ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Данилова Л.М.,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Согласитесь, что в жизни нет ничего дороже, чем наше здоровье. Ведь еще Цицерон говорил, что высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [1: 22].
Таким образом, взгляд на здоровье, по мнению Н.К. Смирнова, можно представить в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического, психического и нравственного компонентов [6: 26].
19431008064500
Здоровье
276796518478500182880018478500277939518288000
1828800889000
29718005778500-1143005778500
Соматический компонент Психический компонент
32004004000500228600-825500
Физический компонент Нравственный компонент
При этом не стоит забывать, что русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учитель-словесник, на наш взгляд, должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение при этом имеет организация урока. Во избежание усталости учащихся предлагаем чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, которые на наш взгляд являются необходимым элементов на каждом уроке русского языка и литературы. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти.
Также видим возможным использование на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах блочно-модульной системы, снижающей нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания, способствующие сохранению здоровья.
На каждом уроке, на наш взгляд, необходимо проводить физкультминутки, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. В 5 классе для проведения физкультминутки лучше подбирать стихотворные тексты - выполняя движения, учащиеся тренируют память.
Учитель, по мнению Н.К. Смирнова, должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Ученый утверждает: «Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – это важный момент здоровьесберегающих технологий» [6: 26].
Однако необходимо не только знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы учителей русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 40», ориентированной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, можно констатировать, что здоровьесберегающая направленность требует более глубокого и сложного исследования, а также разработки концепции, технологии и диагностических процедур оценки качества урока.
Работа ученых в данном направлении позволяет нам выстроить концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Для сохранения здоровьесбережения необходимо использовать:
педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, проявления гуманного отношения к учащимся, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – все это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья;
технологию уровневой дифференциации обучения.
Один из способов работы по данной технологии - групповая. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение учащихся к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета.
выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики, функциональности кабинета, режим питья);
система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь возможность на уроке применять их по потребности), с интенсивностью работы и номера урока в расписании;
снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении; использование на уроке всего пространства класса, а если нужно и рекреации;
Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка - методика Владимира Филипповича Базарного. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстрам в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса, в любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья; при нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка. Например, на уроке литературы в 5 классе по теме: «Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность» можно предложить учащимся сопоставительную характеристику главных героев: настоящего соловья и искусственного с помощью карточек, которые развешиваются по всему периметру кабинета.
использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику.
Например, учитывая возможности ребенка, можно предложить ему выполнить индивидуальное задание с использованием интернет-тестирования в форме онлайн по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
Используя, вышеперечисленные подходы в своей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы, я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в 5 - 6 классах, где я работаю.
1. С каким настроение вы идете на урок?
2. Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка и литературы?
При таких результатах опроса можно быть уверенным, что знания будут усвоены успешно, урок пойдет на пользу.
Таким образом, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе. При освоении этой технологии легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учащихся, открывается простор для педагогического творчества.
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.