Проектная работа как важный фактор контроля знаний обучающихся в системе личностно-ориентированного подхода


Проектная работа как
важный фактор контроля
знаний обучающихся в системе
личностно-ориентированного подхода
Автор опыта:
Суслова Ольга Васильевна учитель английского языка
МБОУ «Алексеевская СОШ»
с. Алексеевка 2015
Содержание:
Информация об опыте ---------------------3
Технология опыта-------------------------9
Результативность опыта-----------------15
Библиографический список------------17
Приложение к опыту---------------------18

Раздел 1. Информация об опыте
1.Тема опыта: «Проектная работа как важный фактор контроля знаний учащихся в системе личностно – ориентированного подхода»
Цель данного опыта состоит в том, чтобы изучить, обобщить и практически применять в работе проектный метод, осуществлять выбор структур проекта.
2. Условия возникновения опыта
Выбор темы данного опыта обусловлен, во-первых, слабой мотивацией у обучающихся к изучению иностранного языка; во-вторых, новизной данного метода.
Передо мной стоит проблема, как заинтересовать обучающихся своим предметом, как лучше показать и доказать им значимость изучения английского языка на современном этапе.
В основу моего опыта положены идеи ведущих педагогов Е.С.Полат, В.П.Кузовлева, Е.И.Пассова.
3. Актуальность опыта
Состоит в том, что проектный метод еще не глубоко изучен, и имеет много разновидностей.
4. Ведущая педагогическая идея
Метод проекта позволяет повысить мотивацию общения на английском языке, преодолеть языковой барьер.
5. Длительность работы над опытом
Над данной темой я работаю с 2009 года, и сейчас с уверенностью могу сказать, что тема актуальна и интересна, школьники с удовольствием выполняют проектные работы, что позволяет развивать творческие способности детей и преодолевать языковой барьер.
6.Диапазон опыта
Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ, средне - специальных учебных заведений.
7. Теоретическая база опыта
Автором метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952), идеи которого развивались и распространялись впоследствии его учениками и последователями.
Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности на производстве и в сельском хозяйстве и носили комплексный характер.
Новое рождение метода проектов как альтернативного классно-урочной системе произошло в 60-70 годы.
В настоящее время он имеет широкое распространение в обучении, в том числе и иностранному языку и методике.
Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Рассмотрим ряд принципов метода проектов применительно к методике обучения иностранным языкам. К важнейшим из них можно отнести:
связь идеи проекта и реальной жизнью;
интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
самоорганизация и ответственность участников проекта;
нацеленность на создание конкретного продукта;
монопредметный и межпредметный характер проектов;
временная и структурная завершенность проекта.
1. Связь идеи проекта с реальной жизнью
Идея всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Это главное требование метода проектов, призванного восстановить связи между теорией и практикой. В ходе выполнения монопредметных проектов, то есть ограниченных рамками одной учебной дисциплины, обучаемые более глубоко знакомятся со сторонами реальной жизни, с которыми связан данный учебный предмет.
Для методики обучения иностранным языкам - это практика обучения иностранным языкам в средней школе и все, что с этим связано.
Главным каналом приобщения к школьным реалиям происходит через педагогическую практику, а также через изучение опыта преподавания других и приобретение своего собственного опыта.
2. Интерес к выполнению проекта со стороны всех его
участников
Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников -одно из необходимых условий высокого качества его исполнения и, соответственно, эффективности бего обучающего воздействия. Найти идею проекта, интересную для всех его участников, - самая сложная задача проектного обучения.
При первичном обращении к методу проектов преподавателю зачастую самому приходится инициировать его идею
При обсуждении ее в группе, где ранее не велась работа данным методом, необходима предварительная вводная беседа, раскрывающая его основные принципы.
В противном случае может возникнуть ситуация непонимания и равнодушия со стороны обучаемых.
Важную роль играет также убедительная мотивация со стороны преподавателя и коллективное обсуждение выдвинутой идеи.
Мотивация с помощью выставления оценки, баллов, зачета не дает требуемого эффекта, так как при отсутствии интереса к выполняемой работе снижается ее качество.
3. Ведущая роль консультационно-координирующей функции
преподавателя
Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется.
На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи
проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, то есть преобладает регулятивно-организационная функция.
На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.
Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта.
Так, например, при выполнении проекта «Речь учителя на уроке иностранного языка», целью которого являлось изучение особенностей речи учителя на уроке иностранного языка и составление частного словаря, наиболее употребительной лексики, задачей преподавателя являлась координация работы между отдельными исследовательскими группами студентов и учителей средних школ, между исследовательскими и аналитической группами студентов, между отдельными участниками проекта.
То есть на данном этапе ведущей функцией преподавателя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их.
