Конспект комбинированного урока Культура Европы в XI–XVI вв. Технические открытия и изобретения.


Конспект комбинированного урока по истории.
Учитель: Семенова Анастасия Сергеевна
Класс: 6
Курс: История Средних веков
Тема: Культура Европы в XI–XVI вв. Технические открытия и изобретения.
Цели урока:
В ходе урока учащиеся должны изучить причины технического прорыва в XI-XVI вв. в Европе.
Провести анализ фактов, показать значение каждого открытия для развития общества.
В процессе усвоения нового материала учащиеся продолжают отработку навыков выделения главного в тексте.
Способствовать развитию интереса к культуре, творческих способностей
Запомнить новые понятия.
Оборудование:
Учебник - История средних веков. 6 класс. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, – М.: Просвещение, 2000.
План урока:
Развитие практических знаний.
Усовершенствование водяного двигателя.
Новое в металлургии и обработке металлов.
Развитие мореплавания и кораблестроения.
Изобретение книгопечатания.
Смысловые единицы урока (понятия и термины):
Астрология
Алхимия
Гуманисты
Водяной двигатель
Домна
«Каботажно»
Каравелла
Этап урока Основные вопросы содержания Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный
(2-3 минуты) Внешняя и внутренняя подготовка учеников к уроку. Постановка целей и задач урока. Готовность учащихся к уроку. Обозначение целей урока. Приветствие учеников («Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь, пожалуйста к уроку, уберите с парт всё лишнее»), их организация. Обращение внимания на написанную на доске тему урока – «Технические открытия и изобретения» Предложение учащимся самим вывести цели и задачи предстоящего урока.( «Обратите внимание на тему урока, написанную на доске. Как вы думаете, что мы сегодня изучим?»).Ученики готовы к уроку, все лишние вещи убраны. Исходя из написанной темы, ученики предлагают возможные варианты целей и задач урока.
Закрепление раннеизученного материала (6-9 минут) Актуализация знаний по пройденной теме «Культура раннего Возрождения в Италии» Проверка степени усвоения материала учащимися на предыдущем уроке « Вижу, что вас заинтересовала новая тема. Но перед тем, как мы начнём с ней знакомится, я предлагаю вспомнить пройденный на прошлом уроке материал»
Учитель вызывает одного из учеников к доске. Постановка перед ним условий: 5 ошибок – оценка «2», от 3 до 4 – оценка «3», за 2 ошибки ставится оценка «4». Таким образом, ученик имеет право допустить одну ошибку. Перед тем, как вызванный к доске начнёт отвечать, классу даётся задание – следить за ответом своего одноклассника и дополнять. За одно дополнение ставится «плюс». 5 «плюсов» - ставится оценка «5».
Вопросы ученику:
1. - «Назови нам рамки культуры Возрождения»
2. - «А теперь границы распространения»
3. - «Что такое Раннее Возрождение?»
4. - «Что представляли из себя «любители мудрости»?»
5. - «На сколько и какие этапы была поделена всемирная история?»
Далее следует выставление оценки отвечающему. Учитель выслушивает дополнения учеников
Далее проводится фронтальный опрос.
За каждый ответ – «плюс»
1) Люди каких сословий и занятий становились «любителями мудрости»?
2) Назовите второе название «любителей мудрости».
3) Что изменилось во взгляде на человека?
4) Назовите первых гуманистов.
5) Повлияло ли развитие гуманизма на искусство? И если да, то объясните как.
6) Назовите мне самого знаменитого живописца эпохи Возрождения и его произведения.
7) Как изменилась архитектура итальянских городов?
8) Изменилось ли отношение к художникам и архитекторам в эпоху Возрождения?
Подведение итогов опроса. Выставление заслуженных «плюсов» и «оценок». Рассказ ученика у доски. Обязательные пункты ответа
1) Середина XIV века – середина XVII.
2) Зародилась в Италии, а затем распространилась на всю Западную Европу.
3) Первые полтора столетия эпохи Возрождения.
4) Они преклонялись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость.
5) Три этапа: Древность, Средние века, Новое время.
Фронтальный опрос
Правильными могут считаться такие ответы.
1) Независимо.
2) Гуманисты.
3) С возрастающим интересом к человеку и его земной жизни. Ч. – венец природы, способен победить судьбу. Идеал – «универсальный человек», достигший совершенства во всем.
4) Франческо Петрарка. Его последователь - Джованни Боккаччо.
5) Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеалами гуманизма. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни.
6) Сандро Боттичелли - «Весна» и «Рождение Венеры».
7) Города стали более горизонтальными, а не тянулись вверх. Строения становились более комфортабельными.
8) Стали пользоваться огромным уважением.
Изучение нового материала
Развитие практических знаний.
Усовершенствование водяного двигателя.
Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.
Развитие мореплавания и кораблестроения.
Изобретение книгопечатания.
Обозначить особенности.
Рассказать об основных моментах самого устройства, его работы, сфере использования.
Узнать об изменениях в мореплавании и кораблестроении.
Перед тем, как начнётся изложение нового материала, учитель задает ученикам вопрос «Ребята, как вы думаете, много ли современных наук берут свои корни из средневековых? Если да, то какие и из каких?
Ответьте на этот вопрос после того, что я вам сейчас расскажу.
