Методический материал по теме Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе, как фактор повышения мотивации
«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе как фактор повышения мотивации»
Содержание
Введение___________________________________________________стр 3
Глава1
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе________________________________________________________стр 5
Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного, А.Н.Стрельниковой, К.Бутейко___________________________стр 7
Учебно-воспитательные технологии здоровьесбережения_____стр 8
Глава 2
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе как фактор повышения мотивации обучения обучающихся________________________стр 13
2.1 Упражнения по методике В.Ф.Базарного_____________________стр 13
2.2. Упражнения по методике А.Н.Стрельниковой, К.Бутейко______стр 15
2.3.Комплекс упражнений направленный на улучшение кровообращения, дыхания, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепление памяти__________________________________________________________стр 19
Заключение_________________________________________________стр 22
Список используемой литературы______________________________стр 23
Приложения методических разработок__________________________стр 25
Приложение 1«Комплекс упражнений физкультурных минуток»____стр 25
Приложение 2 «Биологическая викторина для 8 класса по курсу «Человек и его здоровье»______________________________________________________стр28
Приложение 3 Кроссворд «Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата»________________________стр32
Приложение 4 Практическая работа «Что такое МПК и как его определить»_______________________________________________________стр33
Приложение 5 Методические разработки с элементами здоровьесбережения по теме "Витамины"________________________________________________стр34
Приложение 6 Методическая разработка урока о вреде курения «Суд над сигаретой»_______________________________________________________стр 42
Введение
К концу XX столетия подавляющее большинство молодых людей оказались хилыми и болезненными, о чем говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Примерно половина юношей призывного возраста не способны нести службу в современной армии. Резко упал интеллектуальный потенциал нации. Уже в начале 90-ых годов тревожным набатом прозвучало заключение одного из авторитетных педиатров России академии АМН А. Баранова: “Пройдет не так уж много времени – и может не стать государства. Просто некому будет его защищать, и некому будет рожать детей”. И вся трагедия состоит в том, что такие процессы, раз возникнув, в последующей цепи сменяющих друг друга поколений начинает протекать уже по законам самопроизвольной цепной реакции распада. По законам, при которых больное, хилое поколение оставит после себя ещё более больное и хилое потомство.
Состояние здоровья подростков стремительно ухудшается. Возникли проблемы физического развития: низкорослых стало в 15 раз больше и вдвое увеличилось количество детей с дефицитом веса. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Главная причина нынешнего нездоровья нации – это способ, система воспитания и обучения детей в семье, так и в образовательных учреждениях.
В связи с этими проблемами, необходимым становится использование здоровьесберегающих технологий на уроках в школе. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья обучающихся и формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Предмет Биология позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков биологии. Наиболее полно внедрить здоровьесберегающие технологии позволяет курс биологии 8 класса, в котором изучается строение, физиология и гигиена организма человека.
Большое внимание должно уделяться нормированию домашних заданий для предотвращения перегрузок, обращать особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Однако, в этот период еще наблюдаются некоторые специфические, характерные для данного возраста особенности внешнего вида юношей и девушек.
Начиная с 14-15 летнего возраста у юношей и девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы стимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников и половых желез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков и формированию фигуры.
Все процессы созревания протекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих в различное время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо конструироваться мускулатура спины и груди, формирующаяся по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственных раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса.
У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек – грудной тип дыхания. Ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены личности?
Разные психические качества изменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других - плавно, спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и от врожденных свойств организма.
Биологические особенности поведения девушек в этом возрастном периоде, проявляются в меньшей подвижности и возбудимости, чем у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет, по сравнению с юношами менее склонны к болезням, они превосходят ребят в вербальных способностях, в восприятии цвета и его оттенков, они более наблюдательны.
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.
В связи с этим необходимо внедрение физкультминуток (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. При этом учитывать требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.
Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.
При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.
1.1 Здоровьесберегающие технологии В.Ф Базарного, А.Н. Стрельниковой, К.БутейкоПри реализации здоровьесберегающих технологий помогают труды таких учёных, как В.Ф Базарный, А.Н. Стрельникова, К. БутейкоВ.Ф.Базарный-русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики, почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики, считает, что здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного апробированы, дают хорошие результаты укреплении здоровья и развития детей.
В комплексе естественных, немедикаментозных методов коррекции возникающих нарушений в организме человека - натуротерапии - важное место занимает метод парадоксальной дыхательной гимнастики, созданный А. Н. Стрельниковой и К.Бутейко. Практика показала, что гимнастика восстанавливает и возвращает не только голос: она способна естественно и эффективно оздоравливать весь организм.
1.2 Учебно-воспитательные технологии здоровьесбереженияТак же на уроках биологии используются следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
- учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся
- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе
- минутка для шутки
- релаксационные паузы.
