Методическая разработка по русскому языку Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе
Министерство образования и науки Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по русскому языку для 4 класса
учебно-методический комплект
«Школа России»
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».
Выполнила учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ «Ардатовская средняя
общеобразовательная школа №1»
Вакина Н.Н.
2011 – 2012 учебный год
Содержание работы.
1. Пояснительная записка3
2. Цели и задачи раздела 5
3.Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями 6
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы..9
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.10
6. Система знаний и система деятельности13
7. Поурочное планирование по разделу.17
8. Заключение18
9. Список литературы...19
1. Пояснительная записка.
Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений. Применительно к 4 классу система определяет изучение имен существительных, взаимодействие между усвоением грамматических знаний и формированием навыков правописания падежных окончаний имен существительных. Для сознательного владения языком обучающимся необходимо изучать во взаимосвязи все стороны языка: его лексику, фонетику, грамматику, словообразование.
Одна из важных тем в изучении русского языка в начальной школе – это тема «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». В требованиях ФГОС второго поколения говорится, что дети должны уметь «соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного».
В УМК «Школа России» склонение имён существительных изучается в 4 классе в течение 14 часов. Обучающиеся учатся разделять имена существительные на 3 склонения, изучают падежи, падежные вопросы и предлоги. Изучают правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
В системе Л. В. Занкова изучение типов склонений существительных начинается во 2 классе. Согласно программе школьникам дается большой объем теоретических сведений по грамматике. Существенно отличаются упражнения в учебнике, в которых большой объем словарного материала. Каждое упражнение представляет своего рода задачу, над решением которой нужно думать. Главная роль отводится сравнению языковых фактов, учащиеся должны оперировать в упражнениях различным грамматическим материалом.
В УМК В. Виноградова «Школа 21 века» изучение категорий падежа и склонения начинается в 3 классе (32 часа) и продолжается в 4 классе (10 часов). В этой системе осуществляется проблемно – развивающее обучение.
Многолетний опыт показывает, что учащиеся испытывают затруднения в изучении данной темы, часто допускают ошибки в написании безударных окончаний имён существительных.
Важным представляется формирование у младших школьников общего подхода к решению данной орфографической задачи.
Последовательность действий, которой овладевают обучающиеся 4 класса при написании окончаний имён существительных составит основу совершенствования данных навыков в среднем звене школы.
Поэтому важно рассмотреть и изучить различные подходы к изучению этой темы, проанализировать формы, методы и приемы работы над ней.
2. Цели и задачи раздела.
Цель: развитие орфографической зоркости и формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Задачи:
учить различать и проверять безударные окончания имён
существительных в единственном числе;
углублять знания об имени существительном как части речи;
распознавать склонения, падеж имён существительных;
развивать навык сознательного использования падежных форм имени
существительного в речи;
обогащать словарный запас обучающихся;
формировать навыки связной речи;
развивать память, внимание, мышление;
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
воспитывать любовь к родному языку, умение работать в коллективе.
3. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Основная цель педагогической работы – это создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ребенка.
Высшими психическими функциями Л. Выготский называл восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, которые человек приобретает в результате обучения и воспитания.
Большую роль в учебной деятельности надо отводить профилактике и сохранению психологического здоровья.
Под психологическим здоровьем понимается совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными аспектами внутреннего мира человека, а также между человеком и обществом, возможность функционирования и развития в процессе жизнедеятельности, взаимодействия с внешним миром, а также комплексное развитие способностей через игру, развитие и совершенствование основных психических процессов.
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала.
Одной из причин является различный уровень сформированности учебной мотивации.
По уровню развития умственных способностей обучающихся моего класса можно разделить на 3 группы: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень развития. У 5 человек – высокий уровень. Они быстро включаются в работу. Внимание у них устойчивое, большой концентрации. Они способны легко переключаться на другие виды работы. У них развита наблюдательность, острая восприимчивость, умение видеть и выделять признаки, анализировать, сравнивать, находить различия, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи. У этих детей развиты почти все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Они запоминают все быстро, прочно и продуктивно. Присутствуют практическое, образное, логическое мышление. Хорошо развита речь, эмоционально окрашена, богат ее словарный запас. Умеют отвечать на вопросы, давать полные ответы. Умеют связно рассказывать, могут задавать интересные вопросы. Они много читают. Хорошо развит познавательный интерес. Высокий уровень обучаемости. Они уравновешены, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения. Любят учиться, трудиться. Для таких детей целесообразно давать больше самостоятельных работ, творческих заданий, упражнений на смекалку.
