Урок в 5 классе на тему: Культура древней Греции.
Учитель истории МБОУ «СОШ № 51»
г. Курска
Герасимова Екатерина Олеговна
Конспект урока истории в 5 классе
Тема урока: «Культура древней Греции».
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Культура Древней Греции», выявить проблемы в знаниях и восполнить их.
Задачи:
Закрепить знания о достижениях в области культуры.
Развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые.
Пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества и сопричастности в процессе коллективной деятельности.
Предметные результаты: понимать сущность основных достижений и особенности культурного наследия Древней Греции.
Метапредметные результаты: Уметь определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Уметь давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Уметь работать с текстом, преобразовывая словесную информацию в знаково-символическую и наоборот.
Личностные результаты: Осознавать необходимость изучать культуру, историю других народов и стран для понимания процессов прошлого и современности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал, атласы, рабочая тетрадь, учебник по истории Древнего мира.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: Контрольно-проверочное занятие.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
Приветствие учителя, проверка посещаемости и готовности детей к уроку.
Подготовка к уроку.
II.Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, прежде чем начать занятие, давайте вспомним название эпохи, которую мы изучаем с начала учебного года?
Какие страны мы изучили?
(Для этого давайте обратимся к форзацу учебника).
Какое государство мы изучали на последних уроках?
Звучит музыка. Зачитываются стихи о Греции. Показ слайдов
Ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?
«Культура древней Греции»
(Слайд 1).
Ребята, давайте вспомним, что такое культура? (Слайд 3).
Культура – это то, во что вложены вдохновение и труд людей.
А как называли древнегреческую культуру ?
Слушают, отвечают на наводящие вопросы учителя.
- Древний мир.
-Египет, Палестина, Междуречье, Финикия, Индия, Китай и др.
- Греция.
Учащиеся формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь. «Культура древней Греции».
Ответы учащихся.
- Классическая.
1. Задание на урок.
Чтобы вспомнить о наиболее важных моментах греческой культуры нам понадобится план (т.е. предложения, которые кратко раскрывают смысл того, о чем говориться в тексте). Но этот план мы не просто запишем, а путем выполнения заданий, составим его вместе и вместе вспомним самое главное, что раскрывает его суть.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют художники, которые в конце нашего занятия предоставят нам свой рисунок на тему: «Греция моими глазами».
III. Включение в систему знаний и повторения.
1. Природа Греции.
А теперь давайте, определим наш первый пункт плана, для этого я буду называть вам слова, а вы постараетесь объединить их в одну фразу: море, солнце, горы, виноград, оливки, рыба. Что их объединяет? (Слайд 4)
Записываем первый пункт плана: природа Греции.
Для того, чтобы вспомнить, что из себя представляла Греция, давайте обратимся к карте.
Прежде чем мы обратимся к карте, у меня есть для вас задания.
- На каком п-ове находится?
- Какими морями омывается?
- На какие части делится Греция?
- Какой самый большой остров в Греции?
- Какая легенда существует об Эгейском море?
- Отвечают на вопросы по карте:
Работа с контурной картой 3 человека.
- На Балканском п-ове.
-Ионическое, Эгейское, Средиземное.
- Северная, Средняя и Южная.
- 0. Крит
- Рассказывают легенду.
Сдают работы с контурной картой.
2.Воспитание гражданина
В Греции, в отличие от большинства древневосточных стран, более важной была роль отдельного человека. Гражданина полиса нужно было воспитать и дать ему образование. Полисы различались между собой.
Кто был у власти в Афинах?
Кто был у власти в Спарте?
И воспитание в полисах было разным.
Давайте сформулируем следующий пункт плана. Воспитание гражданина.
Какова была цель спартанского воспитания?
Афинского воспитания?
Работа с текстом , в котором допущены ошибки. Прилож. 1
Давайте проверим, как вы справились с заданием.
А какая система воспитания и образования вам нравится больше?
- демос, демократия.
- Аристократы, Олигархия.
Дети формулируют пункт плана и записывают его в тетрадь.
- Подготовка мужественных закаленных воинов.
- В Афинах была велика роль простого человека в управлении государством.
Читают текст в информационной карте и выписывают ошибки в тетрадь.
Ответы детей.
3. Религия древних греков.
Греки считали, что все, что они чувствуют, желают, все это они делают не сами по себе, а что все это посылают им боги. Греки представляли себе своих богов такими, каковы они сами,- тоже людьми, но только самыми прекрасными, самыми сильными, могущественными и мудрыми.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в следующем пункте нашего плана?
Записываем третий пункт плана: Религия древних греков.
Сегодня на урок я пришла с чемоданом, в котором хранятся истории. Здесь есть история и древней Греции.
Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, но и назвать покровителем чего он являлся.
Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем своё путешествие по Греции.
Слушают и отвечают на вопросы.
3. Религия древних греков.
Ребята выходят по одному, достают из чемодана атрибуты богов и определяют кому из богов они принадлежат.
- Зевс (орел, молния)
-Гера (семейный очаг, корона)
- Афродита (зеркало, яблоко)
- Дионис (виноград)
- Афина (сова, весы)
- Гермес (сандали)
- Деметра(колосок пшеницы)
4.Греческая наука.
Знаете
· ли вы, что Греция считается родиной математики, так как именно греки первыми начали ее преподавать?