В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
- технология сотрудничества,
- групповые технологии,
- интерактивные игровые технологии,
- технология личностно–ориентированного обучения,
- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
- социально-психологические тренинги,
- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
- физминутки- смена видов деятельности
- аэрация воздуха
- зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
-обустройство пришкольной территории,
- зеленые растения в классе,
-участие в природоохранных мероприятиях.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Их применение даёт возможность:
осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,
Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по - своему. Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:
· развивающие технологии;
· технологии, адаптивной системы обучения;
· технологии, построенные на интегративной основе.
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:
· обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
· формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
· овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий - мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а, прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.
Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:
а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);
б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе как фактор повышения мотивации обучения обучающихся
В 8 классе ребята изучают анатомию, физиологию, психологию и гигиену человека, большое значение имеет опыт применения данных упражнений по темам уроков.
2.1 Упражнения по методике В.Ф.Базарного
На уроке, тема которого “Строение мышц. Обзор мышц человека”, предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена.
На уроке, тема которого “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, предлагаются упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).
Это упражнение позволяет научить ребят напрягать и расслаблять мышцы спины. Ученик садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула, и поворачивается влево до предела, возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.
На уроке, где изучается зрительный анализатор, используется упражнение для глаз. Можно воспользоваться методикой, которую предлагает доктор А. Базарный. На потолке выбирается поле, на котором можно нанести схему максимально возможных размеров. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.
Можно выполнить упражнение для глаз, способствующее профилактике миопии.
И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6 раз.
Когда утомляются глаза – упражнение для цилиарных мышц, которые управляют хрусталиком. При появлении утомления глаз, растирайте мочку уха.
Проделайте несколько упражнений:
1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево.
2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до 5. Повторите 9 раз.
3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки пальцев указательного, среднего и безымянного, слегка надавите. Очень осторожно и мягко круговыми движениями массируйте глазные яблоки.
4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук 9 кругов в одну и 9 кругов в другую сторону.
На уроке, тема которого Слуховой анализатор отмечаем, что наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Где-то это так, ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок.
Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу. Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны, крутим их по часовой стрелке. Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки. Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их и ещё пару раз - присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.
На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Значит всё сделано правильно!
На протяжении всей жизни люди постоянно вдыхают и выдыхают воздух, но при этом мало кто задумывается, правильно ли он это делает. Йоги утверждают, что большинство из нас дышит не рационально, и, что именно это отрицательно влияет на продолжительность человеческой жизни, так как из-за неправильного дыхания происходит расстройство функций различных органов и систем, и появляются болезни. Мы знаем, как тяжело отражается на здоровье (особенно у детей) очень безобидная с виду привычка дышать не носом, а ртом. Тотчас начинается нарушение физического и психического развития, нередко приводящее к узкогрудости, малокровию, похудению, к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Дышать надо уметь. Если человек разучился дышать естественно, как в детстве, то это можно и нужно поправить. Поэтому так важно научить на уроках элементам дыхательных упражнений. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в минуту.
Упражнения по методике А.Н Стрельниковой и К.БутейкоВ последние годы в нашей стране получили распространение некоторые методики дыхательной гимнастики. Особый интерес представляет методика дыхательной гимнастики Стрельниковой и методика Бутейко. Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.
Упражнения, которые можно выполнить по методике А. Стрельниковой на уроке биологии в 8 классе: Тема урока: “Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.
И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.
И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.
И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.
И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох.Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.
Врач К. Бутейко на основании исследований пришел к выводу, что причиной многих болезней является нехватка в организме углекислого газа. По мере задержки дыхания при неглубоком дыхании кровь и ткани лучше насыщаются кислородом и углекислым газом, нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы. Для проверки здоровья Бутейко использует тесты на задержание дыхания:
- замерить, на несколько секунд вы можете задержать дыхание после небольшого вдоха в покое. Если трудно не дышать после 3-5 секунд, то это признак серьёзной болезни;
- пауза в 30 секунд свидетельствует, что вы здоровый, но “глубоко дышащий” человек. Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 минуту, а при тренировке и более.
Упражнение, которое можно выполнить по методике Бутейко на уроке в 8 классе.
Тема урока: Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.
Равномерно считая, на 4 счета — вдох, следующие 2 счета — пауза, затем 4 счета - вдох, 2 счета - пауза и т.д. Рука является большой рефлексогенной зоной. Нервы расположены на кончиках пальцев, осуществляют непосредственную связь с мозгом через позвоночник. Рефлекторно руки связаны с внутренними органами. Привычка китайцев держать и вертеть в руках грецкие орехи или металлические шарики (по два в каждой руке) вырабатывалась в связи с благотворным влиянием движений рук на нервную систему. У восточных торговцев давно выработана привычка потирать руки, когда имеют дело с покупателями, так как это успокаивает.
На уроке, тема которого “Скелет поясов и свободных конечностей” можно выполнить следующие упражнения:
1. Растирание и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони, фаланги пальцев, межфаланговых суставов, лучепястного сустава. Массировать пальцы, нужно начиная с большого, покручивая каждый палец и сустав, как будто снимая тугую перчатку. Массаж осуществляется 2–3 кончиками пальцев противоположной руки.
2. Упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки. Захватить в кулак одной руки большой палец другой, сделать вдох; оттягивая и крутя палец, делать вытягивающие движения большого пальца. При этом может появиться характерный хруст. Надо учитывать, что насильно добиваться “акустического эффекта” не стоит — во избежание растяжения и повреждения сустава.
3. Отгибание пальцев рук. Упражнение делается поочередно. Пальцами одной руки производить пружинящие движения в сторону тыла руки.
4. Прогибание всех пальцев одновременно. Скрестить пальцы рук, вытянуть их перед грудью ладонями вперед, прогибая суставы пальцев. Увеличение подвижности в суставах пальцев не приносит человеку никакого вреда. Так, в китайской гимнастике “ушу” считается, что пальцы рук должны быть очень гибкими и сильными. Палец заменяет копье, ребро ладони - топор.
На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость.
“Оживлялка” первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза.
“Оживлялка” вторая. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд.
“Оживлялка” третья. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).
“Оживлялка” четвертая. Упражнение для профилактики простудных заболеваний, ангины. Беззвучно, с закрытым ртом произносите протяжно как крик вороны “Ка-а-ааа-р.” -5-6 раз. Постарайтесь при этом как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок.
“Оживлялка” пятая. Упражнение также направлено на профилактику заболевания горла, кроме того, улучшает артикуляцию. Упражнение делается беззвучно и с закрытым ртом с постепенным увеличением темпа. С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка сделайте “колечко”. Легче, быстрее, ещё быстрее (10-15 секунд).
“Оживлялка” шестая. “Лев” - Постарайтесь языком дотянуться до подбородка, при этом как можно шире раскройте глаза. Спина прямая. Плечи опущены.
“Оживлялка” седьмая. Эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления.
Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее....
“Оживлялка” восьмая. Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: “Я справлюсь, я могу! Человек всё может! Я ничего не боюсь!...”“Оживлялка” девятая. Необходимо закинуть голову назад, выдвинуть вперед подбородок так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо, тихо, как только можно. Посидите так около минуты. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и - за работу.
2.3 Комплекс упражнений направленный на улучшение кровообращения, дыхания, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепление памяти
1. Вытяните вперед, как можно дальше подбородок, а плечи отведите назад так, чтобы лопатки отодвинулись. Прямые руки сзади соединены в замок. Постарайтесь нижней губой достать до носа.
2. Подтянитесь макушкой к потолку, заведите прямые руки за спину и возьмите пальцы в замок, стараясь соединить лопатки. Расправьте лопатки и потянитесь ещё больше к потолку, вытягивая позвоночник.
3. Правая рука производит круговые движения в кисти и локте (“швейная машинка”), левая рука выполняет мелкие движения, характерные для работы с иглой. Затем движения меняются.
4. Комплекс упражнений, направленных на тренировку памяти, ассоциативного мышления:
а) как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 50 до 1;
б) на любую букву алфавита напишите или произнесите вслух от 10 до 20 слов, нумеруя каждое из них (например: 1 - яблоко, 2 - груша и т.д.);в) произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово, если вы затрудняетесь в отдельных случаях, пусть вам помогут, но это необходимо сделать как можно быстрее, либо пропускаете данную букву;
г) для усиления работы мозговых структур можно перевернуть текст “вверх ногами” и читать его вслух — через некоторое время возрастает скорость чтения обычного текста.
Регулярное использование комплекса упражнений А и Б по восстановлению голоса и профилактике его нарушений поможет избежать нежелательных последствий чрезмерных нагрузок. Учитель может использовать приведенные комплексы совместно с учащимися на уроке для профилактики простудных заболеваний (здоровый зритель – здоровый ученик).
Комплекс АВдох и выдох через нос (вдох быстрей, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилием в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).
Через 7-10 дней от начала выполнения дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал необходимо соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями.
Комплекс Б
Упражнения выполняются сидя.
Исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
Исходное положение - сжатые в кулак кисти рук упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
Исходное положение ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам — с сопротивлением рук.
Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.
Исходное положение - ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам - с сопротивлением рук.
Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.
Надувание щёк.
Доставание кончиком языка мягкого нёба.
Поднятие мягкого нёба при зевке.
Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.
Заключение
При использовании технологии Базарного, результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.
Это позволяет рассматривать данные технологии как здоровьесберегающие. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: “В здоровом теле — здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
В процессе обучения использование здоровьесберегающих технологий является не только способом, но и необходимым условием, без которого невозможно обучение детей.
Список используемой литературы
Антонова Л.Н. «Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях» -М Издательство МГОУ, 2010-100с.
Борисова И.П «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе. Справочник руководителя образовательного учреждения-2009г № 10- с.84-92
Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках «Начальная школа», 2011г № 8 С.98
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования//Валеология-2011-№ 1-С.21-26.
Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология.-2012г-№ 4.- С.93-98.
Волошина Л.А. «Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание.- 2010г-№1.- С.114-117.
Волошина Л.А. «Будущий воспитатель и культура здоровья// Дошкольное воспиатние.-2011.-№3.-С.117-122.
