Конспект урока.Русский язык .Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
Г. Торжка Тверской области
Русский язык
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)
Болгова А. А. ,
учитель I категории
Торжок
2015
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Цели урока:
Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения упражнений.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку.
Коммуникативные УУД
- Слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учиться учитывать позицию собеседника; формулировать собственное мнение и позицию; сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме .Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать новое знание в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы;
-уметь определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе;
- уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Дети входят в класс, распределяются по группам, становятся у своих мест лицом к гостям.
У. Сегодня у нас открытый урок. Поприветствуйте гостей. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. Садитесь.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков.
Начнём урок. Перед вами карточки с вопросами. Выберите правильные ответы.
Учитель читает, дети выбирают правильные ответы.
Карточка №1.
Существительное в начальной форме отвечает на вопросы…
А) кого? что? Б) кто? что? В) какой? какая? какое?
Существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в начальной форме относятся к
А) 3 скл. Б) 1 скл. В)2 скл.
3.Существительные с.р. . с окончаниями -о, -е и существительные м.р. с нулевым окончанием в начальной форме относятся к
А) 3 скл. Б) 1 скл. В)2 скл.
4.К 3 склонению относятся существительные
А) м.р. с Б)ж.р с В)с.р. с
5. Сколько падежей в русском языке?
А) 6 Б)5 В)7
У. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками в парах. Возьмите ручку зеленого цвета. Проговариваем ответы хором . (Слайд презентации)
Возьмите оценочные листы, посчитайте количество правильных ответов, внесите свой балл в графу «Карточка №1».
Целеполагание и мотивация.
Плачет у дорожк….
Думать о сын…
Подойти к лошад…
Прочитайте словосочетания. Какая часть слова пропущена?
Как вы думаете, почему?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?(Карт. «Существительные») В каком числе они стоят?(Карт. «в единственном числе »)
Почему эти окончания могут вызвать сомнения в написании?(Карт. «безударные окончания»)
- Уточните тему урока. (Карт. «Безударные окончания существительных в единственном числе») СлайдПользуясь таблицей, составьте высказывания. Обсудите в группах. Сформулируйте цели урока.
Я хочу
- узнать, что…
- узнать, какие…
-понять, как…
Я хочу научиться
- правильно писать…
-находить…
-составлять…
-обозначать...
- Как же правильно писать безударные падежные окончания имён существительных? Высказывайте свои гипотезы… (Запись вариантов ответов на доске)
(Возможные вопросы подводящего диалога:-Назовите опорные слова(Карт. земля, стена, село, степь)Почему нам удобно пользоваться опорными словами?
- Как пишутся безударные и ударные окончания одного и того же склонения?)Обсудите ещё раз в группах и составьте инструкцию . «Чтобы правильно написать безударное падежное окончание ,я …» Слайд
Каждая группа называет по порядку пункты плана. (На доске карточки : «Ставлю существительное в н. ф.», «определяю склонение», «определяю падеж», «смотрю справочную таблицу», «подбираю опорное слово, ставлю его в нужный падеж»)Слайд с инструкцией
Физминутка для глаз
Усвоение знаний и способов действий.
Давайте сравним нашу инструкцию с образцом учебника на с. 7-8. Что нового вы узнали, прочитав её? (Опорные слова: стол, конь)
Давайте посмотрим, как поработал с этой инструкцией Миша. (Уч. С. 8-9, чтение алгоритма по цепочке) У кого появились вопросы?
На доске в записи словосочетания появляется окончание .Закрепление полученных знаний.
Работаем в парах. Пользуясь инструкцией, вставь пропущенные окончания в имена существительные. Объясни соседу свой выбор.
Сравните с образцом на доске(2 учащихся, проговаривая инструкцию объясняют выбор окончания):
Думать о сынЕ…
Подойти к лошадИ…
Оценочный лист: за каждый правильный ответ- 1 балл.
Физминутка.
Применение знаний и способов действий.
Учебник с. 10 №2. Прочитайте задание про себя. Расскажите своими словами, что вы сейчас будете делать? Выполняем задание 1-4 предложения по группам.
Сравним с образцом. Если есть ошибки- исправь. Оцени себя. За каждый правильный ответ -1балл.Слайд
Включение в систему знаний .Выполнение теста на карточках. (Интернет- ресурс :file:///I:/ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ%20УРОК/rus3_bezudarnyie-okonchaniya-imen-sushhestvitelnyix-v-edinstvennom-chisle.html/rus3_bezudarnyie-okonchaniya-imen-sushhestvitelnyix-v-edinstvennom-chisle.html )Безударные окончания имен существительных в единственном числе
Начало формы
Вопрос № 1 На дорог
 е  и
Вопрос № 2 около речк е  и
Вопрос № 3 по ел
 е  и
Вопрос № 4 по елк е  и
Вопрос № 5 на берез
 е  и
Вопрос № 6 по степ
 и  е
Вопрос № 7 на сирен
 е  и
Вопрос № 8 с кроват е  и
Вопрос № 9 с кроватк е  и
Вопрос № 10 без ошибк е  
Проверка по образцу на слайде. Подходят по 1 человеку, выбирая нужное окончание.
Оцените себя. Внесите ваш результат в оценочный лист. Поставьте 1 балл за каждый верный ответ.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Оцените свою деятельность на уроке:
13-12 баллов- «5»;
11-10 баллов- «4»;
9-8 баллов – «3».
Достигли ли вы поставленной цели?
-Я умею пользоваться инструкцией самостоятельно;
-Я могу пользоваться инструкцией с чьей-то помощью (одноклассника, учителя, родителя);
- Я пока испытываю затруднения в применении инструкции.
Информация о домашнем задании.
Уч. С.7-8 (уметь пользоваться инструкцией), №1, №2(5-8 пр.)