Внеклассное занятие, посвященное году культуры Зарождение русской культуры


Сегодня у нас открытие предметной недели гуманитарного цикла, посвященной культуре русского народа.
СЛАЙД№1 (год культуры)
Недаром Указом президента РФ от 22 апреля 2013г. 2014 год объявлен Годом культуры в «целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире…»
Российская культура-это накопленное многими поколениями лучших умов и сердец нашей Родины, богатство знаний в области искусства, образования и науки. Всё это является национальной гордостью нашей страны, нашего Отечества.
(звучит гимн России)
В связи с этим в нашей школе проводится предметная неделя гуманитарного цикла
СЛАЙД №2 (тема пр.недели)
на тему «Культура русская богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь…» (Л.Зеленский)
СЛАЙД №3 (словарн.работа ЖИВОТВОРНЫЙ)
Каждый день предметной недели посвящен одному из направлений: день истории, день русского языка, день духовной культуры, день, посвященный казачьим традициям и обрядам, что является также неотъемлемой частью русской культуры. Давайте познакомимся с планом проведения предметной недели.
СЛАЙД №4 (план недели)
А теперь попытайтесь ответить на, казалось бы, простой вопрос:
-Что такое культура?
Вы правы, ребята! Культура – это все то, накопило человечество во всех областях своей деятельности, что творили своими руками. Даже наши дальние предки, крестьяне, не знавшие грамоты, будучи знатоками своего дела, могут быть названы культурными людьми. Ведь именно они стояли у истоков создания нашего национального достояния. И именно благодаря их деятельности, и зародилась «богатая, животворная» русская культура. (СЛОВАРНАЯ РАБОТА)
(СТИХОТВОРЕНИЕ Л.Зеленского «Культура русская»)
Культура русская богата, животворна,Духовностью пропитана насквозь,Как русская душа она бездонна,Понять её нельзя пытаться вскользь. От чувства совести она неотделима,Славянской веры, ценностей её,Она как воздух нам необходима,Как благодатное целебное питьё. Культура русская щедра и многолика,Разнообразна, как природная краса,Талантами  и мудростью велика,И необъятна словно небеса. Её всечеловечность помогаетОбъединять народы матушки-земли,А искренность сердца их согревает,Как днём весенним в небе журавли. Культура русская богата, животворна,Духовностью пропитана насквозь,Как русская душа она бездонна...С ней никогда не буду жить я врозь.
-О чем это стих-е?
-Давайте посмотрим, как зарождалась русская культура.
СЛАЙД №5 (тема занятия)
После принятия христианства в городах Киевской Руси стали строиться храмы.
СЛАЙД №6-12 (храмы)
Первые храмы были построены в Киеве, а затем и в других городах. Храмы строили из камня и из дерева. Над каждым храмом сверху возводился один или несколько куполов. На каждом куполе ставился крест – символ христианства.
Внутри каменного храма стены и колонны расписаны фресками. Фрески-это картины из жизни Иисуса Христа и святых.
СЛАЙД №13 (словарная работа)
Русские художники учились рисовать фрески у византийских мастеров.
СЛАЙД №14-22 (фрески)
Фрески рисовали на всех стенах и колоннах внутри храма. Сначала стены покрывали специальной смесью-штукатуркой. Затем по сырой штукатурке рисовали. Краски разводили на воде. Краски впитывались в штукатурку и высыхали. Такие краски сохранялись многие века и дошли до наших дней. Чтобы краски на готовых фресках хорошо впитались и высохли, храм закрывали на несколько месяцев. Фрески рисовали медленно, на роспись одного храма иногда требовалось несколько лет.
У византийцев русские мастера научились изготавливать мозаику.
СЛАЙД №23 (словарная работа)
Мозаикой называется изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла.
СЛАЙД №24-27 (мозаика)
Картины из мозаики украшали стены храмов. При изготовлении икон также иногда применяли мозаику.
С принятием христианства в Киевской Руси появились иконы.
СЛАЙД №28 (словарная работа)
Иконы-это живописное изображение Иисуса Христа или святых.
СЛАЙД №29-35 (иконы)
Первые иконы привозили из Византии. В Киев приехали византийские художники, которые обучали русских художников писать иконы. Художники, которые писали иконы, стали называться иконописцами. При монастырях создавались иконописные мастерские, где художники писали иконы для храмов и других монастырей.
