Оценка деятельности учащихся на уроках – как фактор повышения внутренней мотивации
Доклад: «Оценка деятельности учащихся на уроках – как фактор повышения внутренней мотивации»
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами студенты в созданных для них условиях. Задача преподавателя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.
Одной из стратегических целей современного образования является формирование активной жизненной позиции студентов, потребности в самостоятельной творческой деятельности, а это, в свою очередь, требует превращения обучающихся в субъектов учебно-воспитательного процесса.
Первоочередная задача преподавателя, на мой взгляд, - развивать способность личности к осознанию и осмыслению собственных действий, переживаний, отношения к окружающим, т.е. способствовать формированию рефлексии, т.к. именно переход от внешнего контроля и оценки к самоконтролю и самооценке в первую очередь обеспечит превращение студента в субъекта учебно-воспитательного процесса.
Проблемы, с которыми мне как преподавателя приходится постоянно сталкиваться в работе – это отсутствие устойчивой мотивации к учению у значительной части студентов. Как сделать оценку деятельности обучающегося максимально объективной, понятной ему, способствующей включению внутренних мотивов учебной деятельности. Что нужно сделать, чтобы оценка из барьера, отделяющего студента от педагога, семью от техникума превратилась в союзника преподавателя, смогла объединить оба субъекта обучения.
На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность подростков, направленную на добывание знаний, а также конечный результат учебной деятельности.
В оценочной деятельности участвуют преподаватель, студент (самооценка), группа (взаимооценка). Оценке преподавателя всегда предшествует самооценка студента. Учить подростка самооценке - наиважнейшая задача на современном уроке.
В современной педагогической науке есть разные точки зрения по вопросу, с какой частотой следует оценивать деятельность обучающихся. На мой взгляд, оценивание должно проводиться максимально часто, но не педагогом лично. От слишком частого оценивания по 5-балльной шкале только преподавателем результат в лучшую сторону не меняется.
Я использую четыре основных формы оценивания:
а) отметка (2, 3, 4, 5) на итоговых уроках;
б) индивидуальная оценка на текущих уроках;
в) оценка студента студентом;
г) самооценка.
Внешний контроль приучает студентов добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе педагога способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.
При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение студентов к оценке деятельности одногрупников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.
Обязательными на любом уроке являются индивидуальная оценка и самооценка. Устная фронтальная работа на уроке может оцениваться следующим образом. За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль, идею студент получает некоторое количество баллов (учет ведется в жетонах, баллах и тд.). При подведении итогов обязательно отмечаются те студенты, которые улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим уроком. При этом сравнение одного ребенка с другим не допускается. Монологический ответ, участие в диалоге или дискуссии требует обязательно содержательной оценки. И этому тоже следует учить студентов.
Пример урок-презентация. На таком уроке на первый план выходит взаимооценка оценка и самооценка. Каждый из студентов готовит доклад и в течении 5 минут защищает его. Такие выступления оцениваются по 10-балльной шкале. Параметры оценки обсуждаются заранее. Каждый студент на листочке выставляет свой балл всем одногруппникам и свою самооценку. Затем проходит блиц-обмен мнениями, где преподаватель говорит последним. Итоговая отметка объявляется на следующем уроке после подсчета баллов.
Письменные задания я делю на тренировочные, во время которых проходит отработка материала, и итоговые. За тренировочные работы обязательно выставляется поурочный балл, но отметка в журнал ставится по желанию студента. На итоговом уроке обучающийся получает и поурочный балл, и итоговую отметку в журнал. Этот вид оценивания проходит практически без участия преподавателя. Студент должен сам себе поставить и поурочный балл, и отметку, которую педагог ставит в журнал, именно здесь включается механизм самоконтроля, самокоррекции и саморефлексии. Пример - отработки знаний по технологии кулинарной обработке продуктов.
Первый этап. Студенты выполняют тест или задание из рабочей тетради на знание конкретных операций. После завершения этой работы подводится итог. Студенты предварительно проверяют друг у друга работы под руководством преподавателя (задание из рабочей тетради) . Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих (апелляция). Затем считается КПД каждого ученика. В завершении студенты считают все заработанные баллы, и сравнивают набранное количество баллов с максимально возможным, определяют свой КПД и выставляют себе отметку.
В результате проведенного анализа каждый студент видит свои достижения и пробелы, включает механизм самооценки и самоконтроля. К зачетному уроку каждому приходится решать вопрос – оставить все как есть или откорректировать свои знания. Такая система оценивания способствует главному – превращению учения в сознательную целенаправленную деятельность студента. На контрольном уроке взаимопроверки нет, самооценка и проверка работы преподавателем - сопоставляются, и проводится их коррекция. Я полагаю, что обучение навыкам самоконтроля и самооценки должно быть одним из важнейших направлений в деятельности педагога. Подвести итог работы следует таким образом, чтобы у студентов возникло реальное желание улучшить свой результат.
Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который преподаватель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня
Контрольно–оценочный компонент урока может присутствовать на любом его этапе. Важно построить урок так, чтобы ребёнок имел возможность поучаствовать в анализе, взаимоанализе и самоанализе. А чтобы эти процессы были успешными, необходимо каждый раз определять для студентов критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке.
Какие бы формы самоконтроля мы ни избрали, ценность этого компонента урока неоспорима: самоанализ способствует развитию познавательного интереса школьников, определению их возможностей в конкретном виде деятельности, а также открывает перспективы самосовершенствования.
Лист самооценки
Ф.И. учащегося_____________________________________________
№ п\пКритерии оценки Количество
баллов
1. Участие в планировании работы над групповым заданием (1 б.) 2. Участие в обсуждении задания (1 б.) 3. Наличие выдвинутых идей, которые группа приняла (1 б.) 4. Степень самостоятельности работы над заданием:
- полная самостоятельность (3 б.)
- самостоятельно и с помощью руководителя (2 б.)
- выучено то, что дано руководителем (1 б.) 5. Выступление на уроке по своему заданию:
- удачное (2 б.- не совсем удачное (1 б.) 6. Активная работа на уроке не по заданию своей группы (2 б.) 7. Малоактивная работа на уроке не по заданию своей группы (1 б.) Общая сумма баллов и оценка Оценка "5" выставляется при сумме баллов - 8-10
"4" - 5-7
"3" - 3-4
При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Приведу примеры формирования некоторых приемов самоконтроля (например, в 5 классе):
1. Оценивание при помощи знаковых символов.
При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решенное задание помечает «+», неправильное «–».
2. Оценивание при помощи поднятой руки (при ответе учащегося у доски).
В 6 классе:
3.Оценивание по заданной инструкции.
После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) с образцом по инструкции учителя.
4. Проверка по образцу.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают задачи). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.
5. Оценить ответ одноклассника.
Ученикам предлагается оценить ответ одноклассника, т.е. указать ошибки, допущенные в ответе, дополнить, сделать соответствующий вывод или проверить правильность решённой задачи.
6. Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы.
Осуществить оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволяет и использование рабочей карты урока (см. Приложение 1).
Правила работы с картой урока:
1. В начале урока учитель озвучивает основные этапы, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на каждом этапе.
2. В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно.
3. При подведении итогов урока учитель выставляет оценки с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке.
Приложение 1
Рабочая карта урока
Ученика (цы) _________________________________ 8 класса
(о/т - оценка товарища, с/о – самооценка, о/г - оценка группы)
Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует также объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Такая работа позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока.
Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала.
Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.