Интеллектуальный турнир, посвященный Великой Отечественной войне. 9 класс
Интеллектуальный турнир по истории «Величие народного подвига».
Методическую разработку осуществил(а):
учитель истории МБОУ «СОШ» №53
Игнатова Ольга Михайловна.
Адрес школы: г.Мурманск,
ул. Папанина 3,
контактный телефон: 89211781401.
2
Пояснительная записка.
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения учащихся. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Предлагаю методическую разработку интеллектуального турнира, посвященного Великой Отечественной войне. Наиболее целесообразно проводить урок обобщения в форме турнира в 9 кл, после изучения раздела «Великая Отечественная война 1941-1945 гг». Уроки обобщения считаю очень важными. Они способствуют совершенствованию умений, навыков комплексной работы, поиску и систематизации исторической информации, развивают способность критически анализировать историческую информацию, представлять собственное отношение к сложным проблемам истории. Необходимо активно использовать групповые методы работы, творческие задания, в том числе и методику проектной деятельности. Опережающее задание и подготовка к уроку (турниру) предполагали:
самостоятельное повторение учащимися изученного материала по даннойтеме;
разработка коллективных проектов учащихся с последующей презентациейна уроке по темам (учащиеся выбирают одну тему)
Битвы Великой Отечественной войны («Битва за Москву»,«Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Битва заКавказ»).
«Личность в истории Великой Отечественной войны»; «Герои игероизм».
«Дети на войне».
4) «Ленинград в период блокады» . 3
«Цена победы».
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
«Наш край в годы Великой Отечественной войны».
«Жизнь и быт советских людей в годы войны».
«Неоднозначные проблемы в истории Великой Отечественной войны».10) «Русская Православная Церковь в годы войны».
Оборудование урока:
компьютер, мультимедиа-проектор, экран;
памятка участнику исторического турнира;
книжная выставка по теме турнира.
Продолжительность турнира: 45 минут.
Участники турнира и их стационарные роли. В турнире участвуют две команды, выбираются капитаны, жюри-три человека (которое заполняет оценочный лист). В турнире могут принять участие болельщики, их ответы принесут дополнительные баллы команде. Учителю заранее следует приготовить призы для участников турнира. Учитель истории может выступать в турнире в следующих ипостасиях:
инструктора, который объясняет правила турнира и последующихдействий;
судьи-рефери, поддерживают ход турнира, контролируют соблюдениеправил турнира;
тренера который дает задания, может оказать помощь по ходу турнира,подбадривает детей и поддерживает ситуацию
председателя ведущего, который дает импульс к турниру и регулируетвесь ход, держит в своих руках турнирные действия участников,подводит вместе с жюри итог.
4
Учащиеся могут представить продукт проектной деятельности в следующих формах:
фотоальбом
газету
журнал
макет
справочник
презентацию
Цели урока (турнира):
1) Образовательные:
- обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме;
- расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войны;которые помогут им осознать величие народного подвига и место в историиОтечества.
2) Развивающие:
- расширить диапазон исследовательской деятельности и творческихвозможностей учащихся при выполнении проектной работы.
3) Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся уважительного отношенияк истории Отечества;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, пониманияизучения истории Великой Отечественной войны.
Содержательная часть. 5
Организационный момент.
Учитель знакомит учащихся с правилами турнира.
Учитель: Война... Страшное слово
Двадцать семь миллионов человеческих жизней отдал наш народ за победу. Во многих семьях жива память о войне, о близких, не вернувшихся с кровавых полей. Но как не ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу - смерти. Наш турнир посвящен теме Великой Отечественной войне. Главное в ответах - умение логически мыслить, четкость и правильность в изложении материала.
6
Тур I. Блиц-ответ.
Команды отвечают по очереди. (Каждый правильный ответ - 1 балл).
1) Назовите даты начала и окончания Второй мировой войны. (1 сентября
1939 г.- 2 сентября 1945 г)
Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г.).
Когда был подписан договор о ненападении между СССР и Германией?(23 августа 1939 года).
Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней).
Назовите самый лучший танк времен войны (Т - 34).
Назовите народное название реактивных систем, которые были авооружении артиллерии. («Катюша»).
Назовите представителей стран «большой тройки». (И. Сталин, У.Черчилль, Ф. Рузвельт).
8) Назовите солдат, которые водрузили знамя Победы над Рейхстагом. (М.А.Егоров и М. В. Кантария).
Город, где проходили в 1945 г. Судебный процесс над главнымифашистскими преступниками? (Нюнберг).
Назовите орган управления войсками. (Штаб).
7
Тур II. «Военная терминология».
(каждый правильный ответ 2 балла)
Учитель: разъясните следующие понятия.
Для команды 1
Блицкриг- (молниеносная война).
Эвакуация- (перебазирование населения и предприятий изприфронтовых районов).
Рельсовая война- (кодовое название операции, проведеннойсоветскими партизанами в целях дезорганизации работыжелезнодорожного транспорта).
Для команды 2
Оккупационный режим- (режим террора и насилия, установленный на захваченной советской земле).
Геноцид- (истребление отдельных групп населения по расовым илинациональным признакам).
Коалиция- (политический или военный союз государств длясовместных действий).
8
Тур III «Донесения с войны».
