Понятие о мифе и мифологии. Особенности мифа. Мифы Древней Греции.


1. Урок Понятие о мифе и мифологии.
Особенности мифа. Мифы Древней Греции.
2. Школа – гимназия № 9
имени Наги Ильясова
3. Дата 4. Учитель
Аманкулова Г.С.
5. Класс 6 «В» Количество присутствующих 30 Количество отсутствующих -30
Цель (цели) обучения
Уметь определять принадлежность текста к разным жанрам; понимать основную информацию текста, определяя тему, мысль текста с опорой на ключевые слова; формируют понятия о культуре Древней Греции.
Цели урока Все учащиеся смогут: определяют принадлежность текста к разным жанрам; понимают основную информацию текста, определяя тему, мысль текста с опорой на ключевые слова;
развивают творческое воображение, логическое мышление, речь
Большинство учащихся смогут: формируют понятия о культуре Древней Греции;
Некоторые учащиеся смогут составить схему родословной некоторых олимпийских богов.
Уровень знания.
Знание и понимание.
Анализ
оценка Критерии оценивания
1. Понимают содержание текста мифов
2. Определяют тему и основную мысль.
3. Находят ключевые слова.
4.Составляют органайзер Дескрипторы
1.Доказывают правильность своих ответов.
2.Умеют донести до собеседник смысл прочитанного.
3.Отвечают на вопросы.
4.Определяют различия текстов разных жанров.
5.Правильно определяет характерные признаки героев.
Языковая цель
Учащиеся могут:
Учащиеся смогут понимать и использовать конкретную предметную лексику.
Словарный запас и терминология на конкретную тему: миф, герои, боги, сотворение мира, мировоззрение, подвиг, бессмертие.Предыдущее обучение
Понятие термина «миф», «античная мифология»,представители «высшей» и «низшей» мифологии.
План
Запланированные
сроки Время. Запланированные мероприятия Ресурсы
Начало 3мин
3мин
7 мин 1.Эмоциональный настрой.
2. Мотивация.
Предлагаю вашему вниманию ролик.
Вопрос: Чем отличаются просмотренные эпизоды друг от друга?
3.Деление на группы.
Стратегия «Собери предложение»
1предложение.
Легенда – произведение народного творчества ( народные рассказы), в основе которых лежат какие – то события: таковы легенды об основании городов, о войнах, о видных исторических деятелях.
2 предложение
Сказку люди принимают за вымысел. Она не принуждает слушателя верить в свою реальность , а отражает мечту человека о возможном и желаемом.
3 предложение
Миф – слово греческое и означает сказание, предание. По мнению писателя М. Горького, люди принимают за правду, и миф как-то объясняет изображаемое.

4. Работа в группе: стратегия «Расскажи друзьям»
- Подумайте в группах . В чём различие и сходство сказки, мифа и легенды? Докажите собранные вами предложения.
стратегия «Посланник».
Ф.О Словесная похвала.
Смайлики группе, ответ которых понравился. Видеоролик из трёх эпизодов из сказки, легенды, мифа
Учащимся раздаются части предложений. По этим частям собираются 3 группы: Миф
Сказка
Легенда
Назначаются спикеры команд.
Учащиеся обдумывают вопросы. Готовят ответ. Выбирают посланника, который объясняет ответ другим группам.
Середина 4 мин
10 мин
5 мин
5 мин
4 мин
И.
5.Работа с эпиграфом.
Цель: объяснение новой темы, через обсуждение текста тезиса.
- Ребята, давайте поработаем над тезисом учебника
МИФОЛОГИЯ
(от греч. mythos — предание
, сказание и logos — слово, понятие, учение)-
 способ осмысления мира на ранних стадиях 
человеческой  истории, фантастические
 повествования
 о его сотворении, о деяниях богов и героев.
- Как вы понимаете ранние стадии человеческой истории?
- Что значит фантастические повествования о сотворении мира?
- Так о чём повествуют мифы?
ФО- метод большого пальца.
6.Слово учителя.
Античной мифологией называют мифологию древних греков и римлян.Римляне позаимствовали пантеон греческих богов, дав им римские имена. Зевс стал Юпитером, Посейдон – Нептуном, Аид - Плутоном, Гера – Юноной, Афродита – Венерой, Артемида – Дианой.
Греческая мифология существовала в далёких тысячелетиях до нашей эры и закончила своё развитие вместе с концом общинно-родового общества.
Г.
7.Работа с текстом.
Цель: определить признаки текста мифа, как жанр.
Группа «Сказка» читает миф «Посейдон и божества моря».
Группа «Легенда» читает миф
«Царство мрачного Аида».
Группа «Миф» читает миф «Олимп».
Задание: Прочитать.
Обсудить в группе прочитанное.
Определить тему,
выделить ключевые слова.
Докажите, что текст принадлежит
жанру миф.
ФО - взаимооценивание8. Выступление групп с подготовленными заданиями. ( составление органайзера)
1 группа: Посейдон.
2 группа: Зевс.
3.группа: Царство мрачного Аида.
9. Слово учителя.
