ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИМЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плотникова 0. В.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж,
г. Воронеж
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества.
Для нашей страны проблема здоровья населения имеет особое значение. В отличие от других экономически развитых стран ожидаемая продолжительность жизни для лиц, родившихся в 2010, в нашей стране составляет 63 года для мужчин и 75 лет для женщин. Чрезвычайно высоки показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Потребление алкоголя на душу населения в 2 раза превышает уровень, определенный ВОЗ как «опасный». От употребления алкоголя погибает в 3,5 раза больше людей, чем в Европе. С 1992 года смертность превышает рождаемость, т.е. наблюдается убыль (отрицательный прирост) населения.
Тревогу вызывает состояние здоровья детей и молодежи. Здоровье учащихся – одна из острых проблем сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения): на 50% – от образа жизни; на 25% – от состояния окружающей среды; на 15% – от наследственной программы; на 10% – от возможностей медицины. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образовании только 30% школьников можно отнести к первой группе здоровья. Среди 70% «нездоровых» большинство относится ко второй группе здоровья, т.е. имеет функциональные отклонения.
Главным условием формирования здорового стиля поведения учащегося является функциональная грамотность в вопросах здоровья педагогов и родителей, их совместная деятельность.
Именно преподаватель должен знать, понимать и создавать благоприятные условия обучения, формировать у учащихся мотивацию к укреплению здоровья, вовремя заметить первые признаки нездоровья ребенка. К ним относятся повышенная возбудимость или заторможенность ребенка, повторяющиеся навязчивые движения (подергивание губ, плеч, покряхтывание, запинание), снижение интереса к окружающему, появление затруднения в освоении учебного материала, изменение цвета кожи лица (побледнение, покраснение). В это же время родители могут отмечать нарушения сна (трудности засыпания, частые просыпания, разговор во сне), любые страхи.
Существует два принципиально разных подхода к обеспечению здоровья человека – первичная профилактика, т.е. осуществление мероприятий по сохранению и укреплению здоровья здорового человека и лечение уже заболевших. Для осуществления первого подхода необходимы силы, средства и, в первую очередь, теория обеспечения здоровья.
Центральной проблемой профилактического направления является формирование отношения человека к своему здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику колледжа высокий уровень реального здоровья, сформировав у него профессиональные умения и компетенции. Только в этом случае выпускник системы СПО получит путевку в счастливую самостоятельную жизнь и станет конкурентоспособным рабочим или специалистом среднего звена. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Нам известны несколько здоровьесберегающих образовательных технологий: Петрова О.В.; Смирнова Н.К.; Сонькина В.Д. [1, 2]. Их можно считать нашим основным капиталом, который помогает выстраивать педагогическую работу в данном направлении.
Что же такое здоровьесберегающий урок или здоровьесбережение на уроках химии? Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку». Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют студентам успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, развивать свои творческие способности.
Основные требования к комплексу здоровьесберегающих технологий:
- рациональное распределение учебного времени на уроке и выполнениедомашнего задания дома; на уроке должно быть несколько видов деятельностистудентов; в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные создоровьем студентов; в уроки необходимо включать виды деятельности, cпособствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- необходимо формировать внутреннюю и внешнюю мотивацию деятельности студентов; на уроках необходимо создавать благоприятную психологическую обстановку, ситуацию успеха и эмоциональной разрядки; педагогика сотрудничества – её можно считать важным компонентом образовательного процесса, создающего условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья студентов.
Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у учащихся валеологические знания и умения.
На уроках необходимо компенсировать дефицит валеологического содержания образования, дополняя программу интересным познавательным материалом посредством познавательных и расчетных задач, тестовыми заданиями.
Например:
Почему женщины, изображенные на картине французского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?
Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?
Почему слезы человека обладают бактерицидными свойствами?
На уроках химии решаются задачи следующего содержания:
1. Какой объем воздуха необходим для полного сжигания в двигателе автомобиля 40 кг бензина, содержащего 85% углерода и 15% водорода? В течение какого времени человек сможет дышать этим воздухом, если за 1 час он использует для дыхания 3м3 воздуха?
2. За сутки в желудке человека выделяется более 800мл желудочного сока (р = 1,065г/см3). Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке, массовая доля которой в желудочном соке 0,4-0,5%.
3. Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента?
К каким изменениям в организме может привести дефицит кальция?
4.В куске белого хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе (суточная потребность в железе – 18 мг)? При недостатке железа у человека нарушается концентрация внимания, появляется хроническая усталость, снижается активность и работоспособность, чаще возникают простудные заболевания, бледнеет кожа лица и пропадает аппетит.
Такие расчеты можно провести и с другими макро- и микроэлементами.