В этом заключается сложность руководства проектом.
Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом и координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности. Однако это также является одним из главных принципов работы по методу проектов.
4. Самоорганизация и ответственное отношение участников
проекта
Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер.
Первый этап - это общее, рамочное планирование совместно с преподавателем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы.
Второй этап - это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы в микрогруппе без участия преподавателя, например, разпределение обязаностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчетности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками.
Практика применения проектов показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем учащимся, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности. Хотя процесс самоорганизации и протекает без участия преподавателя, тем не менее он не должен от него самоустраняться, так как в микрогруппах могут возникнуть разного рода осложнения, например, если в одной группе окажутся два лидера и между ними начнется борьба за лидерство, или наоборот, появятся аутсайдеры, то есть такие учащиеся, которых не хочет принять ни одна микрогруппа.
Чтобы обезопасить себя от таких явлений, многие преподаватели самостоятельно осуществляют распределение учащихся по микрогруппам с помощью простых приемов: вытягивания номера группы, фрагменты открытки, по которому можно найти других членов микрогруппы.
Избежать проблемы лидеров и аутсайдеров можно также путем сочетания коллективных и индивидуальных форм документации и презентации конечного продукта.
Так, например, проект «Путеводитель по школе, где я (мы) учусь (учимся)» позволяет комбинировать коллективную работу над проектом с индивидуальной, так как над созданием путеводителя может работать как микрогруппа, так и отдельные обучающиеся.
5. Нацеленность на создание конкретного продукта
Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необходимость.
Формы и самостоятельностью изготовления. Выполнение методических проектов предполагает создание методических материалов, представляющих собой различные формы документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеоотчет, коллаж, комикс, сценарий, дневник, журнал, справочник, программа, резюме, экспертное заключение, каталог, словарь, статья, стенгазета, выставка.
Они могут иметь различные формы, такие как: дискуссия, просмотр, выставка, демонстрация, обсуждение, ролевая игра, сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация и многое другое.
6. Монопредметный и межпредметный характер проектов
В методике обучения иностранным языкам могут также использоваться межпредметные проекты. Это происходит при интеграции методики с другими областями знаний - страноведением, регионоведением, литературой; родным языком и другими предметами.
Примером межпредметного проекта может служить проект «Страноведческая викторина». Его целью является подготовка вопросов, иллюстративного материала, позволяющих выявить уровень страноведческих знаний учащихся на конкретной ступени обучения иностранному языку, их инициативу и активность и наметить при необходимости меры коррекции.
7. Временная и структурная завершенность проекта
Проекты могут делиться по длительности выполнения на малые, средние и большие.
Рассмотрение метода проектов показывает, что при его применении происходит отказ от традиционной схемы авторитарного обучения, когда главным источником информации и жизненного опыта выступает преподаватель. Метод проектов предлагает самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них, таким образом, независимость и самостоятельность, инициативу и рефлексию, в том числе и в профессиональной сфере.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает всё больше сторонников. Основная идея подобного метода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Т
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимися проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы.
Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.
Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
структурирование содержательной части проекта;
использование исследовательских методов.
Можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижения гипотез решения поставленной проблемы, обсуждения и обоснования каждой их гипотез.
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, оформления результатов.
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
защита проектов каждой из групп с аппонированием со стороны всех присутствующих;
выявление новых проблем.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника.
Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Типология проектов
I. Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно-научному исследованию.
II. Творческие проекты
Творческие проекты предполагают соответствие оформления результатов.
Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся.
Форма их представления - газета, сочинение, видеофильм, ролевая игра, драматизация и т.д.
III. Ролево-игровые проекты
Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Доминирующим видом деятельности является ролевая игра.
IV. Информационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
V. Проектно-ориентированные проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии; проект закона; словарь школьной лексики; дизайн школьного кабинета и т.д.)
По признаку предметно-содержательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты
Для таких проектов выбираются самые сложные разделы темы программы, например, в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой.
Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения этой или иной проблемы.
Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести.
Межпредметные проекты.
Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например «Культура общения», «На рубеже веков»).
8.Новизна опыта
С введением в школьную программу информационно – компьютерных технологий появилась возможность выполнять сложные проектные работы с использованием компьютера. Это позволяет детям использовать метапредметные связи и проявлять свои творческие способности.
Раздел 2. Технология опыта
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой речевой деятельности. Можно выделить четыре компонента:
а)воспитательная цель:
формирование уважения и интересов к культуре и народу;
воспитание культуры общения;
поддерживание интереса к учению;
воспитательные потребности к практическому использованию иностранного языка.
б)развивающая цель:
развитие способностей ребенка;
развитие чувств, эмоцией;
развитие готовности к общению.
в)образовательная цель:
учить самостоятельно добывать знания;
расширение эрудиции, кругозора.
г)практическая цель:
-формирование умений устной и письменной речи наиностранном языке в 4-х формах общения.
Метод проектов - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками деятельность в процессе которого изучается иностранный язык. Суть этого метода - презентация (защита). Главное для создания проекта - творчески подойти к его оформлению и усвоению.
Здесь можно использовать различные формы, методы и средства обучения.
а)ролевое общение;
б)дискуссионное общение;
в)метод коллажирования.
Здесь важно использовать кооперативное обучение, когда в небольших группах от двух до восьми человек ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Организация таких занятий включает разные виды деятельности:
Объединить детей в группы, попросив сесть лицом к лицу.
Предписать каждому определенную роль (чтец, докладчик, хронометрии)
Предоставить детям группы возможность разъяснять друг другу непонятное, разрабатывать проблему, подводить итоги обсуждения.
Дать группе общую оценку.
При организации работы с использованием приемов проектной методики важно иметь в виду следующее:
Процесс работы не менее важен, чем её результаты.
Учебный процесс строится в логике деятельности, а не в логике изучаемых предметов.
Опыт разрешения пусть локальный, но целостной проблемы формирует (воспитывает) привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути.
Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности учащихся.
Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта - это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.
Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер.
Это не значит, что организация учебной деятельности должна строиться исключительно по схеме проектного обучения.
Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала и умений его практического применения к числу наиболее эффективных.
В качестве примера рассмотрим учебный проект, используемый при изучении английского языка. Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой, предлагаемый проект не содержит упражнений по введению и отработке лексических и грамматических явлений, предполагается, что эта работа уже проведена.
Понятно, что при выполнении заданий ученик неизбежно выйдет за рамки имеющихся знаний и столкнется с трудностями лексического и грамматического характера.
Ему придется обратиться за разъяснениями к учителю или справочной литературе. Восполнение недостающих знаний осуществляется педагогом с учетом наличных знаний и индивидуальных особенностей школьника. Технология выполнения проекта дается на русском языке, хотя реальная работа учащихся, обобщение их с учителем и между собой осуществляется на изучаемом языке.
Первый этап (первый урок)
Ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой «Путешествия». Учитель просит обсудить, какая денежная сумма необходима для организации поездки. Начинается обсуждение (фронтально, всем классом). Учитель заранее готовит прайс-лист на основные услуги, которые потребуются детям. Ребята должны не просто назвать сумму, но и обосновать её, исходя их предлагаемых расходов. Они вправе задавать учителю любые вопросы. Излишне говорить, что все обсуждение ведется на английском языке. На данном этапе урока, учитель подсказывает всю необходимую для этого лексику. (Однако по возможности желательно, чтобы на этом уроке учитель использовал знакомую учащимся лексику). Обсуждение проводится не в форме ответов на заранее подготовленные учителем вопросы, а в виде естественного обсуждения. Инициатива должна исходить от ребят. В результате такого обсуждения определяется некая сумма, необходимая и достаточная для организации поездки, например 400 долларов.
При выборе транспорта и экскурсий надо уложиться в эту сумму и постараться при этом увидеть как можно больше.
Далее обсуждаются вопросы, связанные с поездкой: с какой целью каждый из ребят хочет побывать в Лондоне, какой вид транспорта выбрать (мотивировать свой выбор); как купить билеты; как забронировать номера в гостинице; какие достопримечательности посмотреть.
Вопросы обсуждены (могут возникнуть и другие), записаны на доске. Класс делится на подгруппы, каждой из которых поручается подготовить свой вопрос. Появляется необходимость в знании определенных языковых средств, для обсуждения общей проблемы. (По ходу обсуждения учитель подсказывает необходимую лексику).
Второй этап (второй урок по теме)