Античная мифология явилась почвой, на которой выросла античная литература – греческая и римская. Большинство поэм, трагедий, лирических произведений представляют собой художественную обработку мифических повествований. Античная литература является источником вдохновения и подражания для многих европейских и русских писателей.
И.
10. Рассказ о античном театре, сопровождающийся показом слайдов.
Цель: привить интерес к культуре Др.Греции;
Дать понятие о мировой культуре.
ФО - метод «Светофор»
П.
11.Рефлексия.
11.Чтение отрывка из текстов мифов «Узнайте»
Цель: По одной характерной черте узнать героя или Бога .( Посейдон, Зевс, Аид , Гера, Афродита, Харон, нереиды)
Слайд с тезисом
Слады образами богов.
На листах А-4 выполняется работа.
Группы получают набор иллюстраций, выбирают те, что им нужны для выполнения задания.
Сообщение ученицы А ( опережающее задание)
Учащиеся поворачиваются друг другу и работают в парах.
Группа «Миф» получает лист с именами богов, которых надо проиграть.
Конец
3 мин
Вопрос к классу: Что нового вы узнали На уроке?
Что вы знали до этого урока?
Что хотели бы узнать?
Учащиеся оценивают урок методом большого пальца. Домашнее задание 1 мин На выбор
1.чтение и анализ прочитанного на стр.13 -26
2. Составить 10 вопросов к прочитанному.
3. Выразительное чтение стр. 29 «Амур» Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете предоставлять
больше поддержки?
*
Какие задания вы будете давать более способным ученикам?
Опережающее задание ( чтение, анализ прочитанного)
Организация помощи учащимся В,С.
Роль спикеров. Рефлексия
Были ли цели обучения /урока достижимыми?
Чему сегодня научились
учащиеся?
Какой была атмосфера
обучения?
Успешными ли были задания по установлению
различий между учащимися?
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления отплана я сделал и почему? Цели урока достижимы, соответствуют SMART –целям.
Учащиеся продолжают учиться работать в группах, парах.
Учатся слушать друг друга, вести диалог, обсуждают поставленные вопросы.
Атмосфера коллобративная на уроке.
Временной график соблюдён
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?
Работа с текстом « рассыпанных предложений»
Работа с текстом.
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (какпреподавания, так и обучения)?
Момент взаимооценивания учащихся .Работа по стратегии «Узнай персонажа»
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится напроведении моего следующего урока?
Ученики справляются с подобной формой работы. Заинтересованы, оказывают поддержку друг другу.
2. Урок
Подвиги Геракла
2. Школа – гимназия № 9
имени Наги Ильясова
3. Дата 4. Учитель
Аманкулова Г.С.
5. Класс 6 «В» Количество присутствующих 30 Количество отсутствующих -30
Цель (цели) обучения
Извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные сведения; понимать содержание текстов, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя; владеть словарным запасом, включающим терминологию уроков.
Цели урока Все учащиеся смогут: находить необходимую информацию из разных источников; понимают основную мысль текста, определяя тему;
развивают творческое воображение, логическое мышление, речь
Большинство учащихся смогут: составляют характеристику героев по прочитанному и увиденному;
Некоторые учащиеся смогут : выполняют творческие задания.
Уровень знания.
Знание и понимание.
Анализ
оценка Критерии оценивания
1. Понимают содержание текста мифов
2. Определяют тему и основную мысль.
3. Находят ключевые слова.
4.Составляют схемы Дескрипторы
1.Доказывают правильность своих ответов.
2.Умеют донести до собеседника смысл прочитанного.
3.Отвечают на вопросы.
4.Осмысленно читают,
делают пометки
5.Правильно определяет основные качества героев.
Языковая цель
Учащиеся могут:
Учащиеся смогут понимать и использовать конкретную предметную лексику.
Словарный запас и терминология на конкретную тему: миф, герои, боги, сотворение мира, мировоззрение, подвиг, бессмертие; во благо простого народа; «Я считаю…», «Если бы было так, что…», «Я думаю, что …»Предыдущее обучение
Понятие термина «миф», «античная мифология»,представители «высшей» и «низшей» мифологии, пантеон богов.
План
Запланированные
сроки Время. Запланированные мероприятия Ресурсы
Начало
1мин
4мин
1.Мотивация на урок.
«Улыбка другу»
2.Проверка домашнего задания
Стратегия «Динамичный круг»
Цель: проверка домашнего
задания.
ФО – самопроверка, взаимооценивание методом большого пальца Учащиеся делятся на два круга. Задают вопросы, подготовленные дома.
.
Середина 5 мин
5 мин
5 мин
4 мин
5 мин
9мин
5 мин
3.Новая тема.
Ребята! Предлагаю вам прослушать музыкальную композицию из м/ф. Что вы представили, прослушав музыку. Обсудите в группе, дайте ответ
Г
Стратегия « Чёрный ящик»
Цель: переход к новой теме.
И.
3. Работа над образом главного героя
Стратегия
«Стоп-кадр».
Цель: активизировать знания учащихся; определение темы, героев; определение жанра произведения .- Кого видите на экране?
-Кто он? Почему вы так решили?
- Что вы знаете об этом герое?
-Что можно сказать о жизни герое до этого кадра? Что можно предположить?
-Почему?
ФО – метод большого пальца
Г.