Учитель: подумайте и скажите, где могли бы прозвучать подобные высказывания.
«Гарнизон крепости умирает, но не сдается» (Брестская крепость, 1941 г.).
«Дорога жизни открыта» (Ленинград, 1941).
«Военный парад состоялся. Уходим на фронт». (Москва, Красная площадь, 7 ноября 1941 г.).
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! Квам обращаюсь я, друзья мои!»
(Извлечения из выступления Сталина по радио 3 июля 1941 г).
9
Тур IV «Военная хронология».
Учитель: каждый правильный ответ 1 балл.
Установите соответствие между годами и названиями битв:
1) Берлинская а) 1941 -1942 г 2) Курская б) 1942-1943 г
Московская в) 1943 г
Сталинградская г) 1945 г
Ответ: 1 - г, 2 - в, 3 - а, 4 - б.
10 Тур V «Военные операции».
Учитель: соотнесите название операции с ее целью. Какие из них были разработаны советским, а какие немецким командованием?
1) «Багратион» а) Освобождение Сталинграда
2)«Кутузов» б) Освобождение Белоруссии и Литвы
3)«Румянцев» в) 3ахват Москвы
4)«Тайфун» г) Освобождение Белгорода и Харькова
5)«Уран» д) Освобождение Орла
6)«Цитадель» е) Разгром советских войск под Курском
Ответ: 1 - б, 2 - д, 3 - г, 4 - а, 5 - в, 6 - е.
11
Тур VI «Военные награды».
Учитель: во время войны были учреждены новые военные награды. Ответьте, за какие подвиги давался тот или иной орден (за каждый правильный ответ 2 балла).
Для команды 1.
1) Орден Богдана Хмельницкого
а) За выигранную наступательную операцию с меньшими, чем у противника силами.
2) Орден Кутузова
б) Награждение военнослужащих всех родов войск, а так же гражданских войск, а так же гражданских лиц, отличившихся в борьбе с фашистами.
3) Орден «Победа»
в) Эту награду наряду с воинами регулярных частей могли получить партизаны.
4) Орден Суворова
г) За умелый вывод войск из- под удара и нанесения контрудара.
Ответ: 1 в, 2 - г, 3 б, 4 а.
12
Для команды 2.1) орден Александра Невского
а) Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно превосходившим противником
2) Орден Славы
б) Награждался офицер в должности ' от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой урон.
3) Орден «Победа»
в) Награда для солдат, сержантов, старшин, а так же младших лейтенантов в авиации за личный подвиг в боевой обстановке.
4) «Орден Ушакова»
г) Высший орден СССР предназначался в награду высшему командному составу за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате чего обстановка в корне менялась в пользу советских Вооруженных сил.
Ответ: 1 - б, 2 - в, 3 - г, 4 - а.
13
Тур VII «Капитанский тур».
(за каждый правильный отпет 2 балла)
Учитель: капитаны по очереди отвечают на вопросы, если в течении 30 секунд, если нет ответа, право ответа переходит к сопернику.
Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадномЛенинграде (Д.Д. Шостакович).
Крепость, ставшая символом мужества и стойкости (Брест).
Поэт, создатель знаменитой поэмы «Василий Теркин» (А.Твардовский).
Говорят, что многим советским солдатам еще до 1944 г. Удалось личнооткрыть «второй фронт». Что это значило? (Они открывалиамериканскую тушенку).
Говорят, что когда сложилась критическая ситуация с продовольствием под Москвой, бывший интендант царской армии сказал: «Русскую армию спасут три «С». О каких продуктах идет речь? (сало, сухари, спирт).
Кто стал первым трижды героем Советского Союза? (Г.К. Жуков).
Где состоялись крупнейшие в мировой истории танковое сражение? (удеревни Прохоровки).
Как назывался приказ № 227? («Ни шагу назад»).
. 14
Тур VIII «Проектная работа» команд.
(максимальное количество баллов - 10) Подведение итогов турнира и награждение.
15
Список литературы.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, МРО. Брант. «История России 20 и 21века». Москва. Просвещение 2007.
Ё.П. Иванов. История Отечества. Новые подходы к содержаниюпредмета. Учебное пособие. Псков. 1995.
Э.В. Уткина. Школьные олимпиады. История. Москва.2006.
А.Т. Степаиищев. 300 задач по истории России с древнейших времендо наших дней. Дидактические материалы. Москва. Дрофа. 1999.
И.А. Федорчук. История. Интеллектуальные игры для школьников.Ярославль. 1998.
М.В. Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на урокахистории. Москва. 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка участнику исторического турнира.
Осознай, в чем состоит задача
Выбери свою роль, степень участия, исходя из своего опыта,способностей, характера и интересов
Тщательно готовься к игре, включая свои выступления
Чувствуй своих партнеров, не перебивай, внимательно прислушивайсяк их выступлениям, адекватно реагируй на них
Выполняй обязательно правила
Участвуй в подведении итогов
(М.В. Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2003.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист турнира.
Команда ______________________________________________________.
Название тура
Количество баллов
1. Блиц-ответ
2. «Военная терминология»
3. «Донесения с войны»
4. «Военная хронология»
5. «Военные операции»
1 . _ _
6. «Военные награды»
7, «Капитанский тур»
8. «Проектная работа»
Всего набранных баллов:
15