Урок русского языка на тему: Склонение имен существительных во множественном числе (4 класс)


МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Урок русского языка
по теме «Склонение имен существительных во множественном числе»
4 класс, УМК «Перспектива»
Практикант: Бондаренко Светлана Андреевна
2016г

«Утверждаю»
Руководитель практики
___________ Просветова Г.А.
Тема: «Склонение имен существительных во множественном числе»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с изменением имен существительных во множественном числе
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию представления об особенностях склонения имен существительных во множественном числе;
Развивающие: развитие умения мыслить, рассуждать, делать выводы; развитие внимания и памяти при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
Воспитательные: привитие любви к родному языку, интерес к предмету, воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Оборудование: учебник УМК «Перспектива», автор: , компьютер, интерактивная доска.
Планируемые результаты урока:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- мотивация к учебной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- использование методов решения проблем творческого и поискового характера;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,
-развитие умения строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-совершенствование умения слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-умение работать с учебником,
-умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Организационный момент
Звенит долгожданный звонок,
собирает ребят на урок.
А урок то не простой-
урок грамматики родной.
Запись числа в тетради
Восьмое февраля.
Классная работа.
Актуализация прошлых знаний.
Минутка чистописания.
Работа над предложением.
Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
Словарная работа.
Самоопределение к деятельности.
Работа по теме урока.
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Какие правила посадки вы должны соблюдать?
-Какое сегодня число?
-Какие орфограммы встретились в записи числа?
-А какие части речи? Докажите.
- Внимательно посмотрите на данную запись:
большой - маленький
сухой -
твердый -
глубокий -
война –
- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
-Подбираем антонимы.
- Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом…….
-Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
-Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте предложение про себя.
-Вслух прочитает Саша.
-Как вы понимаете смысл этого предложения?
-Спишите предложение себе в тетрадь с красной строки.
-Обозначим ударение в словах, подчеркнем безударную гласную.
-Назовите и подчеркните грамматическую основу.
-В этом предложении нам встретились слова с безуд. гласными, которые мы сумели проверить. Какое правило мы применяли?
-А как называются слова, которые мы не можем проверить?
Зачем мы их повторяем?
Вот и сейчас повторим снова.
Проведем выборочный диктант.
Я буду вам читать предложения, а вы должны выписать только словарные слова. Необходимо будет поставить ударение и выделить все орфограммы в словах.
К доске пойдет Кирилл, остальные записывают в тетради.
Проверка вместе с учителем.
-Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы. Остальные будьте внимательны.
-Прочитайте два столбика слов на слайде.
И. п. школа школы
Р. п. школы школ
Д. п. школе школам
В. п. школу школы
Т. п. школой школами
П. п. о школе о школах
-Что общего у слов первого столбика?
-Что общего у слов второго столбика?
-Как слова расположены в строчках?
-Какое слово изменяется по падежам в первом столбике? Во втором столбике?
-Сформулируйте тему урока. Чему будем учиться на уроке?
-Прочитайте диалог профессора Самоварова и Вани на с.41 и скажите, как определить склонение имен существительных во множественном числе.
-Найдите упр.72 на с. 41. Прочитайте все слова в таблице. Понаблюдайте за склонением существительных во множественном числе. Что вы заметили?
-Какие это падежи?
-Кто считает, что наши выводы совпали с выводами Вани на с.42, поднимите руку.
-А теперь выполним упр.73 на стр.42
-Прочитайте задание про себя.
-Читаем вслух.
-А что же нам в этом поможет?
-Повторим падежные вопросы. Я называю падеж, а вы хором вопросы. Начали.
Именительный-
Родительный-
Дательный-
Винительный-
Творительный
Предложный
-Скажите, как определить падеж существительных во множественном числе?
-Один человек работает на закрытой части доски, остальные работают самостоятельно.
Проверка ( одна тетрадь на оценку)
-Выполним упр.74 на стр.42.
-Прочитайте стихотворение, которое получилось у четвероклассника.
-Кому понравилось стихотворение, поднимите руку.
-А почему не понравилось?
-Измените число существительных. Какие еще слова придется изменить?
-Запишите стихотворение, которое у нас получилось.
Мини – итог:
А теперь самостоятельная работа. Упр. 50 в рабочей тетради.
Проверка по цепочке (две тетради на оценку).
-чему вы научились на уроке?
-как определить склонение имени существительного, если оно употреблено в форме множественного числа?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что вызвало трудности?
Называют правила и выполняют их.
К словам левого столбика надо подобрать антонимы, начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.
Последняя буква в каждой ячейке ставится первой.
Выполняют задания учителя.
Доброе, сказанное искренне, от всей души слово долго радует человека.
1 человек читает и называет с вопросами грамматическую основу предложения (что? – слово – подлежащее, выраженное существительным в им. Падеже, 2 скл, слово - что делает? – согревает – это сказуемое, выраженное глаголом)
Чтобы проверить безударную гласную в слове, нужно подобрать такое проверочное слово, на которое падало бы ударение.
Словарные.
Чтобы запомнить.
Записывают словарные слова и выделяют орфограммы.
Корень
В каждой строке- формы одного падежа.
Школа.
Будем учиться изменять (склонять) имена существительные во мн.ч.
Что в некоторых падежах есть одинаковые окончания у существительных разных склонений.
Дательный, творительный и предложный.
Да, совпали.
Мы будем учиться определять падеж сущ. во мн.ч.
Вопрос.
Кто? Что?
Кого? Что?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
Так же, как и в единственном.
В нем нет рифмы и ритма.
Опушка, пруд, лягушки, поют.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И зелёные лягушки
Песенку поют.