Воротилкина И.М «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.-2010.- № 4. С.72.
Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепления мышечного корсета//»Начальная школа», 2009, №3. С.53.
Дронов А.А. Профилактика и коррекция плоскостопия//»начальная школа», 2012.-№12-с.55.
Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей// «Начальная школа», 2011-№1.С91.
Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий//»Начальная школа», 2010.-№11.С.75
КазаковцеваТ.С, Косолапова Т.Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях// «Начальная школа», 2012,№4.С.68.
Силантьева Т.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 61-64
Львов И.М. Физкультминутки// «Начальная школа», 2009.- №10.С.86.
Митина Е.П.»Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра», 2011.С 56
Мухаметова Ф.Г. «Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающегог обучения», 2012.С.105.
Нестерова Л.В. «Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе» Начальная школа, 2014.-№1.С.91.
Ощепкова Т.Л. «Воспитание потребности в ЗОЖ у детей школьного возраста»// Начальная школа», 2010,№ 8.С.90.
Шевченко Л.Л. «От охраны здоровья к успеху в учёбе»// Начальная школа, 2011,№8.С.89.
Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области. Министерство образования и науки Нижегородской области. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2010г-С.214.
http://referat.znate.ru/text/index-33802.htmlhttp://www.epidemiolog.ru/law/san/3240117.html
Приложения
Приложение 1
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательными пальцами вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:1)потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
Приложение 2
Биологическая викторина для 8 класса по курсу "Человек и его здоровье".
В игре присутствует 9 разнообразных конкурсов1 конкурс «Анатомия» 1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык) 2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце) 3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг) 4.Самый легкий орган человека. (Легкие) 5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы) 6.Что является зеркалом души? (Глаза) 2 конкурс «Физиология» 1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень) 2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки) 3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок) 4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс) 5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость) 6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина) 3 конкурс «Гигиена» 1.Как называется способ закаливания холодной водой, купания в проруби, хождения по снегу босиком? (Моржевание) 2.Как называется прием солнечных ванн? (Гелиотерапия) 3.Говорят, что зубы нужно чистить два раза в день: для красоты и для гигиены. В каком случае это делается для гигиены? (Вечером, перед сном) 4.Почему горячую пищу нельзя запивать холодной водой? (Трескается эмаль из-за перепада температур) 5.Если подросток носит тесную обувь, особенно на каблуках, то у него развивается… (плоскостопие) 6.Пищу нужно тщательно пережевывать для ее лучшего … (переваривания) 4 конкурс «Болезни» 1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм) 2.Уплощение свода стопы. (Плоскостопие) 3.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия) 4.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия) 5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез) 6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз) 5 конкурс «Косметология» 1.Какими продуктами можно заменить мыло и шампунь? (Ржаным хлебом, яйцом, простоквашей, свекольной водой) 2.Из молока какого животного принимала ванны царица Клеопатра? (Из молока козы) 3.Отвар коры каких растений даст краситель для темных волос? (Дуба, ольхи) 4.Жир из семян какого растения американские индейцы использовали для косметических целей? (Подсолнечника) 5.Дерево, дающее сырье для парфюмерной промышленности, изделия которой мы используем ежедневно. (Мыльное дерево) 6.Скорлупой какого растения можно окрасить волосы в каштановый цвет? (Грецкого ореха) 6 конкурс «Фармакология» 1.Лекарственное растение, в названии которого спрятаны названия напитка и атмосферного осадка. (Вино-град) 2.В горах северо-восточной Турции для лечения многих болезней используют биоэнергетический потенциал неядовитых змей путем прикладывания на больное место. Назовите змею. (Уж) 3.Древнеегипетская царица Клеопатра для улучшения сна спала на подушках, набитых лепестками растения. Какого? (Розы) 4.Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека». (Подорожник) 5.Это растение в народе называют «дикий подсолнечник». Еще его одно название говорит о числе излечиваемых болезней. (Девясил – девятисил) 6.В отваре этого растения обязательно купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? (Череда) 7 конкурс «Кулинария» 1.Главное ритуальное блюдо на Руси. (Кутья) 2.Лапша из какой крупяной культуры является у японцев национальным блюдом? (Гречихи) 3.Поджаренные корни какого растения из семейства астровых (сложноцветных) могут в походе заменить кофе? (Одуванчика) 4.Ягоды какого колючего кустарника из семейства розоцветных можно использовать для приготовления пастилы? (Шиповника) 5.Название этого растения подскажет туристам, что из его листьев можно приготовить любимые россиянами зеленые щи или борщ. (Борщевик) 6.Листья какой самой горькой травы в некоторых странах служат приправой к жирным блюдам, жареному гусю? (Полыни горькой) 8 конкурс «Сам себе мастер» 1.Из коры какого дерева на Руси делали рогожные мешки, плели лапти, делали мочалки? (Липы) 2.Масло какого растения древние греки использовали для освещения? (Оливкового дерева) 3.Из стеблей какого водного растения можно сплести корзинку? (Из камыша) 4.Скелеты каких кишечнополостных животных используются для получения извести? (Кораллов) 5.Какого брюхоногого моллюска, вредителя винограда, можно употреблять в пищу? (Виноградную улитку) 6.Самый дешевый, экологически чистый строительный материал, дающий зимой тепло, а летом – прохладу. (Саман) 9 конкурс «Пословицы и поговорки»: продолжи фразу по смыслу… 1.Лечи легкую болезнь, чтобы не пришлось … лечить тяжелую 2.Здоровье дороже … богатства 3.Захворать – один день, а поправляться - … семь недель 4.Лакомств тысячи, а здоровье … одно 5.Не в меру еда – болезнь и беда 6.Чем лучше пищу разжуешь, тем … дольше проживешьПриложение 3
Кроссворд
Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата.
