КОРРЕКЦИЯ РИНОЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
КОРРЕКЦИЯ РИНОЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрена индивидуально-дифференцированная коррекционно-логопедическая работа по ринолалии с дошкольниками, имеющими глубокие нарушения зрения (слепые).
Формирование речи - одна из основных характеристик общего развития ребенка дошкольного возраста. Нормально развивающиеся дошкольники обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь для детей с нарушением зрения, особенно 210 для слепых дошкольников становится важным средством связи с окружающим миром, взаимодействием и коммуникацией с взрослыми и сверстниками. Именно хорошее развитие речи способствует успешной социализации дошкольников с глубокими нарушениями зрения (О.Г.Болдинова, 2012).
В исследованиях психофизиологов отмечается, что для нормального формирования речи детей необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранены зрение и слух. Исследования педагогов свидетельствуют о важности полноценного речевого окружения ребенка с первых дней его жизни. У дошкольников с нарушениями зрения речевые проблемы встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников с сохранным зрением.
Формирование речевых процессов у дошкольников с нарушениями зрения, по мнению физиологов и тифлопсихологов, протекает более сложно: часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Именно поэтому, необходимо проводить и строить индивидуально-дифференцированную коррекционно-логопедическую работу комплексным взаимодействием специалистов логопедом, тифлопедагогом, дефектологом, психологом и воспитателем детей с нарушениями зрения. Логопедические занятия необходимо дифференцировать с учетом уровня развития речи детей, состояния зрительной функции, способов восприятия, индивидуальных особенностей и возрастных возможностей.
Коррекция ринолалии у дошкольников с глубокими нарушениями зрения является особо актуальна в настоящее время. Это объясняется тем, что детей с сочетанными нарушениями становится все больше. В Ростовской области данная категория детей нуждается в коррекционной помощи, поэтому необходимо развивать методологический аппарат коррекционного воздействия для данной категории детей. Система коррекции включает индивидуальную работу преодоления ринолалии с учетом зрительного нарушения.
Проблемой изучения ринолалии занимались такие известные ученые, как: Л.И. Вансовская; Т.Н. Воронцова; Г. В. Кручинский; Ю. М. Вернадский; А.Г. Ипполитова; Б. Я. Булатовская и другие. Под ринолалией понимается нарушение тембра голоса и произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, 2002).
При разработке коррекционно-логопедической работы по развитию речи при ринолалии у дошкольников с нарушениями зрения необходимо опираться на возрастные особенности, на специфику нарушения зрительного анализатора. Занятия необходимо строить со сменой видов деятельности, что позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Коррекционная работа по преодолению ринолалии у детей с глубоким нарушением зрения строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления речи и зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей.
Коррекция ринолалии у дошкольников с нарушениями зрения строится на основе взаимосвязи и взаимодействия всех видов детской деятельности; воздействия методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; компенсаторного развития средствами деятельности. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная коррекционная программа с учетом глубины нарушения зрения ребенка, в ней прописываются упражнения и игры подбираются в соответствии с возрастом детей, создаются необходимые условия для каждого ребенка.
Таким образом, коррекция ринолалии в дооперационный и постоперационный период у дошкольников с глубокими нарушениями зрения включает индивидуально-дифференцированную работу по взаимодействию всех специалистов дошкольного образовательного учреждения на основе индивидуальных коррекционных программ.