На уроках химии я применяю не только теоретическое изучение вопросов здорового образа жизни, но и наглядную демонстрацию результатов влияния алкоголя на белковые молекулы, показ видеороликов – «мишени алкоголя».
На уроке «Спирты» демонстрирую влияние спирта на белок куриного яйца, проводится аналогия с белковыми молекулами человеческого организма. Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда студентам демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников.
Приведу примеры демонстрационных опытов:
Опыт 1. В раствор куриного белка добавляют несколько кристалликов соли (NaCl) и 5 мл спирта. Наблюдаем свертывание белка.
Опыт 2. Действие спирта на красные кровяные тельца (раствор крови, полученный при мытье говяжьего мяса). В 5 мл разведенной крови добавляем 5 мл спирта. Раствор становится прозрачным. Эритроциты под действием спирта разрушаются. Обсуждаем со студентами, какое влияние оказывает алкоголь на умственную деятельность человека, особенно в детском возрасте, сердце и сосуды, пищеварительную, эндокринную, половую системы?
Опыт 3. Кусочек сырого мяса помещают в пробирку со спиртом. Через 1-2 мин. цвет мяса меняется из-за свертывания белка.
Так, при изучении альдегидов рассматривается вопрос образования формальдегидных смол в пепле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмальзубов курильщиков, нервную систему.
Так, при изучении темы «Жиры» мы разбираем не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы. Мы рассматриваем и то, как избавиться от жирных пятен. Стараюсь использовать дополнительный материал, затрагивающий экологические вопросы: обязательно обсуждаем со студентами, что такое «кислотные дожди», «парниковый эффект», «смог», «озоновые дыры», убеждаю в необходимости охраны окружающей среды, от чего в большой степени и зависит их здоровье.
Особый интерес у студентов вызывают практические работы и лабораторные опыты, на которых необходимо соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории. А это: инструктаж по технике безопасности, использование карт-инструкций для проведения практических работ, памяток по оказанию первой медицинской помощи при ожогах, порезах, отравлениях. Обязательно обращаю внимание студентов, что в повседневной жизни мы постоянно используем изделия и вещества, полученные путём химических превращений. Более того, не подозревая, в быту человек сам часто осуществляет химические реакции, пользуется препаратами бытовой химии, которые содержат кислоты, щёлочи, поэтому обращаю внимание на необходимость соблюдения правил техники безопасности и в повседневной жизни.
Для решения проблемы переутомления студентов на уроках предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение.
Возраст студентов первого курса (15-16 лет) ещё позволяет отнести их к подросткам, не утратившим интерес к игровой деятельности. Включение их в творческий процесс, в процесс поиска решения служит развитию личности и снижает наступление утомления.
Это достигается использованием: игровых ситуаций на уроке; наглядности; разных форм уроков, занимательных упражнений; фантазирования; загадок по различным темам. В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии (химии углерода) можно предложить такую загадку: Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он — графит. Грамотный народ поймет. То, что это …
Особое значение имеют уроки практикумы, уроки-экскурсии, где важными целями являются уменьшение психологической нагрузки на студента, улучшается его двигательная активность.
Физкультминутки на занятии уменьшают утомление и снижают отрицательное влияния однообразной позы, а также активизируют внимание и повышают усвоение учебного материала. Можно сказать, что происходит небольшая эмоциональная встряска студентов.
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Одним из способов заинтересовать студентов является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью, вовлекая студентов в исследовательские проекты.
Хочу отметить, что главная задача преподавателя при организации проектной деятельности студентов заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько возможность дать студентам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены студентами в рамках изучения химии, таковы: «Человек есть то, что он ест», « Любимый соус России», «Правильное питание – залог здоровья», «Принципы здорового образа жизни», «Негативное влияние вредных привычек».
Их представление вызвало большой интерес в аудитории, потому что студенты имели возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. Работы были представлены на студенческой научной конференции «Новые горизонты студенческих исследований» ВГПГК, областной студенческой научно-практической конференции «Пути познания» 15.05.15 «ВАТ имени В.П. Чкалова». Работы отмечены дипломами в различных номинациях «Актуальное исследование», «Практическая значимость исследования», «Творческий подход», «Социально-значимая проблематика». Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым. Работа над подобными проектами продолжается. Студенты в данное время рассматривают влияние действия косметических и моющих средств на организм человека.
Будучи куратором, провожу беседы «О здоровом образе жизни», знакомлю учащихся не только с медицинским, но и правовым, психологическим аспектами этой проблемы. Это позволяет искоренить дурные привычки, предупредить различные заболевания.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику колледжа высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Литература
Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.:ИВФ РАО, 2002. – 181 с.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2005. – 320 с.
3. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.