнего задания
Деятельность учащихся Фронтальное, учащиеся отвечают на вопросы устно
Деятельность преподавателя Контролирующая; проверка усвоения материала и домашнего задания
^ Этап 3. Мотивация (3 мин.)
Цель Подготовить учащихся к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению новой темы через постановку проблемной ситуации
Деятельность учащихся Осмысление текста об экспедиции Х. Колумба из книги И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий»
Деятельность преподавателя Информационная, организация фронтальной беседы
^ Этап 4. Изучение нового материала (25 мин.)
История открытия витаминов
Цель Ознакомление с историей открытия витаминов
Деятельность учащихся Коллективная
Деятельность преподавателя Информационная, организационная
Что такое витамины
Цель Формирование знаний о многообразии витаминов и их роли в организме
Деятельность учащихся Коллективная
Деятельность преподавателя Информационная; объяснение с элементами беседы
Характеристика витаминов
Цель Формирование знаний о функциях некоторых водо- и жирорастворимых витаминов и их источниках
Вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация электронного урока Кирилла и МефодияДеятельность учащихся Заполнение таблицы в рабочей тетради
Деятельность преподавателя Информационная, координирующая
Изучение последствий гипо- и гипервитаминоза
Цель Формирование понятий «гиповитаминоз», «гипервитаминоз», «авитаминоз»
Вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация электронного урока Кирилла и МефодияДеятельность учащихся Самостоятельное изучение таблицы в парах по инструктивной карточке, заполнение таблицы в рабочей тетради.
Деятельность преподавателя Информационная, организационная, координирующая
Сохранение витаминов в пище
Цель Формирование знаний о правилах сохранения витаминов в пище
Деятельность учащихся Коллективная
Деятельность преподавателя Информационная, объяснение с элементами беседы
^ Этап 5. Диагностика (5 мин)
Цель Контроль и усвоение знаний учащихся
Вид деятельности со средствами ИКТ Проекция вопросов теста «Витамины»
Деятельность учащихся Выполнение тестовых заданий
Деятельность преподавателя Контролирующая, оценочная
^ Этап 6. Закрепление (4 мин.)
Цель Закрепление полученных знаний, выявление пробелов в освоении материалов
Вид деятельности со средствами ИКТ Проекция вопросов на экране
Деятельность учащихся Фронтальная, учащиеся отвечают на вопросы устно
Деятельность преподавателя Оценочная, стимулирующая, выставление оценок
^ Этап 7. Итог урока. Рефлексия (1 мин.)
Цель Подведение итогов урока, впечатления от урока
^ Этап 8. Домашнее задание (1 мин.)
Цель Проинформировать учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
^ Тема программы: Обмен веществ и энергии.
Тема урока: витамины. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цель урока: Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.^ Задачи урока:образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах профилактики.развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; формировать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развивать навыки работы с текстом учебника, дополнительным источником информации.воспитательные: сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению быть здоровым.^ Методы и приемы:1.Словесные (беседа, рассказ, объяснение, индивидуальные сообщения учащихся);2.Наглядные (демонстрация изобразительных пособий, натуральных объектов и муляжей, компьютерных программ);3.Практические (использование инструктивных карточек к самостоятельной работе).Оборудование: таблица «Витамины»; муляжи фруктов и овощей; натуральные объекты - лимон, апельсин, яблоки; витаминные препараты; компьютер, экран, проектор, уроки биологии Кирилла и Мефодия; раздаточные листы-таблицы «Последствия гиповитминоза и гипервитаминоза», цветные кружки.этап. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учителя, приветствие учащихся. Проверка школьных принадлежностей.
этап. Актуализация знаний (5 мин)
Организуется фронтальный опрос учащихся по теме «Обмен веществ»
Что такое обмен веществ?
Что относят к подготовительной, основной и заключительной стадиям обмена?
Что такое пластический и энергетический обмен?
Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы?
Какие элементы относятся к макроэлементам, а какие к микроэлементам?