Вводится новая лексика по теме: «Путешествие в Лондон». Учитель знакомит учащихся (любым выбранным им способом) с лексикой, предназначенной для активного овладения, и одновременно предлагает каждой подгруппе дополнительный список лексики, которая может им потребоваться при обсуждении их вопроса. Эта лексика предназначена для узнавания. После закрепления (в результате выполнения определенных упражнений) активной лексики каждая группа готовит сообщение «Reasons for Travelling».
Начинается распределение ролей по группам и внутри групп. При этом каждой группе дается определенный текст для чтения по теме: «Reasons for Travelling».
На этом же уроке возможны и другие виды деятельности (например, по овладению грамматическим материалом).
Трети этап (третий урок по теме)
Группам дается задание выбрать свой вид транспорта и обосновать выбор. Учитель дает справку о стоимости билетов на различные виды транспорта и в разных классах. Каждая группа выбирает свой способ передвижения и, используя известную им лексику, рассказывает о преимуществах и недостатках данного способа путешествия.
После того, как каждая группа обосновала свою точку зрения и ответила на вопросы участников других групп, учитель организует общее обсуждение, чтобы перейти к общему выводу, каким же транспортом выгоднее воспользоваться. Излишне говорить, что все затруднения языкового плана в ходе дискуссии снимаются учителем или другими учащимися (подсказки в этих случаях одобряются), и по ходу дискуссии учитель обращается к любому ученику (в первую очередь к слабым, которые порой уклоняются от обсуждения) с предложением высказать свое мнение и привести аргументы. Интерес проявляется только к содержанию.
На этом уроке учитель может предложить ребятам послушать дополнительный материал в звукозаписи, связанный с обсуждаемой проблемой. В результате состоявшегося обсуждения могут сложиться различные варианты: все пришли к единому мнению, все разошлись во мнениях и остались при своем выборе, наметились два-три варианта. Учитель соглашается с таким решением.
Четвертый этап (четвертый и пятый уроки): организация
путешествия
Если удалось прийти к единой точке зрения, в вопросе выбора транспорта, учитель предлагает в каждой группе выделить ответственных за покупку билетов, заказ гостиницы, разработку программы пребывания. Каждая группа организует работу применительно к выбранному виду транспорта. Каждый из участников начинает работать над своей проблемой. Организация путешествия предполагает такие виды деятельности: заказать и купить билеты в соответствии с выбранным способом передвижения; забронировать номер в гостинице, договориться с друзьями, которые предложили остановиться у них, заказать комнату в молодежном лагере (при этом, возможно, придется воспользоваться услугами различных туристических агенств); составить список достопримечательностей, которые хотелось бы посмотреть, пользуясь услугами агентства и гидов.
Каждая группа работает отдельно, пытаясь организовать свое путешествие. Учитель при этом может обеспечить их разнообразной информацией, почерпнутой из разных источников (рекламных туристических справочников, описаний достопримечательностей, рекламных транспортных агентств и т.п.). Можно предложить, в качестве образца, ряд диалогов (в печатной форме или лучше в звукозаписи).
Если участники группы решили остановиться у друзей, им следует уточнить все детали по телефону; если это путешествие в молодежный лагерь, необходимо выяснить, как туда добраться; если ребята решили остановиться в гостинице, необходимо забронировать номер заранее.
Данный этап работы над проектом занимает два-три урока, поскольку материала накапливается много и требуется время для его обсуждения и принятия решения.
Когда группы подготовили необходимый по каждому вопросу материал, можно воспользоваться методом «пилы». Все ребята, ответственные за покупку билетов, объединяются в отдельную группу (экспертов); учащиеся, ответственные за заказ гостиницы, в другую группу; те, кто ответственен за программу пребывания, еще в одну группу. В этих новых группах экспертов ребята обмениваются собранной ими информацией и своими идеями, таким образом обогащая знания по заданию, порученному им. Затем они возвращаются в свои базовые группы и делятся с партнерами соображениями, идеями. В результате группа вырабатывает свою линию поведения. В процессе всей работы ребята не забывают, что им нужно уложиться в обозначенную сумму - 400 долларов.
На последующих занятиях (по мере продвижения работы на проектом) в группах, а затем перед классом разыгрываются типичные ситуации в порту, аэропорту, на вокзале при оформлении документов, на таможне и т.п. (в виде ролевых игр).
Пятый этап (шестой и седьмой уроки работы над темой).
На предыдущих занятиях ребята определились с выбором программы пребывания, в частности с выбором достопримечательностей. При подготовке к этим урокам учащимся предлагалось подобрать из разных источников информацию о Лондоне. Однако это не исключает помощи со стороны учителя. Он может принести звукозапись, видео, слайды, статьи и т.п. о остопримечательностях Лондона. В результате обсуждения в группах ребята составляют программу по городу и посещения его достопримечательностей (каждая группа свою).
Шестой этап (восьмой и девятый уроки)
Заключительный этап (в зависимости от подготовки группы работа может быть продолжена на последующих уроках, и заключительный этап может состояться позднее).
Каждая группа защищает перед классом свой проект, аргументируя, почему выбраны тот или иной способ путешествия и программа пребывания, акцентируя внимание на том, что группа вышла за рамки суммы расходов, которая оговаривалась заранее. Участники других групп задают выступающим как можно больше вопросов, стараясь найти недостатки в проекте.