У 9 человек – средний уровень развития. Это дети, у которых процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Внимание произвольное, Объем, концентрация и устойчивость средние. Появляется утомление. Преобладает механическая память. Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для усвоения им нужно еще 1 – 2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они видят, выделяют признаки, анализируют, сравнивают, находят различия, классифицируют, обобщают, устанавливают причинно – следственные связи не всегда. Часто им необходима помощь учителя или сильного ученика. У них больше развито практическое мышление. Только после нескольких повторов можно давать им самостоятельную работу. Эти дети меньше читают, но речь у них хорошо развита, хороший запас слов, эмоционально окрашена. Они умеют отвечать на вопросы, рассказывать. Творческие задания у них вызывают затруднения. Они рассуждают и делают выводы с помощью учителя или сильного ученика. Учебный материал усваивают. Обладают средним уровнем обучаемости. Эти дети, в основном, уравновешенные, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения, любят учиться и трудиться.
5 человек низкого уровня развития. Эти дети с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения. У этих детей процесс написания, решения, ответа опережает процессы обдумывания, анализа. Внимание непроизвольное, объем, концентрация и устойчивость низкие. Отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Быстро появляется утомление. У этих детей слабо развиты слуховая, зрительная и моторная память. Этой группе детей необходимы упражнения с комментированием, частое повторение правил, большой объем практической работы над ним, объяснение каждого действия, рассуждения. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении. Индивидуальной помощи, контроля со стороны учителя. У этих детей слабо развита речь, небольшой словарный запас. Они не могут объяснить свой выбор решения, с трудом выражают свои мысли, мало читают. Эта группа детей медленно усваивает учебный материал, затрудняется делать выводы, рассуждать, обобщать. Низкий уровень обучаемости. Эти дети заторможены, а некоторые сильно возбудимы. Они не способны к волевому усилию. Среди них часты нарушения дисциплины. Для таких детей целесообразно давать задания репродуктивного характера, индивидуальные задания, они могут использовать в своей работе таблицы, памятки, шаблоны.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате изучения темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» обучающиеся должны
знать:
- грамматические признаки имени существительного;
- названия падежей, падежные вопросы и предлоги;
- падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений;
уметь:
- различать и проверять безударные окончания имён существительных в единственном числе;
- распознавать склонение, падеж имён существительных;
- правильно писать безударные падежные окончания имен существительных;
- склонять имена существительные, изменять по числам;
- правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
- работать в коллективе.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм.
При изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» важно организовать образовательный процесс так, чтобы он был направлен на организацию и передачу знаний, на создание оптимальных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения тесно взаимосвязаны.
Учебный процесс организуется с использованием групповых, индивидуальных, коллективных, фронтальных форм работы. Все формы ориентированы на развитие способностей младших школьников, которое происходит в ходе выполнения практических действий и в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Групповые формы. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах и парах, т.к. создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказываться. Дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями. Только сотрудничая в группах ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.
Групповые формы используются на уроках при закреплении пройденного материала. Например: Урок №1 «Ударные и безударные окончания имён существительных» Упр. 179. Задание:
1 группа – Сравнить ударные и безударные окончания существительных 1 склонения.
2 группа - Сравнить ударные и безударные окончания существительных 2 склонения.
3 группа - Сравнить ударные и безударные окончания существительных 3 склонения.
Сделать вывод по каждому склонению, а затем общий вывод.
Индивидуальные – работа по карточкам, перфокартам, с целью - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал, закреплять и повторять знания и умения.
Коллективные и фронтальные – при объяснении нового материала, закреплении, повторении.