Мышечное волокно.
Слой, который сверху покрывает кость и выполняет функцию питания.
Толстые белковые нити мышечного волокна.
Переведите на греческий язык русское слово «высохший».
Смещение костей.
Кость пояса верхних конечностей, которая даёт возможность разводить верхние конечности в стороны.
Полуподвижное прерывное соединение костей.
Кость, соединяющая рёбра.
Трёхглавая мышца плеча.
Тонкие белковые нити мышечного волокна.
1
2
3
4
5
7
8
10
6
9
Приложение 4
Практическая работа: «Что такое МПК и как его определить»
Максимальное потребление кислорода (МПК) – это такое его количество, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени. Чем выше МПК, тем большим здоровьем должен обладать человек. В зависимости от величины МПК выделяют 5 уровней физического состояния.
Вы можете узнать о своём уровне с помощью нашего электронного теста. Для этого Вам необходимо внести данные о своём весе, поле и возрасте в соответствующие клеточки теста. Затем выполните степ-тест: 20 подъёмов и спусков на ступеньку или лавочку (35см), подсчитайте пульс за 10 секунд и внести результат в тест.
289941027876599695278765 Информацию об уровне своего МПК и рекомендации Вы получите моментально.
1этап: знакомство с тестом 2этап: взвешивание
414972586360195724486433-2339986433
3этап: степ-тест 4этап: работа с электронным 5этап: обсуждение результатов
тестом
Приложение 5
Методические разработки с элементами здоровьесбережения по теме "Витамины"
Цель урока: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников.
Оборудование: таблица "Витамины", препараты витаминов, выставка продуктов, портрет Н.И. Лунина.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Белки, жиры, углеводы необходимые организму человека для роста, развития, процессов жизнедеятельности, поступают в организм с полноценной пищей. Всегда ли можно считать питание правильным и полноценным, если в пище содержатся только белки, жиры и углеводы? Послушаем сообщение.
Работы Н.И. Лунина. (Сообщение)
Тема нашего сегодняшнего урока - Витамины. Мы узнаем, что это за вещества, как они влияют на организм человека, в каких продуктах содержатся.
Открытие К. Функа (Сообщение)
Итак, что такое витамины? Найдите (раздаточный материал) и запишите определение: "Витамины - это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания биохимических реакций в организме".
Недостаток того или иного витамина в организме - гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию - авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.
Известно 13 незаменимых витаминов. Витамины обозначают заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Организм человека может самостоятельно синтезировать только витамин D, а все остальные должны поступать в организм с пищей.
Классификация витаминов основана на растворимости их в воде и жирах.
Используя текст учебника, дополните схему:
Витамины
Жирорастворимые ВодорастворимыеЖирорастворимые витамины - A, D, E и К - попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.
К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).
Избытка водорастворимых витаминов практически не бывает, так как в организме они быстро разрушаются и выводятся вместе с мочой. Избыток жирорастворимых витаминов может привести к ослаблению (блокированию) действия других витаминов, а иногда и к серьезным отравлениям.
Несколько групп получили опережающее задание: в любой форме провести презентацию витамина. Давайте познакомимся с витаминами поближе. В ходе работы вам необходимо заполнить таблицу:
ВИТАМИН А (ретинол)
Наименование витамина В каких продуктах содержится На какие процессы влияет
А В С Д Реклама.
Вас беспокоит маленький рост. Вы часто болеете и плохо видите в сумерках.
РЕТИНОЛ - вот решение ваших проблем. Всего 0,9 мг и Вы абсолютно здоровый человек.
Марина, я не знаю что делать у меня сухие, ломкие волосы, перхоть. Я устала быть белой вороной. Ни одна шампунь не помогает.
Тебе поможет (убирает шампунь и ставит корзину) витамин А. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Волосы становятся тусклыми, ногти - ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов. - Источником витамина А служат животные продукты: сливочное масло, рыбий жир, печень, яйца, молоко. Растительные продукты содержат провитамины А, или каротины, из которых в организме (в тонком кишечнике, печени) образуется витамин А. Каротины содержатся в растительных продуктах, имеющих красный цвет: моркови, помидорах, шиповнике, апельсинах.