При этом по ходу защиты своего проекта могут использовать в качестве аргументов любые средства наглядности, специально подобранные для этого случая. На эти уроки (а может быть, один урок) желательно пригласить экспертов (других учителей иностранного языка или ребят из параллельных групп) для внешней оценки проектов. По окончании защиты проектов и общего обсуждения класс составляет программу подготовки к поездке и пребывания в Лондоне с представлением сметы расходов.
На последующих уроках тему при желании можно продолжить, используя ролевую игру: приезд групп российских школьников в Лондон, встреча, празднование Рождества (новая тема), посещение музеев, дворцов и других достопримечательностей. Кто-то из ребят может исполнять роль гида, другой - экскурсовода, кому-то достается роль любопытного школьника и т.д.
Однако следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена.
Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями и т.п.
Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.п., в том числе из электронных источников) или дать рекомендации школьникам, где можно найти его, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само- и взаимоконтроля.
На уроки защиты проектов можно пригласить представителей других иностранных языков, которые могут выступить как эксперты. Характер внешней оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения.
Если это исследовательский проект, что он непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая её шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, необязательно оценивать деятельность учащихся отметками.
Можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное «Все правильно. Продолжайте» или «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться бальная система (от 12 до 100 баллов).
В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется (но не как готовое решение, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчивый, а тактично, приходя по помощь ребятам в случае необходимости.
Раздел 3. Результативность опыта
Работа над методом проектов ведется несколько лет, но уже видно, что учащиеся школы относятся положительно к этому методу.
Типология проектов изменяется от класса к классу. Так если в 7-8 классах проекты носят творческий характер, то в 10-11 - это уже исследовательские проекты, компьютерные презентации. (Приложение №2).
Я думаю, что метод проектов позволяет постепенно увеличивать уровень воспитанности и обученности учащихся. Так, уровень обученности учащихся с 2008 по 2013 учебный год увеличился с 63% до 71%.
Метод проектов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами. Он способствует формированию всесторонне-развитой личности. Этот метод позволяет преодолеть учащимися языковой барьер, развивает коммуникативные навыки, формирует языковую догадку, учит самостоятельности.
Во время защиты проектов учащиеся преодолевают боязнь аудитории. Работа над проектом формирует у них доброжелательное отношение к иноязычной стране, и в результате усиливает желание изучить иностранный язык.
В прошлом учебном году, я дала открытый урок в 5 классе (Приложение 1) с использованием метода проекта – презентаций для методического объединения учителей района.
Суслова Ольга Васильевна
Мои коллеги отметили положительные результаты и высокий уровень говорения на английском языке.
«Ольга Васильевна систематически использует метод проектов на своих уроках. Её дети уже успешно готовят и защищают свои работы. Виден интерес ребят к созданию проектов. Они успешно пользуются дополнительной литературой в поиске нужной информации, используют компьютерные диски и интернет. Думаю, что метод проектов результативен, и его нужно шире использовать в своей работе»
Заичка М.А., учитель английского языка МБОУ «Алексеевская СОШ»
Литература
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе» №2, 3 2000 г.
В.П.Кузовлев. Учебник английского языка для 10-11 класса.
Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению (Пособие для учителей иностранных языков). М. Просвещение, 1995 г.
Е.И.Пассов. Урок иностранного языка. И. Просвещение, 1988 г.
Е.И.Пассов. Коммуникативность обучения в практику школы. Из опыта работы. М. Просвещение, 1985 г.
Е.И.Пассов и другие. Учитель иностранного языка. Мастерство личность. М. Просвещение, 1993 г.
Н.Г.Чанилова. Использование проектной методики на уроках немецкого языка. Журнал «Иностранные языки в школе» №4 2000 г
Приложения
Приложение 1 - Технологическая карта урока английского языка в 5А классе (ФГОС)
Приложение 2 – Проектная работа «Спорт»
Приложение 3 -- Алгоритм работы по формированию монологических умений у школьников по М.В. Филатову
Приложение 4 – Показатели уровня сформированности монологических умений с использованием проектной технологии учащихся 7 класса в конце опыта
Приложение 1
Технологическая карта урока английского языка в 5А классе (ФГОС)
учитель Суслова О.В.
Тема урока: Профессии
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Использование технологий: проектная, коммуникативная, игровая.
Учебник: автор М.З.Биболетова
Формы организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.
Цель: отработка лексических единиц по теме в новых ситуациях.
Планируемые результаты:
предметные: умение использовать лексику в речи.
метапредметные: развитие коммуникативных способностей школьника; расширение общего лингвистического кругозора школьника;
личностные: знакомство с миром профессий; осознание черт характера, присущих для каждой профессии.
Этапы урока Цель Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формирование УУД
Орг. момент.

