Технологическая карта Культура раннего Возрождения в Италии. История Средних веков. 6 класс.


Технологическая карта «Культура раннего Возрождения в Италии» 6 класс. История Средних веков
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о достижениях эпохи Возрождения; познакомить с понятиями гуманисты, палаццо, новелла
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура урока Планируемые результаты Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Предметные Формируемые умения (УУД) Формы контроля
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Фронтальная. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.II. Актуализация знаний Беседа - Назовите характерные признаки античной культуры.
- Каким явлениям в культуре Западной Европы в середине XIV в. и Арабского халифата VIII-IX веков учёные дали название «Возрождение»?
- В чём состояло своеобразие политической жизни средневековой Италии? Отвечают на вопросы Фронтальная Называют характерные признаки античной культуры. Раскрывают своеобразие политической жизни средневековой Италии Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Устные ответы
III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Формулируют учебные задачи Фронтальная Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. IV. Изучение нового материала Рассказ учителя См. Приложение 1 Слушают учителя, делают записи в тетрадях Фронтальная Знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение Познавательные:
структурируют учебный материал.
Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
Записи в тетради
Работа с учебником (с. 239-240) Предлагает прочитать в учебнике дополнительную информацию о творчестве Петрарки, а также отрывок из его произведения и ответить на вопрос:
- Почему благодаря творчеству Петрарки и его последователей возрос авторитет гуманистов? (Петрарка в своих произведениях свободно размышляет, высказывает своё мнение, его любовная лирика призвана вершиной средневековой литературы. Его советы и даже суровые упрёки выслушивали и папы, и могущественные государи Италии).Работают с текстом, дают ответ на вопрос учителя Индивидуальная Проводят оценку исторической личности Познавательные:
Находят и выделяют в тексте необходимую информацию.
Коммуникативные:
Осознанно используют в процессе общения речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. Ответ на вопрос
Беседа - Последователем и учеником Петрарки был Джованни Боккаччо. Его знаменитое произведение «Декамерон» - сборник новелл, в которых автор показывает людям, что они имеют право на счастье и любовь, не знающие сословных преград.
Вместе с Петраркой Боккаччо считается создателем итальянского литературного языка. Именно на этом языке он писал свои лучшие произведения.
Вспомните, на каком языке проходило богослужение в католической церкви, обучение в университетах? Слушают учителя, отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях Индивидуальная Высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.
Личностные: осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения. Ответ на вопрос
Работа с учебником (п.5, с.241-242) Предлагает прочитать о развитии живописи в эпоху раннего Возрождения и ответить на вопрос:
- Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения? Читают текст, отвечают на вопрос Индивидуальная Знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения Познавательные:
выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные:
принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Личностные:
проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры Устные ответы
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Работа с таблицей Предлагает в качестве закрепления изученного материала самостоятельно составить и заполнить таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения» Заполняют таблицу Работа в парах Знают деятелей эпохи раннего Возрождения Познавательные:
обобщают учебный материал.
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные:
строят понятные для партнёра высказывания. Таблица
VI. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа Закончите предложения:
- Я приобрёл..- Я научился..- Я смог…
- Меня заинтересовало…
- Мне захотелось..- У меня получилось…
- Мне понравилось… Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.
Личностные:
Понимают причины успеха в учебной деятельности
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание Учебник, параграф 29; записи в тетрадях Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Середина XIV века – это время появления культуры Возрождения, родиной которой стала Италия. употребление этого термина показывает неразрывную связь новой культуры с культурой античности. Деятели искусства этой эпохи называли себя «любителями мудрости» и считали античность золотым веком в истории человечества. Последовавший за античностью период они считали «тёмными веками» - за грубость нравов и упадок культуры, своё же время называли эпохой Возрождения, так как стремились возродить достижения древних греков и римлян.
Деятели эпохи Возрождения видели мир совсем в другом свете, чем люди Средневековья.
В Средние века огромную роль в жизни человека играла религия. Люди стремились познать Бога, его законы, изучали Библию, работы Отцов церкви. Деятели эпохи Возрождения, напротив, стремились познать человека, его земную жизнь.
Гуманизм – новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека. Гуманисты считали человека венцом Божьего творения, они полагали, что он может достичь счастья уже при жизни. Они говорили, что люди равны от рождения, в каждом из нас заложены равные способности, которые в последующем необходимо развивать. Гуманисты утверждали, что благородство проявляется не в наличии знаменитых предков, а в воспитании и образовании.
Первым гуманистом Италии был Франческо Петрарка (1304-1374).