ВИТАМИН С
Первый ученик. "Повелители мира" - древнеримские легионы - неудержимо двигались на север. Они перешли Рейн и надолго там задержались. Через некоторое время среди воинов возникло тяжелое заболевание, симптомы которого, судя по описанию историка Плиния, напоминали клинические признаки цинги. Позже, в средние века, при длительной осаде крепостей как в рядах осажденных, так и в рядах наступающих войск часто возникали эпидемии необычного для мирного времени заболевания. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название "лагерной болезни".
Второй ученик. Среди мореплавателей цинга была настоящим бичом. За время существования парусного флота от цинги погибло больше моряков, чем во всех морских сражениях того времени. В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя-полярника Г.Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.
Колумб. Да, помнится, во время одной из моих экспедиций часть экипажа заболела цингой. Умирающие моряки попросили меня высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Я сжалился над страдальцами. Причалили мы к ближайшему острову, оставили нашим товарищам запас провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев на обратном пути наши корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было наше изумление, когда мы встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров мы назвали "Кюрасао", по-португальски это означает "оздоровляющий". А от гибели моряков спасли фрукты, в изобилии содержащие витамин С.
Витамин С. Природным концентратом витамина С является шиповник. Много аскорбиновой кислоты содержится также в черной смородине, квашеной капусте, картофеле, зеленом луке, землянике, щавеле и других продуктах растительного происхождения.
Учитель Победителей Олимпийских игр в Древней Греции увенчивали венками из зеленой петрушки. Уже тогда люди употребляли ее сок для быстрого восстановления сил - не случайно его ценили, чуть ли не на вес золота. Сок петрушки содержит много витаминов А и С, поэтому его часто употребляют вместе с морковным соком (1: 3), когда нужно быстро восстановить зрение, пониженное при напряженной работе глаз. Сок петрушки улучшает дыхание, сердечную деятельность, его можно использовать для поднятия тонуса, а также при больших нагрузках.
ВИТАМИНЫ ВВитамины группы В Пели дружно на трубе:
"А" упала, "И" пропала, Кто остался на трубе? Витамины группы В.
Витамин В2Я - рибофлавин, Вкусный витамин.
Сыр, яйцо и молоко Зренье будет ого-го.
Регулирует окислительно-восстановительные реакции в тканях, участвует в обмене жиров, белков, углеводов. Содержится в молоке, яичном желтке, мясе, грибах.
Витамин В3.
Я - ниацин, грозный витамин! Ешьте овощи, злаки и мясо, И не бойтесь пеллагры напрасно!
Витамин В5.
Я - пантотеновая кислота, Вхожу в состав кофермента А.
Пейте меня, дети, Не будете болеть вы!
Витамин В6.
Я - пиридоксин, Славный витамин! Я белкам помогаю В работу включаться, Я и детям, и взрослым Необходим.
Участвует в составе ферментов, в обмене аминокислот, жиров, в процессах кроветворения. Богаты витамином В6 печень, дрожжи, говядина, яйца, творог, капуста, рис, гречневая крупа, бананы.
Необходим для нормального кроветворения, созревания эритроцитов, участвует в свертывании крови. Этот витамин содержится только в продуктах животного происхождения: печени, мясе, яйцах, рыбе, дрожжах, молоке, особенно кислом.
ВИТАМИН Д
Учитель. На прием к врачу пришла молодая женщина. Послушаем её историю.
Женщина. Здравствуйте, доктор, моему ребенку 4 года. Мне кажется, что он тяжело болен. Он стал раздражительным, беспокойным, боязливым, часто плачет и плохо спит. На его коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Волосы редкие, сухие и ломкие.
Врач. А почему вы его не привели?
Женщина. Да, боюсь я. Мне кажется, что кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Суставы малоподвижны. Большой живот.
Врач. Все ясно, у вашего ребенка проблема, связанная с дефицитом кальциферола (витамина Д). Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин D играет в растущем организме. Дефицит витамина D приводит к рахиту. Послушайте.
Первый ученик. Врачи долго и настойчиво искали средства для борьбы с рахитом. Таким средством оказался рыбий жир, который раньше употребляли для смазывания сапог. Но многие врачи не верили в чудодейственную силу рыбьего жира, к тому же тогда он был дефицитом. Шли годы, а болезнь продолжала поражать тысячи детей. В 1919 г. появилось сенсационное сообщение немецкого исследователя Гульдшинского, который добился полного излечения детей, страдающих рахитом, с помощью облучения их ультрафиолетовым светом. Потребовалось еще много усилий ученых разных специальностей, пока удалось получить химически чистое вещество с высокой антирахитической активностью.
Женщина. А что же мне делать?
Врач.
Дети, пейте рыбий жир, Всех лекарств полезней.
Он поможет избежать целый ряд болезней:
Ножки у крошек не будут кривыми. У девочек-подростков осанка будет стройной, а у взрослых кости будут очень крепкими. И остеомаляции нечего бояться им!
Женщина. У меня есть рыбий жир. Я теперь восполню недостаток этого витамина.2-3 чайные в день ложки рыбьего жира не повредят.