2.Проверка
дом, задания.

3.Актуализация объективного опыта.

4.Изучение новых знаний и способов деятельности.

5.Первичная проверка.
Самооценка.
Физминутка
6.Закрепление
изученного.
7.Применение изученного.

8. Обобщение и систематизация

9.Контроль и самоконтроль.

10 Коррекция.

11 Информация
о домашнем
задании.

12.Подведение итогов учебного занятия.

13. Рефлексия. Выявление отсутствующих
Работа в парах.
Работа в парах с карточками.
Просмотр презентации
Работа с карточками (проверка лексики)
Работа с текстом по карточкам.
Вопросы учащимся
Вопросы учащимся:Do you like English/ Why do you like English/
На доске рисунки по теме «Профессии»
Учитель предлагает детям зашифровать профессию по образцу.
Мы поставили сегодня цели урока. Как вы думаете, мы достигли их.
Вопросы детям:
Do you have any problems/ Ответы учителю
Ответы на вопросы учителя. Игра «Я учитель»
Дети определяют тему и ставят задачи урока.
What are you going to be/
Дети определяют черты характера для профессий.
(A vet should be kind…)
Дети оценивают свою работу по карточкам.
Come, my friend.
Дети говорят о работе профессий.
Дети составляют слова из букв и проверяют по коррекционным картам.
Повторяют названия профессий за учителем.
Дети определяют профессию по смыслу. Проводят взаимопроверку.
Работа с коррекционными картами на доске.
Дети высказывают свое мнение, аргументируя его.
I have no problems. I read with mistakes. I know words not very well. Регулятивные УД
Познавательные УД
Регулятивные УД
( определять тему и цель
деятельности)
Коммуникативные УД
Регулятивные УД
Познавательные УД
Познавательные УД
Познавательные УД
Познавательные УД
Регулятивные УД
Регулятивные УД

Приложение 2
Sport in Britain

Contents
Introduction
Association Football – Soccer
Football Pools
Cricket
Wimbledon- an Unusual club
Table Tennis
Racing
The Highland Games
Golf

1. Introduction
Many kinds of sport originated from Britain. The English have a proverb –All work and no play makes Jack a dull boy. They do not think that play is more important than work. They think that Jack will do his work better if he plays as well, so he is encouraged to do both.
Sport is very popular in Britain. There are several places in Britain associated with a particular kind of sport. One of them is Wimbledon, the other one is Wembley, and the third one is Derby.

2. Association football – Soccer
Football has been called the most popular game in the world and it has a great many fans in Britain. Association football or soccer is the game that is played in nearly all countries. A team is composed of a goalkeeper, two backs, three half-backs and five forwards. There is another game called rugby football, so called because it originated at Rugby, a well-known English public school. In this game the players may carry the ball. There is also an American kind of football, different from the other two. The captain of the team is usually the oldest or best player.
Association football or soccer remains one of the most popular games played in the British Isles. Every Saturday from late August until the beginning of May, large crowds of people support their sides in football grounds up and down the country, while an almost equally large number of people play the game in clubs teams of every imaginable variety and level of skill.
The final of the football competition takes place every May at the famous Wembley stadium in London. Some of the best known clubs in England are Manchester United, Liverpool and the Arsenal. In Scotland Rangers, Celtic or Aberdeen usually win the cup or the championship.