4. Работа по тексту учебника.
Стратегия
«Чтение с пометками»
Цель: охарактеризовать главного героя.
-Прочитайте на стр.61 «Геракл. Рождение героя»
-Как совпали ваши предположения о жизни героя с тем, что прочитали в учебнике?
-Почему его называют героем?
Послушайте сообщение учеников А , которые получили опережающее задание, рассказать о подвиге Геракла. «Геракл доходит до края земли и достаёт яблоки Гесперид»,
ФО- словесное оценивание
5. стратегия «Портрет героя»
- Составьте портрет героя. И нарисуйте, напишите физические качества и моральные качества Геракла.
ФО –«Светофор»
П.
6.Работа в парах.
Работа с текстом «Геракл освобождает Пометея»
Стратегия «Узелки на память»
Цель: вспомнить текст прочитанного, выделить главное;
Развитие речи, компрессия текста.
Ученики читают текст и делают запись в тетради.
Узелки на память
Название____________________
Жанр_____________________________
Герои произведения________________
Время, место действий_________________
Сюжет______________________________
Начало событий__________________
Поворотный пункт событий____________
Проблема________________________
Решение проблем__________________
7.Беседа «Кого называют героем?»
-Ребята, какие бывают герои? Кого мы называем героем в жизни? Какими качествами они обладают? Кто герой в этом мифе? Почему поступки Геракла называют подвигами?
Г.
8. Как могла бы сложится жизнь героя, если бы были другие обстоятельства в жизни?
Подумайте и представьте ваши версии.
Стратегия «Декорации».
Цель: навык прогнозирования, анализа.
Развитие воображения.
выделить ключевые слова.
Докажите, что текст принадлежит
жанру миф.
ФО – заполнение оценочного листа
Аудиозапись
Видеоролик с эпизодами
Слады
богов.
Отрывок из м/фНа листах А-4 выполняется работа.
Слад таблицы
Слайды «Их называют героями»
слайды
Конец
2 мин
Вопрос к классу: Что нового вы узнали На уроке?
Что вы знали до этого урока?
Что хотели бы узнать?
Учащиеся оценивают урок методом большого пальца. Домашнее задание 1 мин самостоятельное чтение
Подвиги Геракла
Аргонавты
Стр. 80-85
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете предоставлять
больше поддержки?
*
Какие задания вы будете давать более способным ученикам?
Опережающее задание ( чтение, анализ прочитанного)
Организация помощи учащимся В,С.
Роль спикеров. Рефлексия
Были ли цели обучения /урока достижимыми?
Чему сегодня научились
учащиеся?
Какой была атмосфера
обучения?
Успешными ли были задания по установлению
различий между учащимися?
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления отплана я сделал и почему? Цели урока достижимы, соответствуют SMART –целям.
Учащиеся продолжают учиться работать в группах, парах.
Учатся слушать друг друга, вести диалог, обсуждают поставленные вопросы.
Атмосфера коллобративная на уроке.
Временной график соблюдён
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?
Чтение с узелками.
«Стоп - кадр»
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (какпреподавания, так и обучения)?
Момент самоооценивания учащихся .Работа по стратегии «Портрет героя»
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится напроведении моего следующего урока?
Ученики справляются с подобной формой работы. Заинтересованы, оказывают поддержку друг другу.

3. Урок Славянская мифология
2. Школа – гимназия № 9
имени Наги Ильясова
3. Дата 4. Учитель
Аманкулова Г.С.
5. Класс 6 « В» Количество присутствующих 30 Количество отсутствующих -30
Цель (цели) обучения
Формируют вопросы, направленные на оценку содержания текста и отвечают на вопросы, выражая своё мнение по теме; определяют особенности представления древних славян в мифах; формируют эстетическое отношение к окружающему миру;
развивают творческое воображение, логическое мышление, речь учащихся.
Цели урока Все учащиеся смогут: определяют принадлежность текста к жанру миф; понимают основную информацию текста, определяя тему, мысль текста с опорой на ключевые слова;
развивают творческое воображение, логическое мышление, речь
Большинство учащихся смогут: формируют понятия о культуре Древней Руси; связывают прочитанное с традициями русского народанаходят фразеологизмы;
Некоторые учащиеся смогут составить схему родословной некоторых олимпийских богов.
Уровень знания.
Знание и понимание.
Анализ
оценка Критерии оценивания
1. Понимают содержание текста мифов
2. Определяют тему и основную мысль.
3. Находят фразеологизмы.
4.Отгадывают загадки.
5. Проводят параллели с бытом славян.
6. Делают выводы. Дескрипторы
1.Доказывают правильность своих ответов.
2.Умеют донести до собеседник смысл прочитанного.
3.Отвечают на вопросы.
4.Определяют различия текстов мифов разных народов.
5.Правильно определяют связь мифов славян с явлениями природы и жизнью славян.
Языковая цель
Учащиеся могут:
Учащиеся смогут понимать и использовать конкретную предметную лексику.
Словарный запас и терминология на конкретную тему: миф, герои, боги, сотворение мира, мировоззрение, подвиг, бессмертие, мифы разных народов.Предыдущее обучение
Понятие термина «миф», «античная мифология»,представители «высшей» и «низшей» мифологии.