При изучении темы «Склонение имён существительных в единственном числе» используются следующие методы и технологии:
МЕТОДЫ:
1. Наиболее эффективными методом обучения является проблемно-поисковый. ( вопрос Почемучки)
Ребенок получает не готовые знания, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Этот метод осуществляется на основе следующей схемы:
1. Постановка учебной задачи.
2. Открытие детьми новых знаний.
3. Закрепление.
4. Самостоятельная работа.
5. Контроль и самоконтроль.
2. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, диалог.
3. Практические: выполнение упражнений, заданий,
4. Наглядные: иллюстрации, схемы, таблицы, рисунки.
5. Репродуктивные: списывание, выполнение заданий по образцу.
6. Контроль: проведение диктантов, проверочных работ, тестирование.
Одним из путей повышения эффективности урока является тестирование. Оно помогает выявить пробелы в знаниях, определить, на сколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, умеют применить его на практике. Это позволяет учителю внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с классом.
ТЕХНОЛОГИИ:
Развивающее обучение помогает школьникам активно добывать знания, приобретать умение слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные данные.
Дифференциация помогает в осуществлении принципов доступности, систематичности, индивидуального подхода в рамках общешкольной работы. Отбор учебного материала позволяет вести дифференцированное обучение, а учащимся работать на уровне своих возможностей.
Игровые технологии Игра является одним из эффективных методов обучения. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра рассматривается как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов. игра продолжает оказывать большое внимание на развитие познавательных процессов.
Здоровьесберегающие : физкультминутки, зарядки для глаз.
Информационные Использование информационных технологий в образовании становится актуальной задачей школьного образования. К компьютерным программам относятся презентации. Презентации – средства развития активности учащихся при изучении предмета. Это – наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: - зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассматривать сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться , а утвердиться в окружающем его мире, чтобы появилась в дальнейшем мотивация к обучению.
6. Система знаний и система деятельности.
Знакомство с именем существительным начинается в 3 классе. Дети знакомятся со склонением и падежами, учатся выделять в предложении словосочетания. Более глубокое изучение имени существительного продолжается в 4 классе.
К началу изучения темы «Склонение имен существительных в единственном числе» обучающиеся знают:
- что такое «имя существительное»;
- знакомы с понятием «склонение»;
- что окончание – это изменяемая часть слова;
- знают названия падежей, падежные вопросы;
умеют:
- различать части речи по их грамматическим признакам;
- находить в предложении имя существительное и словосочетания;
- определять склонение и падеж существительного;
- выделять окончание в слове;
- различать имена существительные по числам.
Работа проводится одновременно над существительными всех трех склонений, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на особенностях существительных разных склонений в одном и том же падеже. Порядок изучения падежей определяется с учетом следующего положения: вначале изучается один падеж, затем он сравнивается с другим, в каком – либо отношении сходным или противоположным ему. Правописание падежных окончаний существительных изучаются по одному и тому же плану, что способствует их сопоставлению.
Принят следующий порядок изучения:
существительных 1,2,3 склонений; родительный и дательный падежи (сопоставление); именительный и винительный падежи (сопоставление); творительный падеж; родительный, дательный и предложный падежи (сопоставление).
Для того чтобы усвоенные грамматические знания учащиеся могли использовать для решения орфографических задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнить для правильного написания безударных окончаний. Отработка последовательности действий сопровождается записью. Здесь целесообразно использовать задания следующего характера:
1. Выпиши из текста существительные с безударными окончаниями, выдели окончания.
2. Сравни окончания существительных 1 склонения под ударением и без ударения. Выпиши в столбик. Как они пишутся? (одинаково).
3. Измени существительные по вопросам. Напиши словосочетания. Укажи склонение существительных, выдели окончания.
Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении и записывает вопрос в скобках. По вопросу и предлогу узнает падеж , записывает его в скобках. Узнает склонение и отмечает его цифрой и , как результат, пишет окончание. Например, живет (где? в чем ? П.п. 1-е скл.) в деревне. Позднее операции протекают быстрее, поэтому отпадает необходимость в подобной записи. Учащиеся письменно отмечают только падеж и склонение. И, наконец, все операции протекают в умственном плане, т.е. без записи. На данном этапе можно использовать задания следующего характера:
1.Устный диктант с использованием карточек.