А чтобы узнать какие науки еще развивались в Греции, давайте запишем следующий пункт плана: Греческая наука.
Давайте узнаем, какие науки получили развитие в Греции? Какая наука считалась самой главной и почему? Слайд 5,6,7,8,9.
Некоторые ученики выполняют задание в рабочей тетради на стр.73 № 3.
Записывают пункт плана: Греческая наука.
Слушаем сообщения об ученых.
Тетради сдаются учителю.
Физкультминутка
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, акрополь, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
5.Древнегреческое искусство.
Видеофрагмент. Дети смотрят и определяют пункт плана.
Известно немало имен греческих архитекторов, скульпторов, поэтов. Они стремились прославить не только свое имя, но и свой полис.
Сейчас мы с вами узнаем, какие сооружения были построены на акрополе, из каких частей они состояли. Для этого мы поработаем с новыми понятиями. (Слайд 10)
У меня в руках динос – греческий сосуд, в котором смешивали вино с водой. В нем – карточки с понятиями.
Дети определяют пункт плана. Древнегреческое искусство.
Дети вытягивают карточку и отвечают на вопрос.
6. Олимпийские игры.
" Нет другой звезды благороднее солнца - звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры" (Пиндар).
О каком событии идет речь?
В каком году состоялись первые олимпийские игры?
Давайте изобразим на ленте времени когда состоялись олимпийские игры и посчитаем сколько лет прошло с начала первых олимпийских игр.
Вы – археологи, обнаружившие
древние амфоры (вазы), на которых изображены спортивные соревнования древних греков. Определите, какие виды спорта входили в пятиборье. (Слайд 11)
- Олимпийские игры.
- 776 год до н.э. в Олимпии.
Ученик изображает ленту времени и считает сколько лет прошло с начала олимпийских игр.
Выписывают виды спорта в тетрадь.
IV. Рефлексия и подведение итогов урока.
И вот наш урок походит к концу.
Выступление с рисунком.
Делаем выводы:
1. В чем отличительная особенность культуры Древней Греции? Что в ней может служить образцом в наши дни?
Подводим итог.
Заполняем лист саморефлексии.
(слайд 12)
Хочется сказать, что эта страна с её интересными достижениями, культурой и людьми оказала влияние на развитие многих стран.
Домашнее задание!!!! (Слайд 13)
Выставление оценок за урок.
На уроке, мы затронули тему Олимпийских игр, и это не случайно, ведь Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Мы помним, что 7 февраля 2014 года взгляды людей всего мира были прикованы к Олимпийскому огню, который был зажжен на Олимпийском стадионе в г. Сочи. Каждый из нас ощутил свою причастность к этому великому событию и ответственность за то, что наши Игры стали лучшими в истории Олимпийского движения. (Слайд 14)
2016 г. Стал годом Греции в России.
Уважение к России в Греции чувствуется везде от Афин до самых до окраин. Греки с огромным интересом следят за событиями, происходящими в России, а президент В.Путин является в стране все признанным и особо почитаемым мировым лидером последних лет. (Слайд 15)
Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
Слушают, отвечают на вопросы.
Культура Греции оказала огромное влияние на развитие всего человечества. Не зря эту культуру называют классической, т.е. образцовой. Этот далекий мир не остался в прошлом, многие его элементы присутствуют в нашей жизни.
V. Домашнее задание.
1.Дополнить план, словами- ассоциациями, которые раскрывают его суть). 2. * Написать мини - сочинение о Древней Греции по 1 из пунктов плана.
Записывают домашнее задание в дневники.
На берегу Эллады легендарной,
Где камни древние молчат о вечном –
О славе Греции, о войнах, о победах.
Где зарождались мифы о героях,
Сквозь дымку зыбкую тысячелетий
Я вдруг увидел прошлого картины
Здесь под платаном на исходе дня
Божественный Гомер читал свои поэмы
И верный ученик его с восторгом
Записывал слова великого Поэта –
О странствиях далеких Одиссея,
О пламенной любви Елены и Париса,
О подвигах могучего Ахилла
И о падении непокорной Трои.
Здесь в окружении пленительных подружек
Из пены волн являлась Афродита
И озаряла мир своим сияньем,
Всех, ослепляя дивной красотою.
И тут же я услышал звуки лиры
И мне казалось, что сама богиня
Коснулась струн прекрасною рукою
И зазвучала музыка сиртаки,
И греки, взявшись за руки, плясали
Красивый танец о любви и счастье (Геннадий Розенталь)
Приложение 1.
С 10 лет греческий мальчик посещал школу. Малышей провожал в нее специальный человек – илот. Писали в школе на папирусе, при помощи металлической или костяной палочки – стиля. В школе учили читать и считать. С 12 лет мальчики посещали гимнасий – специальную школу где занимались физическими упражнениями. В 15 лет юношам вручали оружие и вносили их в список граждан полиса. Затем они два года отбывали воинскую службу, охраняя границы полиса. С 20 лет афинянин участвовал в народном собрании.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рефлексия:
1. Мне было интересно ..
2. Во время урока я столкнулся с трудностями..
Для себя я сделал вывод.
От урока у меня осталось впечатление..
Как бы вы оценили свою работу на уроке..?
9. Каким было мое настроение сегодня? .Что я сделал для своего здоровья?
13PAGE 15
13PAGE 14915
15