«В Средние века процветали астрология и алхимия.
Как вы думаете почему? (ответ учеников).
Астрологи определяли по звездам будущее для королей, полководцев и путешественников. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото.
Их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний.
Алхимики открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики.
Накапливала полезные знания и медицина. Открывалось все больше больниц. Начали соблюдаться правила личной гигиены.
Так какие связи теперь можно теперь выделить между Средними веками и Новым временем?
А сейчас мы поговорим о водяном двигателе. Запишите в тетради определение «Водяной двигатель - колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. В XIV—XV веках использовался в горном деле и ремесле.»При обработке металла таким колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и др.
Запишите в тетрадь – «Мельница и механические часы — первые механизмы Средневековья.»Запишите название подтемы в тетради.
Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны.
Запишите определение. «Домны — плавильные печи до 3—4 М в высоту»
В металлургии они использовались вместе с водяным двигателем, с которым мы уже знакомы.
Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь. Который используется и сейчас.
Как думаете на что шло увеличивающееся производство металла?
Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.
Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надежной защитой, стены замков теряли неприступность.
Запишите подтему в тетради.
Знаете, почему долгое время лишь редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море?
Чтобы ответить на вопрос откройте п. 38 и прочитайте вслух по абзацу. Выписывайте незнакомые слова с определением.
Следим все ли выписывают определения. Просим читающего повторить, если кто-то не успевает.
Как вы думаете, где фиксировались накапливаемые знания?
Современную бумагу изобрели только в XIV веке. А текст писали от руки или делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но и тот и другой способ были очень несовершенными и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гуттенберг (ок. 1399—1468) изобрел книгопечатание. Запишите это в тетради.
После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гуттенберг изобрел и печатный станок, используемый до сих пор.
Как думаете, какая книга была напечатана первой? Подсказка: именно по ней в Средние века чаще всего учили грамоте.
В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу — Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 40 тысяч книг общим числом до 20 миллионов экземпляров. Полки библиотек наполнились книгами по разным отраслям знаний на всех европейских языках. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.
Изобретение книгопечатания — одно из величайших открытий в истории человечества. Оно способствовало развитию образования, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям Людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг — шаг к Новому времени. Ученики слушают учителя.
«Прямые. Астрономия из астрологии. Химия из алхимии.» - отвечают учащиеся.
Модель записи в тетради – Развитие практических знаний.– Астрология и алхимия –астрономия и химия.
Ученики записывают в тетради определение.
Записываю в тетради и слушают учителя.
Ученики отвечают на вопрос: «Для производства огнестрельного оружия».
Ученики слушают друг друга и записываю определения слов «каботажно», «каравелла».
Примерный макет записи в т.:
«Каботажно» – хождение на кораблях вдоль берега без правильных карт и компаса.
Каравелла («лодка с парусом») - быстрый легкий парусник появился в XV веке, подвижный и вместительный. Мог двигаться при любом ветре.
Предполагаемый ответ: в книгах, на бумаге.
Ученики отвечают: «Библия».
Запись в тетради
Иоганн Гуттенберг – середина XV века, изобрел книгопечатание.
1456 год - Гуттенберг выпустил первую печатную книгу — Библию.
Закрепление материал.
(5-8 минут) Усвоение материала Задача закрепить изученный материал «А сейчас мы вспомним, что же сегодня проходили на уроке»
Фронтальный опрос:
1) Послужили ли науки времен средневековья основой для современных?
2) Как изменился взгляд на гигиену в Средние века?
3) Какие кардинальные изменения произошли в горном деле в XIV-XV веках?
4) В каких еще отраслях использовался водяной двигатель?
5) Что такое «домна» и когда она появилась?
6) Распространение чего стало поворотным моментом в военном деле? Почему?
7) Как называется плавание вдоль берега?
8) Какие инструменты, позволившие дальние мореплавания, используются до сих пор?
9) Как называется парусник, способный ходить при любом направлении ветра.
10) Кто и в каком году открыл Америку, но так и не узнал, что это новые доселе неизвестные земли?
11) Назовите имя человека, который изобрел книгопечатание и опишите его метод.
Ученики отвечают на вопросы
1) Да, астрология и астрономия. Для астрономии и химии.
2) Стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.
3) Стали активно применять водяные мельницы.
4) В сукноделии, для плавки руды, при поднятии тяжестей.
5) Плавильная печь до 3—4 М в высоту. С XV века.
6) Огнестрельного оружия. Пушек.
Рыцарские доспехи перестали быть надежной защитой, стены замков теряли неприступность.
7) «Каботажное».
8) Компас, например.
9) Каравелла.
10) В 1492 году генуэзский мореплаватель Христофбр Колумб, состоявший на службе у испанских королей, достиг берегов Америки в районе Карибского моря.
11) Иоганн Гуттенберг.
Он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста.
Объяснение домашнего задания Объяснение домашнего задания Подвести итоги урока, поставить оценки и объяснить домашнее задание «Урок закончен. Вы хорошо поработали и получили заслуженные оценки.
Задание на дом записано на доске. Читайте параграф 39, отвечайте на вопросы на странице 63 устно, на все, кроме вопроса 5. Вопрос 5 – письменно.
Спасибо за урок, до свидания!» Ученики записывают задание в дневники.