План
Запланированные
сроки Время. Запланированные мероприятия Ресурсы
Начало 1мин
3 мин 1. Мотивация
«Тёплая ладошка»
2 И.
Установка на урок
«Мои ожидания»
Цель: настроить детей на работу, определить свои цели . - Сегодня мы познакомимся с мифологией древних славян. Славянская мифология, в отличие от древнегреческой, которая получила литературную обработку, осталась в целом неописанной. Это связано с тем, что не существует письменных свидетельств о временах славянского язычества. Сведения о нём сохранились только в преданиях, верованиях, обычаях, обрядах.
Далёкие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить – творили зло.
Сейчас мы с вами начнём знакомиться со славянскими богами. Посмотрев на изображения богов, ответьте на такие вопросы: Что является доказательством того, что славянские боги представлялись в виде живых существ? Как это связано с тем, что вы уже знаете о славянах, их жизни, верованиях?
«Мои ожидания». Каждый ученик получает стикер в форме капли, символизирующей каплю воды. После чего ученикам предлагается записать на стикере свои ожидания от урока. Начать так: От урока я жду… Затем каждый ученик выходит к доске и на ватман, где нарисован кувшин и река, наклеивает свои ожидания, пока «закрашивая» только реку.
Слайды
Иллюстрация реки и кувшина,
Стикеры в форме капли воды.
Середина 4 мин
3 мин
5 мин
6 мин
3 мин
5 мин
6 мин
3 мин
3 мин
И.
3.Актуализация опорных знаний
Приём «Пароль»
Цель: активизировать знания детей.
- Представьте славян одним словом или предложением.
-Назовите известные факты из жизни славян ( где жили, как жили, на какие племена делились, чем занимались, во что верили…).
-Давайте вспомним, что такое миф?
Что послужило толчком к появлению мифов?
А какие вопросы могли, по – вашему, интересовать древних славян? Будут ли они отличаться от вопросов древних греков? Почему?
ФО – метод большого пальца
И.
4. Презентация «Пантеон славянских богов
Стратегия «Блиц - опрос»
Цель: вовлечение детей в беседу, диалог;
Проверка внимания
- Смотрим презентацию, знакомимся со славянским пантеоном богов.
Будьте внимательны, это вам поможет при выполнении следующего задания.
( опора №1)
НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ:
СВАРОГ ВЕРХОВНЫЙ БОГ, БОГ ГРОЗЫ И ГРОМА
ПЕРУН БОГ ВЕСЕННЕГО СОЛНЦА
ДАЖЬБОГ БОГ СОЛНЦА, ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ
ЯРИЛО БОГ СОЛНЦА
ХОРС БОГ ОГНЯ
МОКОШЬ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СКОТУ, БОГАТСТВУ, ТОРГОВЛЕ
ВЕЛЕС ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СУДЬБЕ, ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ РУКОДЕЛИЮ
СТРИБОГ БОГ ВЕТРА
МОРАНА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СМЕРТЬ, ЗИМУ
ЧЕРНОБОГ БОГ ДОБРА И СВЕТА
БЕЛОБОГ БОГ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
ЧУР БОГ – ПРЕДОК
РОД БОГ ХОЛОДА И ЗЛА
КИКИМОРА, ЛИХО, ВОДЯНОЙ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКИ – НИЗШАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ.
ФО –самопроверка, заполнение оценочного
5 Новая тема.
П.
Перекрёстная дискуссия.
Цель: привлечь внимание
к новому тексту
- О чём может быть текст с названием «Миф о Солнце»?
- о том, как появилось солнце на небе;
- о звезде Солнце;
- о том, как Солнце согревает Землю…
- Назовите слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово «солнце» (составляем ассоциативный ряд в тетрадях).
ФО – словесное оценивание учителя.
И.
6.Работа с текстом.
А.Стратегия «Чтение с остановками»
Цель: приобрести новые знания
- Ребята, ваши действия:
1. Работа с заглавием – предложения, ассоциации.
2.Читаем смысловые части и отвечаем на вопросы.
- Читаем текст мифа о Солнце. Первый абзац (Мельников – Печерский.«В лесах»)
После прочтения первого абзаца, задаётся вопрос:
- Как вы думаете, что будет с Матерью – Сырой – Землёй после того, как « на неё полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света»?
(Ребята высказывают свои предположения)
- Читаем текст дальше, заканчивая словами «… в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.» - Ребята, как вы думаете, что будет происходить на земле дальше? Кто следующим появится на Земле?
Дочитываем миф до конца.
- Так на какие же вопросы отвечает славянский миф о Солнце?
Ответьте на вопросы, воспользовавшись началом (Опора к теме урока №2)
(ОПОРА №2)
Б.На какие вопросы отвечает славянский миф о Солнце ?
Продолжи фразу:
Как…. .(появился мир)
Как … (одно время года сменяет другое)
Как …. (появился огонь на земле)
Как … (зародилась жизнь на земле)
Как … (появился человек на земле)
Как … (человек обрёл способность мыслить)
Как … (объясняется тот факт, что сначала умерших сжигали, а потом предавали строй земле)
ФО - взаимооцениваниеВ)Работа с текстом.