Что такое ферменты и какую роль они играют в организме?
этап. Мотивация (3 мин.)
Учитель читает проблемную задачу:Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки просили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».^ Беседа учителя с учащимися. Учитель: как вы думаете, что спасло моряков от гибели? Учащиеся высказывают свои предположения.
этап. Изучение нового материала (25 мин.)
Учитель сообщает учащимся тему урока: «Витамины».Учитель: Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы человеку? Учащиеся высказывают свои предположения.
^ История открытия витаминов (сообщения учащихся об истории открытия витаминов с последующим обсуждением сообщений).
Учитель: Ко второй половине ХIХ века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Наблюдения и опыты врачей указывали на существование ряда болезней, непосредственно связанных с продуктами питания. Даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищала от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина.Учащиеся слушают сообщения об истории открытия витаминов (работы В.Н. Лунина, Х. Эйкмана, К. Функа).В ходе беседы учащиеся приходят к выводу:
Н.И. Лунин в 1880г.в опыте с искусственным кормлением мышей впервые доказал, что в состав пищи входят жизненно важные вещества, которые необходимо исследовать и изучить их значение для питания. Опыты Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны. Они были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты были те же, правильность и точность опытов подтвердились.
Голландский врач Х. Эйкман в1896г. выяснил, что рисовыми отрубями можно вылечить заболевание «Бери-бери».
Польский биохимик К.Функ в 1911г. впервые получил из рисовых отрубей вещество, которое вылечивало заболевание «Бери-бери».Он дал ему название витамин (от лат. «виталис»-животворный».[3]
^ Что такое витамины, их значение в организме человека, водо- и жирорастворимые витамины (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация муляжей овощей и фруктов, водо-и жирорастворимых витаминных препаратов, составление семы).
Учитель: Из сообщений учащихся мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентами молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединении с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме. [1]Учащиеся записывают определение витаминов: Витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, поступающих в организм с пищей, необходимых для нормального протекания обмена веществ в организме.Витамины называют чудесной азбукой жизни. Известно около 20-30 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т.д. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В. Чтобы было понятно, о каком витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: В1, В2, В3……В12. По растворимости витамины делятся на 2 группы:[7]left0Водорастворимые витамины впускаются в таблетированной и жидкой форме, жирорастворимые – в виде капсул на основе рыбьего или растительного жира. Как вы думаете, почему для лучшего усвоения витамина А овощные салаты рекомендуют заправлять растительным маслом ? ( Учащиеся отвечают).
^ Характеристика витаминов. Функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов, их источники. ( Объяснение учителя сопровождается показом электронного урока Кирилла и Мефодия; заполнение учащимися таблицы на стр. 61 и 62 в рабочей тетради (кроме графы - симптомы авитаминоза )с использованием рис. 82 в учебнике на стр. 189; демонстрация таблицы, муляжей и натуральных объектов).
Водорастворимые витамины.[5]
Наименование витамина Функции Симптомы гиповитаминоза и авитаминоза Источники витамина для организма
С Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга- стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы. Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте
В1Необходим для нормальной деятельности нервной системы Повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти. Бери-бери-судороги, паралич. В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке
В2Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, Катаракта – помутнение хрусталиков глаз. Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа
В12 Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела. ,Злокачественная анемия (малокровие) Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты,
Жирорастворимые витамины.[5]
Наименование витамина Функции Симптомы гиповитаминоза и авитаминоза Источники витамина для организма
А Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» - не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета
D Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей
E Для нормального функционирования органов размножения, антиоксидант- препятствует окислению витамина АСлабеют мышцы, нарушение сердечной деятельности, параличи. Прекращение выработки половых гормонов. Яичный желток, печень, рыбий жир, растительные масла- подсолнечное льняное, оливковое; миндаль, арахис , проростки пшеницы, овса, зеленые листовые овощи.