Врач. Что, вы, жирорастворимые витамины в организме могут накапливаться, поэтому и требуется их не так много. Дети и взрослые витамин D получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.
Витамин D может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце.
Учитель. Итак, мы познакомились с витаминами А В С Д. При кулинарной обработке пищи часто разрушаются находящиеся в ней витамины. Как же сохранить в ней возможно больше этих жизненно необходимых веществ.
Правила сохранения витаминов. (сообщение)
Закрепление
1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина.
2. Процесс, на который оказывает влияние витамин "А".
3. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В6, С.
4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина D.
5. Цитрусовое растение, плоды которого моряки брали в плавание для восполнения витамина С.
6. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина В1.
7. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, снижается устойчивость организма человека к инфекциям и факторам окружающей среды.
8. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.
Подведение итогов урока
1. Какого витамина много в рыбьем жире? (D)
2. При отсутствии, какого витамина возникает цинга? (С)
3. Недостаток, какого витамина вызывает куриную слепоту? (А)
4. Недостаток, какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)
5. Какой витамин необходим для свертывания крови? (К)
6. Недостаток, какого витамина вызывает заболевание бери-бери? (В)
7. Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей? (С)
8. При недостатке, какого витамина развивается рахит? (D)
9. Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин. (А)
10. Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
Знаете ли вы, что:
·аллергические реакции могут быть связаны с гиповитаминозом группы В;
· табачный дым разрушает витамин С;
·гипотония мышц может быть вызвана недостатком витамина D;
·ячмени на глазах могут появляться при недостатке витамина А;
·дефицит витамина Е приводит к появлению морщин;
·экзема может быть связана с дефицитом витаминов группы В;
·в мозге больше всего витамина С содержится в гипоталамусе;
·витамины группы В и витамин Е участвуют в поддержании иммунной системы и поэтому могут замедлять процесс старения
Приложение 6
Разработка урока о вреде курения «Суд над сигаретой»
Программа авт. Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, 2008г. (авт.-сост. И.Б. Морзунова) . Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология 8 кл. 2009г.Данный урок иллюстрирует применение здоровьесберегающих технологий Цель. На конкретных примерах доказать вред курения; развивать стремление к здоровому образу жизни, умение противостоять пагубным привычкам; воспитывать нетерпимость к курению, понимание необходимости сохранения здоровья.
Оборудование: таблички с указанием действующих лиц.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (деловая игра)
Ход урока
1.Организационный момент
Слово учителя: Мы изучили тему «Дыхание», выяснили, как происходит вдох и выдох, как осуществляется газообмен в легких и тканях, какая связь осуществляется между дыхательной и другими системами внутренних органов, на чем основывается регуляция движений. Сегодня мы завершаем изучение темы и проводим урок в форме деловой игры. Прошу участников занять свои места.
Деловая игра
Председатель: Заседание общественного санитарно-просветительского суда объявляю открытым. Слушается дело по обвинению сигареты в отравлении человеческого организма. Есть ли у подсудимой отводы к кому-либо из участников процесса?
Сигарета: Нет.
Председатель: Будут ли ходатайства у подсудимой?
Сигарета: Нет
Председатель: А у представителей защиты и обвинения?
Обвинитель и Защитник: Нет
Председатель: Обвиняемая может сесть. Обвинитель огласите свое обвинительное заключение.
Обвинитель: Курить человек начал давно. Еще древнегреческий историк Геродот, живший в 5 веке до н.э. писал: «Скифы и древние обитатели Северной Америки сжигали на огне какие-то растения и вдыхали образующийся при этом дым».
Более подробные сведения о курении связаны с открытием Америки в 1942 году. Там европейцы впервые увидели табак. Туземцы сворачивали в трубку листья дикорастущего растения и курили, пока не впадали в бессознательное состояние. Переняв у индейцев эту привычку, матросы Колумба завезли табак в Испанию. Курение с быстротой эпидемии распространилось по Европе. Правительства ряда стран пытались вести с ним борьбу. В Швейцарии, например, курильщиков ставили к позорному столбу. В настоящее время в Швейцарии в законе о пенсиях сказано, что инвалиду, который усугубляет свою инвалидность курением, размеры пенсии снижаются, а, в крайнем случае, он может быть временно или навсегда лишен пенсионного обеспечения.
В Англии в конце 16 века за курение табака полагалась смертная казнь.
В Турции курильщиков сажали на кол.
В России, куда табак был завезен из Англии, во времена царствования Михаила Романова курильщиков казнили, а их имущество отбирали в пользу государства. Царь Алексей Михайлович повелел всех, у кого будет найден табак, пытать и бить кнутом, а торговцам табаком вырывать ноздри.
Председатель: Слово предоставляется научному сотруднику.