стратегия «Охота за сокровищами»
-Найдите в тексте эпизод, в котором объясняется появление растительного и животного мира на земле.
- Почему именно Ярило, а не Даждь бог, Хорс отец всего живого на земле? Что было непременным условием возникновения жизни на земле? (Любовь)
- А как объясняется в мифе появление ума в человеческой голове? Зачитайте.
- Внимательно прочитайте фразеологизмы, в которых нашли отражения представления наших предков.
( Опора №3)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
Светлая голова, Мысль пронзила, как молния, проблески мысли, осенила мысль, блестящий ум, мысль промелькнула молнией, молниеносное решение, мысль озарила.
- Так как же в языке отразились мифологические представления о возникновении ума?
- Как в мифе объясняется появление огня ? (перескажите этот эпизод)
- Каково его значение в мифе и какие языческие праздники, связанные с огнём, вам известны? (Масленица, Ивана Купала)
- А как отразились представления славян в загадках, которые так хорошо нам известны с детства?
( опора № 4)
Один костёр весь мир согревает.
Золотой хозяин с поля идёт, а утром возвращается.
ФО – заполнение оценочного листа
Г
7.Работа в группах. «Джиг – соу».
- Ребята, мифы многих народов тесно связаны между собой, в них много общего. Сейчас мы познакомимся с отрывками из мифов разных народов о сотворении мира.
читают информацию, выделяют главное, отправляются к другим группам и добывают «чужую информацию», возвращаются, делятся тем, о чём узнали со своей группой. Обсуждаем информацию, а затем отвечаем на вопрос:
- Что общего в представлении древних людей о сотворении мира? (Карточки – информаторы №5).

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №1
Древний ЕгипетНе существровало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни земли в этом месте. Я сотворил их там-из небытия.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №2
Древние славянеДо рождения света белого тьмой был окутан мир. Был во тьме лишь прародитель наш.
Породил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3
Центральная Америка
Это рассказ о том, как всё было в состоянии невесомости, всё холодное, всё в молчании, всё бездвижное, всё тихое:в пространстве неба было пусто…Не было ни человека, ни животных…
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4
ДревняяИндияВ начале не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звёзд. Только воды простирались беспредельно. Воды породили огонь. Великой силой тепла зародилось в них Золотое Яйцо.Через год из Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя стала - небом, нижняя – землёю, а между ними Брахма образо вал воздушное пространство. Так была роздана Вселенная. -
ФО - Метод большого пальцаИ.
8. Обобщение работ.
Приём «Выбери позицию»
Цель: определить своё отношение, умение сделать вывод его аргументировать.
-Ребята, вы должны определить свою позицию относительно вопроса:
Помогают ли нам славянские мифы в том, чтобы мы ощущали себя частицей своего народа?
Согласен. Не согласен. Имею другую точку зрения.
Аргументируйте свой выбор, ребята, имея в руках стикер в виде листочка, поместите его на «Дерево решений».
Правая сторона –« согласен», слева – «не согласен», под деревом – «имею другую точку зрения».
Мы можем увидеть, как распределились мнения. (« Дерево нарисовано на ватмане и помещено на доске).
ФО – словесное оценивание учителя
9.Рефлексия.
Приём «Микрофон»
Что на уроке было интересным?
Что понравилось больше всего?
Чему научился?
Что вызывало трудности?
Что удивило?
Что было лишним?
Что было неинтересным?
Кто был лидером на уроке?
Кому удалось дать лучший ответ?
Оправдались ли ожидания от урока?
Обращаемся к кувшину, нарисованному на ватмане.
Если ожидания оправдались, учащиеся свои стикеры помещают в кувшин, постепенно заполняя сосуд,
если не совсем – оставляют стикер на месте, если же у кого – то возникло желание познакомиться с мифологией славян подробнее – над кувшином, имитируя брызги воды.
-Так и мы, как этот сосуд, вбираем в себя знания, полученные на уроке.
Слайды с изображением жизни славян.
Построение «подмостков» силами одноклассниками.
Презентация пантеона славянских богов.
Ученики А выступают со своими мини – сообщениями(интересные факты)
.
Иллюстрации солнца, дерева, цветущей природы.
Пары составлены ученик А и ученик В или С
Слайд с планом работы над текстом.
Слайд с опорой для ответов.
Слайды славянских богов.
Слайд с фразеологизмами.
Ученики В, С получают поддержку учителя и учеников А
Слайды с изображением славянских праздников.
Слайды с изображением сюжетов из мифов разных народов.
Ученики А -спикеры групп
Изображение
«дерева
решений»
Слайд с сюжетом
Интервью.
Иллюстрация с рекой и кувшином.
Конец
2 мин
Подведение итогов.
По русскому обучаю подарки. Первое – «хорошуль» (так называется пирог – курник в честь бога Хорса, который готовится по старому русскому рецепту. Такой пирог – символ Солнца, жизни. Угощая таким пирогом, желали долгой жизни и света, тепла в отношениях). Второе – притча о Солнце.
А на перемене у вас есть возможность поводить хоровод, который также символизирует Солнце.
Учащиеся оценивают урок методом большого пальца. Картинки с русским пирогом.