Мы убедились, что в организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины поступают в организм с пищей. Основными источниками витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины. Имеются они и в пищевых продуктах животного происхождения, например в печени, яйцах, рыбьем жире и.т.д. Витамины оказывают сильное и специфическое влияние на рост, развитие, обмен веществ. Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого? (Учащиеся отвечают).
^ Изучение последствий гипо- и гипервитаминоза. Симптомы авитаминозов ( цинга, куриная слепота, бери-бери, рахит). (Объяснение сопровождается с демонстрацией электронного урока Кирилла и Мефодия; самостоятельная работа учащихся в парах по изучению последствий гипо- и гипервитаминоза; завершение заполнения таблицы в рабочей тетради на стр. 61 и 62)
Учитель: организму человека витамины требуются в ничтожных количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложенную вам таблицу:Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза.[4]
Наименование витамина Суточный рацион, мг Гиповитаминоз-недостаток витамина Гипервитаминоз-избыток витамина
С 50-100 Подверженность к инфекциям, кровоточивость десен Повреждение почек, поджелудочной железы
В11,4-1,6 Нервные и сердечные недомогания, раздражительность, бессонница Аллергия
В21,5-2,5 Ухудшение зрения, трещинки в углах глаз Интоксикации не вызывает, но появляется оранжево- желтый цвет кожи
В12 2-5 Ухудшение аппетита, снижение массы тела, нарушение функций пищеварительного канала Отек легких. сердечная недостаточность
А 0,9 Сухость роговых оболочек глаза, повреждение слизистых дыхательных путей и пищеварительной системы, замедление роста у детей Головные боли, рвота, малокровие
D 0,02- 0,06 Замедление усвоения кальция и фосфора, снижение иммунитета, замедление роста у детей Нарушение центральной нервной системы, вымывание кальция из костей
Е 15 Дистрофия сердечных мышц, нарушение сердечной деятельности Нетоксичен
^ Задание к таблице:Изучите самостоятельно таблицу и подготовьтесь к устному ответу на вопросы:
Одинаковая ли потребность организма в разных витаминах? Подтвердите примерами.
При длительном хранении продуктов витамины разрушаются , поэтому весной в овощах и фруктах очень мало витаминов. Для предупреждения гиповитаминоза медицинская промышленность выпускает витаминные препараты. Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?
Изучите схему. Поясните разницу в понятиях «гиповитаминоз» и «авитаминоз», перечертите схему в тетрадь.
После обсуждения вопросов учитель рассказывает о симптомах авитаминозов А, С, D и т. д., с использованием материала электронного урока Кирилла и Мефодия. Учащиеся завершают заполнение таблицы в рабочей тетради (графа - симптомы авитаминоза и гиповитаминоза).Учитель: Как мы видим из таблицы, недостаток или избыток витаминов в организме оказываются небезразличными для нашего здоровья. Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обмена веществ или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ.
^ Сохранение витаминов в пище (объяснение учителя с элементами беседы)
Учитель: Ребята, что вы предпочитаете принимать в пищу, медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты? Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель: Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, ими нельзя перенасытить организм (кроме некоторых, например, витамин А), не вызывают токсемии – отравления. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить и хранить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Большую роль в сохранении витаминов играет правильное приготовление пищи. При действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60% витаминов группы В, при варке овощей –до 20% витамины группы В и от 30 до 50% витамина С. Кроме того, они окисляются в воздухе. Витамин С разрушается при соприкосновении с медью и железом. Многие витамины разрушаются на свету.[1] В ходе беседы учащиеся приходят к выводу:
Овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой и опускать в кипящую воду.
Варить недолго в эмалированной посуде с закрытой крышкой.
Овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления.
При заморозке разрушается гораздо меньше витаминов, чем при сушке.
Учитель: Человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья? Предложите возможные толкования пословицы- «Добрый повар доктора стоит». (учащиеся отвечают)Учитель читает стихотворение:[11]Нельзя жить на консервахБез свежих овощей.А лучше сок лимонный и апельсиновый пейИ зубы будут крепчеИ зоркими глазаТогда болеть не будетНикто и никогда.И не забудь – проблемаИ витаминов естьИх жизнь не долговечнаОни способны разрушаться.Высокая температураИ воздух при храненииРазрушат витаминДо употребления.
