«Воспитание бережного отношения к своему здоровью у младших школьников через внеурочную деятельность»


«Воспитание бережного отношения к своему здоровью у младших школьников через внеурочную деятельность»
Алехина А.Д.
МБОУ СОШ №23 г.Коврова
учитель начальных классов
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Одним из приоритетных направлений в работе нашей школы является сохранение здоровья школьников. В моем классе нет абсолютно здоровых детей, поэтому я пытаюсь найти ответ на вопросы: Как сохранить зоровье младшего школьника, как научить своих первоклассников, а сейчас уже второклассников, заботиться о своем здоровье? Как сформировать у них потребность в здоровом образе жизни? Как уберечь их от вредных привычек?
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому для обучения детей здоровому образу жизни я использую внеурочную деятельность. В этом мне помогают занятия кружка «Я и мое здоровье», где вместе с учениками ищем ответы на вопросы: Как воспитать у ребенка бережное отношение к своему здоровью? Какие существуют способы и средства для поддержания своего здоровья? Как помочь больному человеку? и другие.
Если научить ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Целью моей педагогической деятельности является формирование здоровой и физически развитой личности, созидательного отношения к своему здоровью у детей младшего школьного возраста.
Задачи: сформировать у младшего школьника:
правильное представление о здоровом образе жизни;
ценностное отношение к здоровью;
представление о рациональной организации режима дня;
научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
представление о правильном (здоровом) питании;
вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Занятия кружка «Я и мое здоровье» проходят с использованием активных методов обучения. Ученики являются главными в открытии новых знаний о здоровье человека. Это может быть интерактивная игра «Здоров будешь – всё добудешь!»; игра-путешествие «По стране здоровья»; экскурсия в мир полезных продуктов, лабораторный практикум «Какая у нас вода?»; занятия с участием медицинских работников «То, что доктор прописал»; «Кто лучше видит и почему?», «Как сохранить зрение» и др. С интересом мои ученики участвуют в групповой работе по созданию творческих проектов, выполняют практические работы, выпускают санитарные бюллетени «Поговорим о здоровом питании», «Советы доктора», «Будь здоров!»
Например, на занятии кружка «Я и мое здоровье» проводилось исследование в ходе, которого дети должны были ответить на вопросы: «Когда, почему и как надо заботиться о своём здоровье?». Класс поделили на 3 группы, каждая получила свое задание. Первой группе выдаётся таблица с фото одних и тех же людей в разные периоды жизни. Им надо определить, кто есть кто, пронумеровав фото. Второй группе выдаётся таблица с контурами кисти руки и ступни человека в разные периоды его жизни. Им необходимо сделать вывод о том, когда быстрее (сильнее) увеличиваются контуры кисти и ступни человека. Третьей группе предлагается таблица с фото глаз людей в разные периоды жизни. Ребятам надо определить в какой период жизни человека, можно определить его характер.
В ходе исследования, работая с дополнительными источниками информации, дети пришли к выводу: «в детстве человек быстро растет и развивается, поэтому ему необходимо серьезно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, т.к. основы здоровья тоже закладываются в детстве». После этого ученики сами сформулировали правила, способствующие сохранению здоровья, которые закреплялись на каждом последующем занятии.
Так же на занятиях ученики составляли проекты, с помощью которых дети отвечали себе на многие вопросы: «Правильное питание» (как, чем, когда), «Занятия» (чем, как, когда), «Опасные ситуации» (какие и что с ними делать). Класс делился на группы. Каждая группа получила: лист, маркер, клей-карандаш, ножницы, набор картинок и формулировала правила, способствующие сохранению здоровья. С помощью дополнительной литературы и раздаточного материала учащиеся составили санитарные бюллетени с правилами, способствующими сохранению и поддержанию здоровья.
По итогам первого года работы кружка «Я и мое здоровье» обучающиеся научились правильно строить режим дня и выполнять его, распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; взаимодействовать экологически грамотно с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, т.к. завтра будет поздно. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.