Домашнее задание 1 мин На выбор
Посмотреть мультфильмы: «Краденое Солнце», «Бременские музыканты»(«Луч солнца золотого»), «А у тебя есть солнце», «Петушок и Солнышко».
-Какие представления древних славян нашли отражения в них?
В чём отличие древнегреческой мифологии от славянской?
Дать письменный ответ на вопрос.
Составить коллаж на тему «Знакомое и незнакомоеСолнце»
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете предоставлять
больше поддержки?
*
Какие задания вы будете давать более способным ученикам?
Опережающее задание ( чтение, анализ прочитанного)
Организация помощи учащимся В,С.
Роль спикеров. Рефлексия
Были ли цели обучения /урока достижимыми?
Чему сегодня научились
учащиеся?
Какой была атмосфера
обучения?
Успешными ли были задания по установлению
различий между учащимися?
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления отплана я сделал и почему? Цели урока достижимы, соответствуют SMART –целям.
Учащиеся продолжают учиться работать в группах, парах.
Учатся слушать друг друга, вести диалог, обсуждают поставленные вопросы.
Атмосфера коллобративная на уроке.
Временной график соблюдён
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?
Работа с текстом «Охота за сокровищами»
Работа с текстом «Чтение с остановками»
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (какпреподавания, так и обучения)?
Момент взаимооценивания учащихся .Рефлексия « Микрофон»
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится напроведении моего следующего урока?
Ученики справляются с подобной формой работы. Заинтересованы, оказывают поддержку друг другу.
4.Урок обобщения и повторения.
Античная мифология и литература
2. Школа – гимназия № 9
имени Наги Ильясова
3. Дата 4. Учитель
Аманкулова Г.С.
5. Класс 6 «В » Количество присутствующих 30 Количество отсутствующих -30
Цель (цели) обучения
Закрепляют изученный материал, осмысливают знания в области античной художественной культуры, сюжеты мифов; активизируют свои знания;
Оценивают высказывания ( монолог – диалог), основанных на личных впечатлениях, наблюдениях; активизируют навыки углубленного чтения, развивают творческие интересы и способности; развивают образное, логическое мышления.
Цели урока Все учащиеся смогут: понимать прямой смысл произведения;
пересказывать и анализировать содержание художественного произведения;
смогут писать ответы на вопросы;
использовать простые и сложные предложения привыполнении задания.
Большинство учащихся смогут определять слова, с помощью которых автор выражает эмоциональное оценочное отношение к героям;
высказывать собственное понимание ;работать с кроссвордом;
оценить ответ одноклассника.
Некоторые учащиеся смогут : оценивать и выявлять свои творческие способности.
Уровень знания.
Знание и понимание.
Анализ
оценка Критерии оценивания
1.Понимают прямой и скрытый смысл произведения.
2.Анализируют содержание художественного текста
3.Используют простые и сложные предложения;
4. Находит в тексте слова и предложения с эмоционально- оценочной окраской;
5. Высказывает собственное понимание проблемы;

6.Находит афоризмы. Дескрипторы
1.Доказывают правильность своих ответов.
2.Умеют донести до собеседника смысл прочитанного.
3.Отвечают на вопросы.
4.Определяют различия героев разных текстов.
5.Правильно определяет характерные признаки героев.
6.Умеет составлять органайзеры.
7. Понимает смысл афоризмов и фразеологизмов.
Языковая цель
Учащиеся могут:
Учащиеся смогут понимать и использовать конкретную предметную лексику.
Словарный запас и терминология на конкретную тему: Миф, мифология, сотворение мира, герой, Олимп, создание мира, пантеон, боги, Вселенная, подвиги, жанр, доблесть, сила, миролюбие,любовь простых людей, родительская любовь, самоотверженность. строчки из литературных
произведений.
Предыдущее обучение
Понятие термина «миф», «античная мифология»,представители «высшей» и «низшей» мифологии, пантеон греческих богов. Суммируют в нескольких предложениях пересказ основных фрагментов текста.
План
Запланированные
сроки Время. Запланированные мероприятия Ресурсы
Начало 1мин
3 мин
5 мин 1.Эмоциональный настрой.
Слово учителя
Рада приветствовать отроков славных в стремлении пылкомЗнания здесь закрепить о мифах Эллады могучей.Пусть же успех вам сопутствует ныне и радость открытий, Творчество пусть не иссякнет и мысли волнения ради Вам предстоит состязаться, подобно эллинам. Вы готовы?
2. Мотивация
Звучит музыка из кинофильма "Аргонавты»
Звучит музыка из мультфильма «Аргонавты»
Демонстрируется отрывок из мультфильма.
- Кстати, откуда эта музыка?
- Это же славные аргонавты во главе со своим капитаном Ясоном плывут добывать золотое руно.
- Давайте и мы вместе с героями перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.
3. Ход урока
Первая остановка остров «Теоретический»
Стратегия «Вам слово» (защита презентаций).
Цель: проверка теор. материала проверка дом. задания,
А)Первая остановка остров «Теоретический». Вспомним основные понятия раздела «Античная мифология»
Работа в группах.
- Что такое миф? (Объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека, создание философских и религиозных концепций с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность научных знаний).