этап. Диагностика (осуществляется в виде тестирования и направлена контроль и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока; проекция вопросов теста; 5 мин.)
Тест:1.Витамины были открыты…а) Х. Эйкманомб) Н. Лунинымв) К.Функом2. Витамины - это…а) минеральные веществаб) органические веществав) белки3. Витамины участвуют в обмене веществ, потому что…а) входят в состав ферментовб) образуются в организмев) являются катализаторами4. К водораствоаимым витаминам относятся…а) С, РР, группы В; б) D, А, Е; в) только группы В5. В какой пище содержатся витамины?а) только в растительнойб) в растительной и животнойв) только в животной6. Полное отсутствие в организме какого- либо витамина называют…а) гиповитаминозб) гастритв) авитаминоз7. В каких условиях возникает гипервитаминоз?а) при питании растительной пищейб) при избытке витаминов в организмев) при недостатке витаминов в организме8. Авитаминоз мореплавателей и путешественников…а) рахитб) куриная слепотав) цинга9. какой витамин близок по строению к каротину?а) D, б) С, в) А10. Какое заболевание развивается при авитаминозе D?а) бери- бериб) куриная слепотав) рахит11. Должны ли витамины составлять большую часть веществ в рационе человека?а) да, б)нет12.Витамин С содержится…а) только в растительной пищеб) в животной и растительной пищев) только в животной пищеЗатем учитель собирает тесты. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
этап. Закрепление (4 мин.)
Организуется работа учащихся по вопросам (проекция вопросов на экран).
Что такое витамины?
Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери- бери.
Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей.
Что такое гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз?
Шиповник - кладовая витамина…
Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
Этого витамина много в рыбьем жире и в печени трески.
Как следует готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов?
С какой целью выпускаются витаминные препараты?
Какие витамины легко усваиваются вместе с жирной пищей?
этап. Итог урока. Рефлексия. (1 мин.)
- Ребята, оцените урок с помощью разноцветных кружков.* Красный- мне работалось легко и интересно.* Зеленый- были небольшие затруднения.
этап. Домашнее задание. (1 мин.).
Изучить параграф 37.Составить рецепт самого витаминизированного салата. Оформить его на отдельном листе и сдать учителю.На этом урок закончен . Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания сегодняшней темы урока позволили вам правильно питаться, применяя витамины.Список литературы:
Батуев А. С. Биология 9 класс. Человек. - М.: Просвещение, 1994.
Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: просвещение, 1900.
Колесов Д. В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа, 2003
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа. 2005.
Маш Р. Д., Пугал Н. А., Драгомилов А.Г. Биология- 8. Человек. Методическое пособие для учителя. - М.:Аркти, 1998.
Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
Онищук В. А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1985.
Пугал Н. А. , Козлова Т. С. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.8 класс- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
Хрипкова Г. М. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975.
Стихи о витаминах. Электронный ресурс http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=1968098, режим доступа свободный.
Приложение^ Дополнительный материал к уроку.Знаете ли вы, что…[[7]Дефицит витамина Е приводит к появлению морщин.Табачный дым разрушает витамин С.Алкоголь разрушает витамины А и гр.В.Снотворные препараты затрудняют усвоение витаминов А, Е, В12, D.Витамины С и гр.В участвуют в поддержании иммунитета и поэтому могут замедлять процесс старения.Ячмени на глазах могут появляться при недостатке витамина АЭкзема может быть связана с дефицитом витамина гр. В.В мозге больше всего витамина С содержится в гипоталамусе.^ Стишки о витаминах.[11]Хочешь быть, спортивным, ловким,Больше ешь чудо – морковки.От ангины лечит он,Замечательный лимон.Может быть товарищ - другЭто наш сердитый лук!Во всех видах молодецНаш хрустящий огурец.И прибавит в спорте силЗолотистый апельсин.Вырастают чубы густоЕсли на столе капуста.Не забудем, друзья нашиВитаминные все каши.Помни истину простую- Лучше видит только тот,Кто жует морковь сыруюИли пьет морковный сок.Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку.Черный хлеб полезен нам,И не только по утрам.От простуды и ангиныПомогают апельсины.Ну, а лучше есть лимон,Хоть и очень кислый он.Рыбий жир всего полезней!Хоть противный – надо пить.Он спасает от болезней.Без болезней лучше жить.Свекла, яблоко, картофель,Репа, тыква, помидор…Витамины В имеютИ отдать их нам сумеют.А я сочная капуста,Витаминами горжусьВ голубцы, борщи, салатыЯ, конечно, пригожусь.А какие вкусныеЩи мои капустные.
