Выступление на тему: Контрольно-оценочная деятельность младших школьников
(Слайд 1)Контрольно-оценочная деятельность младших школьников.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших как в педагогической теории, так и педагогической практике.
Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и устной форме. За любой используемой формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребёнка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка способности усилия.
(Слайд 2) В современной педагогике различают два вида оценивания, которые отличаются своей направленность.
Оценивание: формативное и суммативное.
Важно для каждого как и для педагога, так и для учащегося понять что подразумевается под целью оценивания.
(Слайд 3) Существует ряд главных целей оценивания:
- определение сложности обучения;
- обратная связь;
- мотивация;
- прогнозирование и отбор;
- контроль и исполнение стандартов;
- контроль содержания образовательной программы и стиля преподавания.
Не случайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании .(Слайд 4 видеороллик) Традиционная методика предусматривает оценивание только учителем, сейчас же мы вовлекаем в этот процесс учащихся, давая им возможность оценить не только себя, но и дать оценку работе своих товарищей. Ученики отличаются друг от друга. Имеется достаточно доказательств в пользу того, что ученики усваивают больше информации, когда преподавание соответствует их готовности и стратегии обучения.
Несомненно, объективность оценки тесно связана с разработкой критериев, а для этого необходимо установить, какие качества оцениваемых работ учащихся подлежат оценке, затем определить, какую мере или степень каждого качества следует оценивать тем или иным баллом.
Различные методы оценивания с большей вероятностью смогут раскрыть сильные и слабые стороны учащихся.
Учащиеся начальной школы могут осуществлять самооценку и контролировать понимание с помощью простых приёмов, как например, метод «Сфетофора» , «Лесенка», «Волшебная линейка».
Конечно же, чтобы провести объективное самооценивание и взаимооценивание, ё важно разработать критерии оценивания. Например: тесты, самостоятельная работа, индивидуальные работы, презентации создаваемые ребятами, «мозговая атака», при написании эссе, спираль исскуства, составление кластера, постера, тренинги.
(Слайд 5) Оценивание должно быть на каждом этапе урока - это и на этапе вызова, и на этапе применения, презентации, и на этапе рефлексии. Если в течении урока было формативное оценивание, то в конце выставляется суммативная оценка. Оценивание зависит от поставленных целей задания. Целью оценивания является суммирование того, что изучил ученик на данный момент. Интерес у учащихся вызывает использование оценочных листов. После изучения какой - либо темы или раздела учащимся можно предложить разные типы заданий для итогового оценивания.
(Слайд 6)Тесты, самостоятельная работа, индивидуальные работы, презентации соданные детьми, разноуровневые задания.
На этапе рефлексии важно направлять учащихся на то, чтобы анализировать свои оценки и оценки которые они ставили друг другу. Я думаю, что рефлексия мотивирует процесс метапознания и ответственность за выставленную оценку себе и однокласснику.
Я думаю, что для некоторых учащихся просто необходимо хотя бы иногда создавать ситуацию успеха. А когда успех становится устойчивым и постоянным, то может произойти цепная реакция, которая высвободит огромные, скрытые до поры возможности личности, несущие неисчерпаемый заряд человеческой энергии.
Но мы все должны понимать, что прежде чем получить или услышать в свой адрес, за свою проделанную работу или за выполненную работу положительную оценку мы должны очень хорошо поработать. Ведь не зря говорят «Гений – это 99% пота, и 1% гениальности».
Таким образом, система оценивания, ориентированная на эффективное и результативное обучение ребенка, должна позволять:
осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд и о недостатках своей работы, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, не используя фактор времени;
ориентировать ученика на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.
Примеры заданий - измерителей:
1) Прочитай сказку «Вершки и корешки». Занеси в таблицу действия мужика и медведя. Напиши объяснение для медведя, почему ему не достался урожай.
2) Прочитай текст «Осень». Письменно перечисли явления, связанные с этим временем года. Выбери и обоснуй жанр рисунка, отражающего твое отношение к осени ( пейзаж, натюрморт). Опиши, что ты хочешь изобразить, и выполни рисунок.
3) Расспросите своих родных о традициях вашей семьи. Составьте план и подготовьте сообщение на 3 минуты на тему («Как встречают Новый год в моей семье», «Как принимают гостей в моей семье» и т.п.). Прослушайте сообщения одноклассников на эту же тему. Запишите вывод о том, в чем сходство традиций семей учащихся вашего класса.