- Что такое мифология? ( Совокупность мифов определенного народа, складывающаяся в относительно цельную картину мира и человека.)
- Что понимается под понятием «Античная мифология»? ( Античной(от латинского слова – древний) называют мифологию древних греков и римлян. Создали эту мифологию греки, обитавшие на островах бассейна Эгейского моря. Римские легионы покорили Древнюю Элладу, но сами оказались покоренными ее прекрасным искусством. Римляне заимствовали греческую мифологию, ничего не меняя в ней, кроме имен. Так Зевс стал Юпитером, его супруга Гера – Юноной, бог войны Арес – Марсом, богиня любви и красоты Афродита – Венерой и т.д.)- Обозначьте хронологические границы греческой мифологии. (Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитии вместе с концом общинно-родового общества.)
- Итоговой работой группы ребят стали презентации «Пантеон греческих богов» и «Мифические существа античной мифологии». Вам слово (защита презентаций).
Ф.О Словесная похвала. Самопроверка.
Взаимопроверка
Слайды с видами пейзажа
Греции
Аудиозапись, отрывок из м/ф «Аргонавты»
Слайд с маршрутом путешествия
Выстраивание подмостков.
Опора на активных учащихся.
Листы А4Органайзер «Одиночный пузырь»
Середина 5 мин
5 мин
4 мин
6 мин
6 мин
4.П.
риф «Практический».
Стратегия
«Я знаю текст»
Цель: актуализация знаний
Б) - Я благодарю ребят за работу и предлагаю продолжить урок. Итак, следующий риф «Практический».
Работа в парах. «Я знаю текст»
1.Как называется бездна, полная тьмы? (Хаос)
У какого царя служил Геракл? (Эврисфей)
3. Геракл. Что обозначает это имя? Подвиг, который совершил Геракл ещё в колыбели. (Прославленный герой. Задушил змея)4. Кто говорит: «Если ты присудишь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.» (Афина)5. Мать и отец Зевса. ( Бог Крон и богиня Рея)6. Он научил людей разводить виноград и делать душистое вино из его гроздей. 7. Назовите любимый вид оружия Париса, сына царя Приама. (Лук, Парис всегда уклонялся от рукопашного боя)8. Военный вождь троянцев, сын престарелого царя Трои Приама. (Бесстрашный Гектор)
9. Кто из греческих героев придумал Троянского коня? (Одиссей)
10.Воинственные женщины древнегреческих легенд. (Амазонки).
11.У Артемиды – лань, у Афины – сова, у Зевса – … (Орел).
12.Афанасий Афанасьевич Фет, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Алексеевич Кузмин. Как связаны три русских поэта? (написали стихи, посвящённые музе)
13.Кто были родители муз? (Отец – Зевс, мать – богиня памяти Мнемосина)
14.Назовите партнёров античных героев: Одиссей - ….(Пенелопа), Парис - ….(Елена), Ясон - ….(Медея)
ФО -«Стикеры»
5.Г.
Остров «Внимательных».
Стратегия «Лови ошибку»
Цель: развитие наблюдательности, определение уровня знаний по теме
Вам необходимо исправить ошибки в тексте.
1 вариант.
Ясон, сын фесалийского царя Эсона. Отправился в далёкую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана – серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле, который был назван в честь бога – «Гермес». Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.
( Верные ответы: Не в Египет, а в Колхиду; Золотое руно; Корабль «Арго»;Не мешала, а помогала Медея; Они добыли руно).
2 вариант.
Персей, сын Зевса и царевны Данаи, отправился в страну горгон – прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крылатые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив её, он женился на ней.
(Верные ответы: Горгоны – крылатые чудовища, покрытые чешуёй; На голове у них – змеи вместо волос; Сандалии он взял у бога Гермеса; Он смотрел на отражение Горгоны в своём медном щите; Он женился на дочери царя Андромеде).ФО - «Светофор»
6.И.
Минута отдыха.
Интерактивный кроссворд «Боги древней Греции»
Г) Минута отдыха.
И.
Путешествие продолжается, мы приближаемся к острову «Греческие боги»
Предлагаю немного отдохнуть и» решить интерактивный кроссворд «Боги древней Греции»
,,Загадка для тебя”
Индивидуальная работа
У меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, вы должны угадать о каком греческом боге идее речь: 1) Он собьет с пути Или на путь наставит От усталости глаза сомкнуть заставит. Весть, как молнию Доставит всем с небес, И зовут его ... (Гермес) 2) На фронтоне Парфенона Необычная картина: В спор вступила с Посейдоном Богиня мудрости ... (Афина)) 3) Под землей на тропе Мрачный он сидит, Души эллинов умерших Он надежно сторожит. Пес его свирепый Цербер Никогда не спит. Бога этого зовут ... (Аид) 4) Белолика и стройна, Из пены родилась она. Полна любви и не сердита Богиня эта ... (Афродита) 5) Своей наружностью пугает всех невест от горы его огонь пылает до небес. Троны, щит для героя и много чудес Кует в своей кузнице умелец ... (Гефест)
6. Он меткий стрелок И на лире играет. Девять муз его сопровождают.В блеске и свете является он Брат Артемиды, бог … (Аполлон)
ФО – «Стикеры»
7.Г.