плохо
3
не очень плохо
0
средне
1
хорошо
2
отлично
3
Урок биологии в 8 классе
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе.
Тема урока: «Гигиена питания».
Обучающая цель урока – на основе повторения знаний о функциях, строении органов пищеварения. сформировать представление о гигиене питания. режиме питания; продолжить формирование умений работать с тестами заданий блока А и Б (в рамках ЕГЭ)
Развивающая цель урока – Развитие умений анализировать, сравнивать. выделять главное, делать выводы.
Воспитательная цель урока – Формирование навыков здорового образа жизни. воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Оборудование – объемная таблица «Пищеварительная система», таблицы по гигиене питания, фильм «Осторожно, еда!»
Ход урока:
1. Организационный момент класса.
Проверка знаний: К доске вызываются 2-3 ученика, которые последовательно рассказывают об органах пищеварительной системы и их функциях.
Учитель – Сегодняшний урок мы проведем в виде ток-шоу. Какова же его тема? Ответ вы сформулируете сами, посмотрев мини-спектакль. Представим , что мы находимся на берегах туманного Альбиона, в полицейском участке перед кабинетом комиссара полиции.
Комиссар – Мэри! Пригласите инспектора Дрейка!
Дрейк – Доброе утро, комиссар! Удивляюсь вам, шеф! Как вам всегда удается так хорошо выглядеть? У вас свой секрет?
К. – Никакого секрета! Сбалансированное питание и физкультура. Но не об этом речь! Вы читали сегодняшние газеты? В них сообщение о смерти мистера Бабингтона, известного человека в нашем городе. Д.-Отчего он умер? К. – Что – то с желудочно – кишечным трактом! Нам нужно поговорить с его вдовой. Д. – Вы ее в чем – то подозреваете? К. –Мы можем только подозревать. Никаких улик нет. Он умер в больнице под присмотром врачей. Д. – Так что же вас смущает? К. – Это ее третий муж. И все они умерли. Когда умирает один – возможно, второй – трагично, а третий уже закономерность! Я пригласил ее к нам. – К вам миссис Бабингтон ! Синтия Бабингтон –Добрый день, господа! Чем обязана вашему приглашению? К. – Всему причина - загадочная смерть Вашего мужа. С. –Бестактно звучит, но я отвечу на ваши вопросы. Мой муж, как и его предшественники, абсолютно не интересовался тем, что ест: обедал быстро, ужинал наспех. И я устроила из еды культ. Представьте: на большом блюде жареная курица, фаршированная черносливом, с плавающими в масле профитролями, по бокам перченый рулет из свинины… Сначала он ел с неохотой, но ему неудобно было мне отказать, потом понравилось. О, как я готовила! Каждый день что -то новенькое. вкусненькое. После ужина, когда он садился у телевизора, я ставила перед ним блюдо с печеными булочками, пирожными, печеньем. Когда человек смотрит телевизор, он незаметно съедает столько, что сам не поверит. Он ел, полнел, приобретал болезни, попал в больницу. Д. – Неужели врачи не помогли? С. – Пытались. Посадили на диету, кололи разные лекарства, но он ждал только меня! Я приносила его любимые блюда: жареный картофель, шашлык из баранины и еще много острого и перченого. К. – А врачи? С. – Они и не догадывались. А муж. видя мою заботу о нем, чувствуя себя все хуже и хуже, переписал на меня все свое состояние! Он был так мил! Д. – Какая медленная ,но вкусная смерть!
