Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему Склонение имен существительных во множественном числе
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Учитель: Власова О.Г.
Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Цель: - ознакомление с особенностями склонения;
- формирование умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
- развивать слуховую память, мышление, речь.
- расширять кругозор;
- воспитывать интерес и любовь к предмету, животным.
Ход урока:
I Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.
-Над какой частью речи мы работаем с вами на уроках русского языка?
- Что вы знаете об имени прилагательном? Ответить вам поможет таблица-опора.
-Сегодня на уроке я приглашаю вас в «Страну прилагательных» посетить сказочный «Дворец склонений» имён прилагательных во множественном числе. Вас ждут испытания на проверку ваших знаний.
К концу урока мы должны знать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе и уметь склонять имена прилагательные множественного числа.
2. Минутка каллиграфии.
Испытание первое: Нужно перейти через речку, сделав мостик из букв, данных в узоре. Чем лучше, красивее мы напишем, тем крепче будет наш мостик.
- Посмотрите внимательно на узоры и определите, какой частью слова они являются?
- Расскажите, что вы знаете о прилагательных, имеющих в окончании такие сочетания букв? Так как же изменяются имена прилагательные?
3. Словарная работа.
Второе испытание. На нашем пути колодец. «Утолить жажду» можно при условии, если вытащить из колодца имена существительные и подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные. Вставьте пропущенные окончания прилагательных, определите род и число.
Интерактивная доска ( 2 человека у доски)
Жаркий костёр космическая ракета
Плюшевый медведь железные ножницы
Синяя тарелка сладкое яблоко
Тест(остальные)
(Вместе проверяем ребят у доски.)
- Как определить род и число имени прилагательного?
- Как определить окончание имени прилагательного в единственном числе?
4. Знакомство с новым словарным словом. (По Плигину).
Мы продолжаем свой путь ко дворцу склонений, что это к нам летит навстречу. Это новое словарное слово ( показ презентации слова ГОЛУБОЙ).
- Ребята, а что обозначает слово голубой? Как вы понимаете это слово(цвет).
Голубой цвет – означает светло-синий, цвет ясного неба. Слово первоначально произошло от слова голубь и имело значение - «похожий на цвет оперения шейки голубя». Его синонимы: небесный, бирюзовый, лазурный. -Где вы встречали в жизни этот цвет? Дайте звуковую характеристику этому слову.
-Голубой цвет является оттенком синего цвета. ( Показ презентации об оттенках синего цвета)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-В каком числе записаны прилагательные? Назовите во множественном числе.
II Усвоение новых знаний. Итак, мы во «Дворце склонений» имён прилагательных во множественном числе.
-Рассмотрите таблицу склонений имён прилагательных во множественном числе в учебнике на стр.152, в каких падежах сходные окончания? ( И.п. – В.п., Р.п. – П.п.)
Дети записывают в тетради окончания: И.п. В.п.– ые, -ие; Р.п. П.п.– ых, -их; Д.п. – ым, им.; Т.п. –ыми, -ими.
III Закрепление изученного материала.
1. Слуховой диктант.
Третье испытание. Вы должны узнать какие имена прилагательные вы сегодня будете склонять во «Дворце склонений». А для этого прослушайте ряд имён прилагательных. Запомните и запишите только те, которые обозначают признак предмета по цвету.
Учитель произносит: большие, резиновые, голубые, синие, новые, смелые, индиговые.
- Итак, проверяем. У кого другой ответ? Правильно. У «Дворца склонений» имён прилагательных во множественном числе нас встречают прилагательные:
голубые, синие, индиговые.
2. Работа в парах Испытание четвёртое.
Задание 1. Просклоняйте: волны голубые синие.
Задание 2. Вставить окончания прилагательных.
по сказочн___ дорогам
зимн ___ днями
у птичь__ гнёзд
в голубеньк__ платьях
через высок__ горы
3. Проверка на тренажёре (презентация) вызываю ученика на интерактивной доске. – Как определить безударное окончание имени прилагательного?
4. Физминутка.
5. Самостоятельная работа (дифференцированная).
а) Вставьте окончания имён прилагательных, определите их падеж.
Живут в соснов__ лесах (П.п.), кормятся хвоей молоденьк__ сосен (Р.п.), живут дружн__ стаями (Т.п.), летают по лесн__ полянам (Д.п.)
б) Озаглавьте текст. Вставьте, изменяя по смыслу имёна прилагательные. Определите их падеж. Закончите текст одним или двумя предложениями.
________________________________________________
В ________________________ (_______)лесах живут, зимуют глухари. Они кормятся хвоей ____________________________(________) сосен.
_________________________(________)стаями всю зиму живут тетерева. Отважно летают они по ________________________(________) полянам.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: лесные, молоденькие, дружные, сосновые
- О ком и о чём вы узнали из текста? ( О том, как зимуют птицы) Трудно им зимовать? Как мы можем помочь зимой птицам? Как бы озаглавили? Как закончили текст?
Проверка на интерактивной доске
- Вспомните, с каким словарным словом мы познакомились на уроке?
- Подберите родственные, однокоренные слова, разберите по составу имена прилагательные ( голубой – голубенький, голубоватый, голубизна, голубеть, голубоглазый) Придумайте предложение с этим словом.
IV. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведём итог урока:
- Над какой темой работали? Что нового узнали? - Как определить окончание имени прилагательного во множественном числе? Как определить падеж имени прилагательного? Назовите падеж по окончанию. - Оцените по шкале следующие критерии урока: Трудность Успех Интерес