3. Football Pools

The English have never been against a gamble though most of them know where to draw the line and wisely refrain from betting too often. Since the war the most popular form of gambling is no doubt that of staking a small sum on the football pools. Those who do so receive every week from one of the pools firms a printed form, in this are listed the week’s matches. Against each match or against a number of them, the optimist puts down a 1, a 2 or an x to show that he thinks the result of the match will be a home win, an away win or a draw. The form is then posted to the pools firm, with a postal order or cheque for the sum staked. At the end of the week the results of the matches are announced on TV and published in the newspapers and the investor can take out his copy of his coupon and check his forecast.

4. Cricket
English people love cricket. Summer is not summer without it. Even if you do not understand the rules, it is attractive to watch the players, dressed in white playing on the beautiful green cricket fields. Every Sunday morning from May to the end of September many Englishmen get up very early, and take a lot of sandwiches with them. It is necessary because the games are very long. Games between two village teams last for only one afternoon. Games between counties last for three days, with 6 hours play on each day. When England plays with one or other cricketing countries such as Australia and New Zealand it is called a test match and lasts for five days. Cricket is played in schools, colleges and universities and in most towns and villages by teams which play weekly games. Test matches with other cricketing countries are held annually.
Cricket is also played by women and girls. The governing body is Women’s Cricket Association, founded in 1926. Women’s cricket clubs have regular weekend games. Test matches and other international matches take place. The women’s World Cup is held every four years.
Cricket is played by two teams of 11 each. One team must bat and the other team must field. When the first team finished batting, the second team must begin.
The batsman must all the time guard his wicket, three rather ridiculous pieces of wood which are pushed into the ground. The game is very slow.
In many ways this is the most English of all sports. It is the game for a hot June day with a slight breeze and the feeling that there is no hurry in the world.
1250315152400
5. Wimbledon- an unusual club
People all over the world know Wimbledon as the centre of lawn tennis. But most people do not know that it was famous for another game before tennis was invented. Wimbledon is now a part of Greater London. In 1874 it was a country village, but it had a railway station and it was the home of the All-England Croquet Club. The club had been there since 1864. A lot of people played croquet in England at that time and enjoyed it, but the national championships did not attract many spectators. So the club had very little money, and the members were looking for ways of getting some. This new game of lawn tennis seems to have plenty of action, and people like watching it,- they thought. – Shall we allow people to play lawn tennis on some of our beautiful lawns?
In 1875 they changed the name of the club to the All-England Lawn Tennis and Croquet Club, and that is the name that you will still find in the telephone book. Two years later, in 1877, Wimbledon held the first world lawn tennis championship. The winner was S.W.Gore, a Londoner. There were 22 players, and 200 spectators, each paid one shilling. Those who watched were dressed in the very latest fashion – the men in hard top hats and long coats, and the ladies in dresses that reached to the ground. The club gained 10 pounds. It was saved.
Wimbledon grew. There was some surprise and doubt, of course, when the Club allowed women to play in the first women’s singles championships in 1884. But the ladies played well – even in long skirts that hid their legs and feet.
139701071880 The Wimbledon championships begin on the Monday nearest to June 22, at a time when England often has its finest weather. It is not only because of the tennis that people like to go there. When the weather is good, it is a very pleasant place to spend an afternoon. The grass is fresh and green, the players wear beautiful white clothes, and the spectators are dressed in the latest fashion, there may be members of the Royal Family among them, and there are cool drinks in the open-air cafes next to the tennis courts.
Millions of people watch the championships on television.
6. Table Tennis
Eighty years ago, Mr. E. Goode of Putney, South London, went to the chemists to buy some aspirin. In the shop, he almost forgot about his tablets as he stood looking at the pimpled rubber mat on the counter. It had given him a fantastic new idea.
He paid for his aspirin and the rubber mat. Then he rushed home, cut the rubber mat to the right shape and size and stuck it to his plain wooden table tennis bat. The thin layer of rubber helped him put a very fast spin on the ball. When he became the English champion, everyone started copying him, putting rubber layers on their bats, and soon Mr. Goode clever idea completely changed the style and speed of table tennis.
-35560404495 Table tennis was first invented in England in about 1880. At first the game had several strange names – Gossima, Whiff Whaff and Ping Pong. It was not until 1926 that the International Table Tennis Association was formed with international championships and rules. One of the rules was that the rubber linings of the bat - Mr. Goode invention – could not be more than two millimeters thick on each side.
Although the game was invented in England British players do not have much chance in international championships.
But that is thanks to an Englishman that tennis is the fast and skilful game it is today. It is the pimpled rubber lining that allows players to get a good spin on the ball. Mr. Goodes headache eighty years ago was a turning point in the history of the game.
7. Racing
20955991235 There are all kinds of racing in England – horse-racing, motor-car racing, boat-racing, dog-racing, and even races for donkeys. On sports days at school boys and girls run races, and even train for them. There is usually a mile race for older boys, and the one who wins it is certainly a good runner.