Остров“Мифологические герои”.
Стратегия
«Портрет»
Цель: восстановить по памяти образы героев, развитие воображения
Групповая работа.
«Портрет»
а) «Я – дочь Ээта. Я служу Гекате и знаю многое, чего не знают простые люди. Я могу оживить убитого и сделать старого молодым. Могу принести в дом несчастье, наслать страх и тоску на человека, отнять у него покой. Сам царь, мой отец, боится меня». Кто я ? …(Волшебница Медея)
б) “Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигнет Смерть и уведет в твое царство, никто из смертных не может избежать ее. Но я, живой, сам пришел в царство мертвых просить тебя: верни мне мою возлюбленную! Она еще так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила! Отпусти, повелитель, ее на землю! Дай ей еще немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом зеленых полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь все равно после она вернется к тебе!” Кто я? (Орфей.)
в) Я – сын речного Кефиса и нимфы,прекрасный по внешности юноша. Отвергал любовь прекрасных нимф, лишь себя считал достойным любви, за что и был наказан Афродитой. Кто я? (Нарцисс)
г) Я стою в воде, хочу пить ,но вода отступает. Я страдаю от голода, а как только протягиваю руку к плодам, боги насылают порыв ветра, который отклоняет ветку в сторону. Кто я? За что мне такое наказание? (Тантал)
Античная мифология вдохновляла поэтов, художников на бессмертные творения, произведения искусства
ФО - Метод «Светофор»
8. П.
Остров «Крылатые выражения»
Стратегия
«Как сказали бы греки?»
Цель: развитие лингвистических навыков
Большая часть пути пройдена. По курсу остров «Крылатые выражения»
Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.
Учащиеся письменно выполняют задание: ,,Как сказали бы греки?”
Работа в парах
Безудержный, необычайной силы смех – (Гомерический хохот)
Мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достигнуть…(Танталовы муки)
Величавое, невозмутимое спокойствие… (Олимпийское спокойствие)
Источник всевозможных бедствий, несчастий, неприятностей и забот...(ящик Пандоры)
Бессмысленная, бесполезная работа… (Сизифов труд)
Сильный страх, безотчетный ужас…(Панический страх)
Способ, помогающий найти выход из трудного положения...(нить Ариадны)
Нечто непонятное, загадочное; очень трудная задача …(загадка Сфинкса)
ФО - Словесное оценивание Ученик А и ученик В или С работают в парах
Иллюстрации греческих богов, сюжеты из мифов.
Слады образами богов.
Ученики оказывают друг другу помощь
Тексты вариантов
Ученики В,С – в роли спикеров
Ученики А получают инд. задание, фиксируют правильные ответы.
Листы А4, цветные карандаши
Ученики С выступают с опережающим заданием
Слайды с текстами с афоризмами
Конец
6 мин
3 мин
9.И.
Остров «Родительский».
Стратегия «Будь внимателен»
Цель: привитие навыков внимательного чтения
Путешествие приближается к завершению. Мы у острова «Родительский».
Индивидуальная работа.
Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:
1. "Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица: Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал)
2. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (царь Эгей)
3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра)
10.
Рефлексия.
«Лавровый венок»
Составь «Лавровый венок»
На стикерах в виде листочков пишут пожелание друг другу, отмечают одноклассников, чьи ответы понравились.
… Наше путешествие по мифам заканчивается. Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире древнегреческих мифов - мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Спасибо всем. Его я хочу закончить торжественными словами:
Отроки смелые, вам и хвала и награда по честиБудьте и впредь в состязаниях столь интересны.
Победителей в Греции награждали лавровыми венками, я же хочу наградить вас не менее ценным подарком – мандаринами, чтобы их вкус и запах напоминали вам берега сказочной Эллады. Это, конечно не нектар и амброзия, но все-таки!!!
Иллюстрации
Аудиозапись, иллюстрации
Домашнее задание 1 мин Домашнее задание Чтение наизусть на выбор учащегося
стр.
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете предоставлять
больше поддержки?
Наблюдение за работой учащихся, активизация пассивных учащихся *
Какие задания вы будете давать более способным ученикам?
Опережающее задание ( чтение, анализ прочитанного)
Организация помощи учащимся В,С.
Роль спикеров. Рефлексия
Были ли цели обучения /урока достижимыми?
Чему сегодня научились
учащиеся?
Какой была атмосфера
обучения?
Успешными ли были задания по установлению
различий между учащимися?
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления отплана я сделал и почему? Цели урока достижимы, соответствуют SMART –целям.
Учащиеся продолжают учиться работать в группах, парах.
Учатся слушать друг друга, вести диалог, обсуждают поставленные вопросы.
Атмосфера коллобративная на уроке.
Временной график соблюдён
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?
Работа с кроссвордом.
Опережающее задание для учащихся В, С..
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (какпреподавания, так и обучения)?
Работа по стратегии «Я знаю текст»
Работа по стратегии «Будь внимателен», «Лови ошибку»
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится напроведении моего следующего урока?
Ученики справляются с подобной формой работы. Заинтересованы, оказывают поддержку друг другу.