Иконы писали на специальных досках. Брали две или три доски, соединяли их между собой, затем очищали поверхность до тех пор, пока она не становилась гладкой. После этих приготовлений иконописец рисовал на досках изображение Иисуса Христа, Божьей матери или святых. Иконописец использовал краски, приготовленные на яичном желтке. Иконы помещались на стенах в храмах, в княжеских домах и в домах горожан.
РАССКАЗ УЧ-СЯ О ИКОНАХ
СЛАЙД №36-41 (Рублёв. Троица. Спасо-Андроников монастырь. Могила Рублёва. Памятник.)Для храмов также делалась специальная посуда-церковная утварь.
СЛАЙД №42 (словарная работа)
СЛАЙД №43-48 (церк.утварь)
Церковную утварь изготавливали из золота и серебра и украшали драгоценными камнями.
СЛАЙД №49-51 (церк. книги)
Появились на Руси и новые виды ювелирного искусства. Ювелиры делали украшения из золота, серебра и стекла. Из золота и серебра делали тонкую проволоку, из неё выкладывали рисунок, а пустые ячейки заполняли горячей эмалью. Эмаль-это непрозрачное стекло. Эмаль застывала и получались красивейшие украшения для церковных книг и икон.
В храмах и монастырях хранились церковные книги, которые сначала привозили из Византии. С принятием христианства на Руси стали пользоваться новой славянской азбукой-кириллицей.
СЛАЙД №52-57 (Кирилл и Мефодий. Кириллица.)Новая азбука заимствована была также из Византии и стала основой письменности на Руси. Эта письменность дошла до наших дней с некоторыми изменениями, и мы с вами пользуемся ею и сейчас.
Итак, принятие христианства привело к развитию культуры и искусства в Киевской Руси. А многие русские города стали культурными центрами Руси.
Вот с этих времён и пошло зарождение русской культуры, которая продолжала активно развиваться даже в период распада Киевской Руси.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Так с каких же видов деятельности зарождалась русская культура?
-Что такое фрески?
-Чем они отличаются от мозаики?
-Какие самые известные храмы Древней Руси вам известны?
-Что такое иконы?
-Кто на них изображается?
-О каком известном иконописце мы сегодня говорили?
-Кто был основателем русской письменности?
-Как называется славянская азбука, придуманная Кириллом и Мефодием?
Как мы с вами уже знаем, благодаря стараниям Кирилла и Мефодия пришёл к нам и современный русский алфавит. Благодаря которому мы умеем с вами писать и читать. А многие талантливые люди нашей страны создают прекрасные произведения. Вот одно из таких произведений о русской культуре мы сейчас и послушаем.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
СТИХОТВОРЕНИЕ Е.Вадимова «Русская культура»
Русская культура - это наша детская С трепетной лампадой, с мамой дорогой - Русская культура - это молодецкая Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура - это сказки нянины - Песни колыбельные, грустные до слез - Русская культура - это разрумяненный В рукавицах-варежках дедушка-мороз…
Русская культура - это дали Невского В серо-белом сумраке северных ночей - Это - радость Пушкина, горечь Достоевского И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это вязь кириллицы На заздравной чарочке яровских цыган - Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы, При чеканном поясе - кучерский кафтан…
Русская культура - это кисть Маковского, Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль - Терема и церковки, звон Кремля Московского, Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это то, чем славится Со времен Владимира наш народ большой: Это наша женщина, русская красавица - Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура - это жизнь убогая С вечными надеждами, с замками во сне - Русская культура - это очень многое, Что не обретается ни в одной стране.
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
«ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»



Рябова Г.Г.
Давыдова Е.С.

2014г.
ЦЕЛИ: Формировать представления учащихся об истории зарождения русской культуры.
Расширять кругозор о культурных достижениях духовной жизни страны.
Воспитывать интерес, уважение и чувство гордости за достижения русского народа в области культуры.