Usually those who run a race go as far as possible, but there are some races in which everybody has to go very carefully in order to avoid falling.
The most famous boat- race in England is between Oxford and Cambridge. It is rowed over a course on the River Thames, and thousand of people go to watch it. The eight rowers in each boat have great struggle, and at the end there is usually only a short distance between the winners and the losers.
The University boat-race started in 1820 and has been rowed on the Thames almost every spring since 1836. At the Henly Regatta in Oxford shire, founded in 1839, crews from all over the world compete each July in various kinds of race over a straight course of 1 mile 550 yards-about 2.1 km.

8. The Highland Games
Scottish Highland Games, at which sports-including tossing the caber, putting the weight and throwing the hammer- dancing and piping competition take place, attract large numbers of spectators from all over the world.
These meetings are held every year in different places in the Scottish Highlands. They include the clans led by their pipers, dressed in their kilts, tartan plaids, and plumed bonnets, who march round the arena.
The features common to Highland Games are bagpipe and Highland dancing competition and the performance of heavy athletic events-some of which, such as tossing the caber, are Highland in origin. All competitors wear Highland dress, as do most of the judges. The games take place in a large roped-off arena. Several events take place at the same time- pipers and dancers perform on a platform, athletes toss the caber, put the weight, throw the hammer and wrestle. There is also a competition for the best-dressed Highlander.
1860550495935 Highland dancing is performed to bagpipe music, by men and women, such as the Sword Dance and the Reel.
No one knows exactly when the men of the Highland first gathered to wrestle, toss cabers, throw hammers, put weights, dance and play music. The games reflected the tough life of the early Scots. Muscle power was their means of livelihood – handling timber, lifting rocks to build houses, hunting. Tossing the caber originated among woodmen who wanted to cast their logs into the deepest part of a river.
Tossing the caber is not a question of who can throw it fastest. For a perfect throw the caber must land in the 12 – o clock position after being thrown in a vertical semicircle. The caber is a very heavy and long log.
9. Golf
Britain is famous for many kinds of sport. One of them is golf. It is a very interesting and an unusual game.
2916555621030 Golf is Scotland’s chief contribution to British sport. It is worth noting here an interesting feature of sporting life in Britain, namely. Its frequently close connection with social class of the players or spectators except where a game may be said to be a national sport. This is the case with cricket in England which is played and watched by all classes. This is true of golf, which is everywhere in the British Isles a middle – class activity.

Using Literature
Britain in brief. V.V. Otchepkova, I.I. Shustilova
English language. Topics for exams. N.V.Kravchenko
English-Russian dictionary. O.S. Akhmanova
CD English for students.
Vocabulary
Soccer – футбол
Rugby – регби
Wrestling – борьба
Goalkeeper – вратарь
A score – счет
Football pools – футбольный тотализатор
Gamble –азартная игра
Betting –заключение пари
Bat –бита, бить битой (в крикете)
Wicket –ворота в крикете
Lawn tennis –теннис
Single –партия (в теннисе, гольфе), в которой участвуют только два противника
The Highland Games – состязания шотландских горцев
Tossing the caber –метание шеста
Putting the weight –поднятие веса
Throwing the hammer –метание молота
Piping –игра на волынке
Bagpipe –волынка
The Sword Dance –танец с саблями
The Reel-рил (шотландский народный хороводный танец).
Приложение 3
Алгоритм работы по формированию монологических умений у школьников по М.В. Филатову
I Лексические единицы Методы
- тренировка
II Мини монолог - применение
Формы:
III Монолог - парная
- групповая
IV Развернутое высказывание

коммуни- участие инсцени драматиза-
кативные в роле- рование ция
этюды вых
играх
Приложение 4
Показатели уровня сформированности монологических умений
с использованием проектной технологии учащихся 7 класса в конце опыта