Учитель – Автор этой истории Артур Хейли. Именно в этой истории ответ на вопрос о теме ток-шоу. О чем же мы будем говорить сегодня? Правильно! Гигиена питания! ( тема записывается в тетрадях.) Вначале нашего урока, отвечая на вопросы об органах пищеварения и их функциях, мы повторили вопросы. аналогичные вопросам блока А : с одним верным ответом из нескольких. На доске вы видите задания. аналогичные заданиям блоков В и С . Ваша задача быть очень внимательными, так как ответы на эти вопросы вы найдете. побывав на ток-шоу. Ваша цель: приняв участие в ток – шоу, сформулировать правила питания и ответить на задания, указанные на доске.
Ведущий №1 – Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего ток-шоу « Есть или не есть, а если есть, то что есть?» посвящена гигиене питания. Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют каждого человека потому, что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания.
Ведущий №2 – Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Каковы секреты правильного питания?
Диетолог 1 . –Что такое диета? Это и состав, пищи и режим питания. Сколько раз необходимо питаться? Ирвинг Фишер, американский исследователь, рекомендовал 7-разовое питание, он говорил: Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться! А академик РАМН Комаров считал, что 5.» 5-разовое питание – это «пятерка» нашего организма!» А как вы считаете? Ответ учащихся – Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день в одно и то же время. Вот вам «золотое « правило питания!
Диетолог 2 – Сформулировать следующее правило поможет следующее выражение: « Есть столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья».
Вопрос учащихся: Что значит: умеренное потребление пищи?
Диетолог 1 – Переедание, так же как и малая подвижность предрасполагают к ожирению. Ожирение – если ваш вес на 20% выше нормы, а норма – рост в см минус 110 ( для подростков). Люди с ожирением живут на 6-8 лет меньше, чаще у них бывают камни в почках и желчном пузыре, чаще развивается ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Третье правило питания – в народной мудрости: «Кто долго жует, тот долго живет!» Тщательное пережевывание пищи поможет ощутить вкус, увлажнить пищу слюной, да и мозг получит информацию и подготовит желудок. Лучше есть в спокойной обстановке.
Ведущий – Запомните, это третье правило ! Диетолог - И четвертое правило питания – рацион должен быть разнообразным и полноценным по питанию. Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 20% из белков, 25% жиров, 55% углеводов, содержащихся во фруктах, овощах, злаках, орехах. Здоровая диета – ограничение в жирах и соли, увеличение доли фруктов, овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Источником полезного белка служат бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо. Ведущий – В последнее время появилось столько систем питания, каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой: сыроеденье, вегетарианство, раздельное питание и другие. ( Представляются проекты, подготовленные группами учеников по обоснованию систем питания : вегетарианство –акцент делают на соответствие длины желудочно-кишечного тракта питанию растительной пищей, ее богатство витаминами; сыроеденье – сохранение всех питательных и полезных биологически активных веществ, богатство витаминами; раздельное питание – обосновывают свою точку зрения на раздельном переваривании и расщеплении питательных веществ под воздействием различных ферментов: углеводы – амилаза в ротовой полости, а затем мальтаза в 12-перстной кишке, белки – пепсин в желудке и трипсин в 12-перстной кишке, жиры – липаза в 12-перстной кишке.)
