Педагогическая статья на тему: Здоровьесберегающие технологии в рамках внедрения ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11 города Евпатории Республики Крым»
Здоровьесберегающие технологии
в рамках внедрения ФГОСПодготовила:
учитель начальных классов
Ботова Марина Владимировна
Евпатория, 2015
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1.Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Создание здоровьесберегающей среды в классе;
4.Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Эпиграф:
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ход выступления:
Танец « Мы маленькие дети»
Детям, безусловно, хочется гулять, но в последнее время, к сожалению, эти прогулки ограничиваются лишь глобальной сетью Интернет, что несет непоправимый вред здоровью.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. И мой класс не исключение.
Изучив в сентябре медицинские карточки детей, я получила такие результаты: 49% детей имели различные заболевания – это 9 человек нуждаются в помощи логопеда (34%), 3 человека наблюдаются у окулиста (12%), 1 ученик - у психолога (3%) и 51% детей были здоровы.
Поэтому тема «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе» как составляющая программы «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» ФГОС, была выбрана мной для работы не случайно. Основная её цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Первоклассники, приходя в школу первый раз, спешат исследовать все её уголки. Поэтому первые уроки и классные часы я знакомлю детей с правилами безопасного поведения в школе, в столовой и на игровой площадке. При этом использую различные игровые ситуации, стихотворения по данной теме, просмотр видеофильмов, рисование карты безопасной дороги «Дом-школа-дом». А для облегчения адаптации детей в школе и ускорению привыкания к школьному режиму как в 1, так и во 2 классе каждый день начинаем с утренней гимнастики.
«Утренняя зарядка»
Учеными-физиологами доказано, что эффективным средством снятия утомления и напряжённости на уроках являются различные физкультминутки. В своей работе я системно использую такие виды, как упражнения для снятия общего или локального утомления, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
За период работы я накопила достаточное количество методического материала, чтобы успешно использовать его на уроках по разным предметам, различным темам.
«Морская звезда»
Учитывая большую зрительную нагрузку, на уроках необходимо проводить и разминку для глаз. Внедрение средств ИКТ делает этот процесс более увлекательным и захватывающим для детей.
«Электронная физкультминутка для глаз»
Доказано, что существует прямая связь между развитием речи и мелкой моторикой. Именно поэтому большое внимание уделяю пальчиковой гимнастике. Упражнения мы выполняем с использованием известных детям стихов, потешек, песенок. Они приносят большую пользу и очень нравятся детям.
«Высоко, а может низко»
В своей работе использую и дыхательную гимнастику. Особое внимание уделяю ей в 1 классе в букварный период (применяю практически на каждом уроке).
«Буги-вуги»
Очень важны физкультминутки, корректирующие осанку и упражнения для мобилизации внимания.
«Елочки-пенечки»
Дети немыслимы без игры. Поэтому большое внимание уделяю нетрадиционным урокам: это - уроки конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, уроки-путешествия. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, проявить индивидуальность детей. Детям такие уроки нравятся.
Фото (если есть) или перечислить, какие были темы
Движение занимает большое место в жизни младших школьников. Именно поэтому дети так любят заниматься спортом. Во время школьных прогулок дети с удовольствием играют в подвижные игры с мячом. Внеклассные мероприятия часто направлены на формирование здорового образа жизни, включая в себя подвижные игры, беседы, викторины о здоровье. А на уроках мы проводим чтение произведений и обсуждение прочитанного с выводами о правильном образе жизни и здоровье. Например: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и произведение К.И. Чуковского «Мойдодыр» дают возможность поговорить с детьми о личной гигиене.
В рамках работы над методической темой я выяснила, что большую роль в сохранении здоровья учащихся играет использование современных педагогических технологий, в том числе работа в парах и группах. Её применение возможно на любом предметном уроке. Групповое обучение вносит новизну в организацию традиционного процесса. Именно в группе происходит обучение рефлексии. Удивительный эффект имеют танцевальные моменты на уроках. Они не только дают возможность отдохнуть, но в то же время дисциплинируют, формируют у детей чувство ритма, раскрывают творческий потенциал детей. Так, уже во 2 классе ребята принимают активное участие в постановке хореографических номеров для наших выступлений в общешкольных конкурсах.
Танец «Золушка»
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. «В здоровом теле – здоровый дух».
Спасибо за внимание.