Задание: назвать существительное, окончание которого надо проверить. Объяснить правописание окончания.
2.Задания творческого характера: - На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже?
- С какими предлогами употребляются?
- Назови предлог, который употребляется только с творительным падежом. (над)
- Составьте рассказ о творительном падеже.
3. Упражнение «Буквенный диктант». На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Нужно определить, какая гласная пропущена. Эту гласную написать под соответствующим числом.
На ветк сирен, в театр на спектакл, из жизн девочк
( 1-е, 2 – и, 3 – е. 4 – е, 5 – и, 6 – и.)
4. Комментированное письмо:
Кружились в воздухе, на краю деревни, плыли по Волге, отдыхали в лагере.
5. Словарный диктант:
На Волге, в деревне, по дорожке, на площади.
Очень важны задания на сравнение окончаний и предлогов различных падежей. Например: - сравни вопросы и предлоги родительного и винительного падежей.
- Сравни окончания имен существительных в родительном и винительном падежах. Сделай вывод о том, чем они сходны и чем различаются. Проверь себя по «Справочнику».
При изучении этой темы важным является также дифференцированный подход к обучающимся. Так как не все дети одинаково усваивают изучаемый материал. Для этого можно использовать задания следующего характера:
1.Словарный диктант.
Учитель диктует словосочетания:
Отдыхали в лагере, свернули с дороги к роще, в тетради по математике, на берегу речки, обожгло холодом, бродил с собакой, купил календарь.
Задания: 1 группа (сильные уч – ся) Записывают в тетрадь, выделяют окончания существительных, определяют тип склонения и падеж, подчеркнуть словарные слова, выделить орфограммы.
2 группа (средние уч –ся) Записывают в тетрадь, выделяют окончания существительных, определяют тип склонения, падеж, выделить все орфограммы.
3 группа ( слабые уч – ся) Записывают в тетрадь, выделяют окончания существительных, определяют склонение и падеж, используя памятку.
2. Индивидуальные задания на карточках.
Важен также контроль и проверка знаний по изучаемой теме. На данном этапе можно использовать различные виды диктантов: выборочный диктант, словарный диктант, предупредительный, объяснительный диктант, творческий диктант, проверочный диктант, контрольное списывание, а также тестирование.
7. Поурочное планирование по разделу.
1. Ударные и безударные окончания имен существительных.
2.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений.
3. Правописание окончаний существительных в родительном падеже.
4.Обучающее изложение.
5. Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.
6. Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.
7. Правописание безударных окончаний существительных 1 и 3 склонений в родительном и дательном падежах.
8.Контрольное списывание по теме « Правописание окончаний имен существительных».
9. Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения. Работа над ошибками в списывании.
10.Правописание безударных падежных окончаний существительных в творительном падеже.
11. Правописание безударных окончаний в творительном падеже.
12. Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
13.Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
14.Тест по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведения текущего контроля (тестирование) было выявлено:
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ:
умеют находить орфограмму «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» - 70 % обучающихся;
испытывают затруднения – 25 %;
не освоили материал – 5%;
НАВЫКИ ПРАВОПИСАНИЯ:
сформированы навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных у 60%;
испытывают затруднения – 35%;
не сформированы – 5%;
Анализируя результаты тестирования, можно сделать вывод:
Использование обучающих технологий, форм, и методов при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» было эффективным и послужило достижению поставленной цели».
9. Используемая литература.
1. Царева С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться». Журнал «Начальная школа» № 9 2007г.
2. Браницкая О.В. «Приемы рефлексивных технологий в начальной школе». Журнал «Начальная школа» № 12 2009 г.
3. Шпика И.В. «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников». Журнал «Начальная школа» № 2 2007г.
4. Перцева Н.К. « К вопросу о способах распознавания падежных форм имени существительного». Журнал «Начальная школа» № 8 2008 г.
5.Пешковский «Школьная грамматика».М. 1947г.
6.Примерные программы начального общего образования.Ч.1. М. «Просвещение» 2009г.
7.Немов Р.С. «Общая психология».М. «Владос» 2001г.
13PAGE 15
13PAGE 141915
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
ЗАТРУДНЕНИЯ