Демонстрируется фрагмент фильма о попадании гильминтов в организм человека. Врач-инфекционист, используя макет желудочно-кишечного тракта и влажный препарат аскариды, рассказывает о миграции личинки в организме человека: попав в кишечник, она пробуравливает его стенки и выходит в кровь, проходит через печень, сердце в малый круг кровообращения. Попадает в легкие, бронхи, трахею, вторично заглатывается и в кишечнике превращается в половозрелую особь. где и откладывает оплодотворенные яйца. При приготовлении пищи. при еде всегда необходимо соблюдать правила гигиены. Тщательно обрабатывать и овощи, и фрукты. Ведущий – В последнее время появилось много продуктов быстрого приготовления: гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши-минутки, чипсы. Некоторые из них дети любят, а некоторые даже очень любят. Полезны ли они? Что дают применяемые пищевые добавки?
Химик – Современные способ, методы доставки и хранения продуктов потребовали применения пищевых добавок: они улучшают внешний вид, вкусовые качества, увеличивают срок хранения. На мировом рынке все товары подразделяются на 3 категории: 1 – количество и типы специальных добавок строго регламентированы; 2 – контроль менее строг, требования страны – импортера; 3 – не распространяются, много ограничений, стоят дешевле, себестоимость ниже.80% продуктов питания, сигарет, напитков относятся именно к этой категории. Выбирать товар нужно, зная об этом.
Демонстрируется фрагмент фильма о продуктах, поступающих в продажу, об использовании консервантов « Осторожно, еда!».
Ведущий 2- Хотелось бы узнать Ваше мнение : жевательная резинка – польза или вред ?
Врач – стоматолог – В состав входят подсластители, красители, ароматизаторы. Чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск кариеса. Стоматологи считают, что профилактика кариеса – эффект поверхностный. Жевать достаточно 2-3 минуты не более 1-2 раз в день после еды.
Врач-педиатр – Чрезмерное использование снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, раздражающе воздействуют на желудочно-кишечный тракт, способствует возникновению гастритов, дискинезии, дуоденитов, обнаруживают камни из слипшихся комочков жевательной резинки.
Ведущий 1 – Грустно. Наш разговор, похоже, попадает в раздел « Чего лучше не есть». Не хотелось бы заканчивать нашу дискуссию на столь печальной ноте. Сегодня мы услышали много выступлений и, взяв из каждого рациональное зерно, я думаю можно подвести итог. Каковы же правила рационального питания ?
1. Питаться нужно 4-5 раз в день, в одно и то же время.
2. Питаться умеренно.
3. Тщательно пережевывать пищу.
4. Питание должно быть разнообразным и рациональным.
5. Не ужинать позже, чем за 1,5 – 2 часа до сна. .
А сейчас ответим на вопросы, написанные на доске.
1.Установите соответствие между продуктами питания и их составом. Записать последовательно цифру и букву.
А. Содержат углекислоту, раздражающую слизистую желудка. Б. Содержат большое количество жиров, углеводов, специй. В. Содержат клетчатку, пектин.
1. Продукты растительного происхождения. 2. Прохладительные газированные напитки. 3. Чипсы, сухарики.
1 В 2 А 3 Б
Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.
А. Попадание яиц в организм человека с пищей. Б. Появление из яиц личинок. В. Продвижение личинок по дыхательным путям к глотке. Г. Попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в окружающую среду. В. Развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике человека. Е. Выход личинок через стенку кишечника в кровеносное русло.
А Б Е В Д Г
С. Найдите ошибки и исправьте их, укажите номера предложений с ошибками: 1. Полноценное в качественном отношении питание называется рациональным. 2. Содержание белков, жиров, углеводов в рациональном питании одинаково. 3. Сок поджелудочной железы содержит ферменты амилазу, пепсин и липазу. 4. Желчь печени активирует ферменты поджелудочной железы. 5. Всасывание веществ происходит в толстом кишечнике.
Ошибки : 12.-Содержание белков 20%, жиров25%, углеводов 55%. 3. Содержит ферменты мальтазу, трипсин, липазу. 5. Всасывание происходит в тонком кишечнике.
На каждом столе «сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля знаний. 8 – 9 класс» приложение к журналу «Педагогический вестник Приднестровья» 4/2003.Учащиеся работают попарно ,решая тест «Пищеварительная система».
Домашнее задание 35.