Научный сотрудник: О том, что табак приносит вред организму, люди знали давным-давно. Курение снижает аппетит, затрудняет дыхание, усиливает головные боли. Никотин разрушает нервную, сердечно-сосудистую системы, железы внутренней секреции, органы пищеварения. Особенно курение вредно женскому организму, портится цвет лица, желтеют, а затем и чернеют зубы. Яды табака особенно вредны для головного мозга. У курящих к 50 годам кровеносные сосуды становятся неэластичными и хрупкими. Курение – прямой путь к раку легких. Курение вредит не только курящему, но и тому, кто находится рядом. Если некурящий проводит пару часов в накуренном помещении, он может серьезно заболеть.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь заботой о здоровье граждан, обвиняемая, 1942 года рождения, уроженка Центральной Америки, проживающая во многих странах мира, предается за вышеуказанные преступления суду. Подсудимая вам понятно, в чем вас обвиняют?
Сигарета: Понятно.
Председатель: Признаете ли вы себя виновной?
Сигарета: Нет, не признаю.
Председатель: Согласны ли вы дать объяснения по предъявленным вам обвинениям
Сигарета: Вот еще. Никаких объяснений я давать, не намерена.
Председатель: В таком случае суд приступает к допросу свидетелей.
Обвинитель: Обвиняемая скажите, много ли у вас поклонников?
Сигарета: О да! Как по всему миру, так и, наверное, среди здесь присутствующих найдется немало моих поклонников.
Обвинитель: Но ведь вы знаете о пагубности ваших чар?
Сигарета: Ну и что же? Я ведь никого не заставляю, они сами!
Обвинитель: Что же влечет начинающих курильщиков к вам?
Сигарета: Откуда я знаю? Спросите у них сами.
Председатель: Итак, суд приступает к допросу свидетелей. Слово предоставляется курильщику. Скажите, вам было приятно, когда вы первый раз закурили сигарету?
Курильщик: Нет, мне было очень противно. Я закашлялся, дым обжег мне горло, а потом меня тошнило, и долго болела голова. Мне было очень плохо, но я старался не показывать этого. Я старался подражать взрослым. Почему они могут курить, а я не могу?
Поэтому, когда мне предлагали, я всегда курил, чтобы не выглядеть слабаком.
Председатель: Каждая выкуренная сигарета сокращает вашу жизнь на 10 минут. Если вы выкуриваете в день примерно 10 сигарет, то получается на 1,5 часа в сутки, около 50 часов в месяц, в год более20 дней. Таким образом, ваша жизнь укорачивается на 10-15 лет.
Курильщик: Этого я не знал.
Обвинитель: Вот видишь, что ты делаешь?
Сигарета: А мне какое дело?
Председатель: Слово предоставляется следующему свидетелю.
Врач: Курение вызывает частое сужение сосудов и резкие колебания артериального давления. На стенках артерии происходит отложение жироподобного вещества, которое называется холестерин. Оно затвердевает и становится твердым. Сосуды становятся ломкими, их просветы сужаются. Сердце с трудом проталкивает кровь к органам, питание их ухудшается. Из-за недостаточного питания сердечная мышца начинает перерождаться, может наступить закупорка сосудов или их разрыв с кровоизлиянием во внутренние органы, что приводит к параличу, потере речи или даже смерти.
Облитерирующий эндотерит – распространенное заболевание курильщиков. Самое тяжелое последствие этой болезни – ампутация конечностей.
Пропитанная никотином слюна, попадая в желудок, резко тормозит активность пищеварения. Пища полностью не переваривается. Поэтому большинство курильщиков очень худы. Кроме того у курильщиков наблюдаются следующие заболевания органов пищеварения: стоматиты, рак губы, рак слюнной железы, язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки.
Но хуже всего приходится легким. Аммиак, содержащийся в дыме, раздражает слизистую оболочку рта, гортань, трахею и бронхи. Возникает предрасположенность к ангинам, голос становится хриплым, слабеет обоняние и вкус.
Смолистые радиоактивные вещества, получающиеся при сгорании табачного дыма, приводят к возникновению рака легких. По итогам исследований, почти 100% умерших от рака легких были заядлыми курильщиками. А в Англии, где курят 3/4 мужского населения, рак легких стал распространенным даже у собак, чьи хозяева курят.
Председатель: Свидетели по делу опрошены. Суд переходит к слушанию сторон. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Уважаемые судьи, уважаемые присутствующие! Курение табака – одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема эта не из легких. Общество уже давно ведет борьбу с этим злом. Повсеместно введены ограничения на курение в общественных местах и транспорте. Категорически запрещено курение в общеобразовательных школах. Торговой сети запрещено продавать табачные изделия лицам моложе 16 лет. Но, тем не менее, руководствуясь заботой о благе наших граждан, я прошу суд сурово наказать подсудимую и прошу для нее публичной казни.
Председатель: Слово предоставляется подсудимой, так как она защищает себя сама.
Сигарета: Прошу суд меня оправдать. Все это делаю не я. Курю не я, меня курят. Люди виноваты сами.
Слово учителя: А теперь я попрошу наших участников суда занять свои места в классе. Каждый пусть подумает и вынесет свой приговор сигарете, оформив его письменно.
Итог урока
Слово учителя: Думаю, что сегодняшний процесс не прошел без пользы для всех присутствующих. Курение – это большое зло. Прислушайтесь к голосу правосудия и своего благоразумия.