Статья «Методы и приемы, используемые при организации игры-сказки»
Методы и приемы, используемые при организации игры-сказки.
«Слово должно настроить чуткие струны сердца…. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое,
что-то такое, что приближало бы слово к музыке»
Дошкольный возраст - период становления личности. Именно в этом возрасте важно помочь ребенку познать окружающий его мир, правильно войти в него. Именно эта задача решается в работе над темой «Музыкальные игры - сказки». Играя в музыкальные сказки, развиваем всесторонне ребенка: дети должны уметь слушать музыку, верно двигаться под нее. Пригодится и умение рисовать: нужно оформить сцену, приготовить костюм.
Еще В. Сухомлинский, Б.М. Теплов доказывал, что восприятие музыки происходит наиболее успешно, если оно сопровождается двигательными реакциями (вокализация, мелкие движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов для лучшего понимания музыки, создания музыкальных образов. Правильно подобранная музыка в сказке помогает детям лучше понять и раскрыть образ сказочных персонажей.
Для того, чтобы выше перечисленные задачи были решены наиболее успешно, в своей работе мы обращаемся к пособию О.П. Радыновой «Музыкальные игры – сказки».
Методы и приемы, используемые при организации игры-сказки:
1. Чтение сказки Х.К. Андерсена, «Гадкий утенок»
2.Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Художник-иллюстратор А. Конашевич
Картины: « Лебедь», Врубель, И. Шишкин «Осень», Камиль Коро «Порыв ветра».
3.Чтение сказки с музыкальным сопровождением.
После того, как сказки прочитаны детям, обсуждены, прослушаны с музыкальным сопровождением ( Р. Щедрин « Юмореска», М. Мусоргский «Балет не вылупившихся птенцов», К. Сен – Санс « уры и петухи», из цикла «Карнавал животных», П. Чайковский «Скерцо», А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года»,А. Вивальди «Весна» из цикла « Времена года», К .Сен- Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», А. Бородин, «Ноктюрн»А. Дворжак « Цыганская мелодия», М. Равель «Печальные птицы». Перед детьми поставим задачу: будем играть в музыкальную сказку.
4. Рассматривание картин художников с прослушиванием музыкальных произведений
- Ребята , сегодня я приглашаю вас в картинную галерею. Художники рисуют красками, музыканты выражают свои переживания в музыке. Композитор тоже может нарисовать , но только своими средствами – звуками.
-Послушайте музыку.( Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, на этапе чтение сказки с музыкальным сопровождением.)
- Какое настроение выражено в каждом фрагменте?
- Какими средствами композитор выразил настроение? (характер мелодии, интонации, тембр, регистр и др.)
-Какую картину вы представили , когда слушали музыку, н –р, М. Равель «Печальные птицы».
- Посмотрите на картины. Какая картина вызывает такие же чувства, как эта музыка?
-Какими средствами художник добился передачи настроения в своей картине?
- Объясни, почему понравилась картина?
5.Дидактическая игра «Ожившая картина»
Материал: репродукции картин Камиль Коро «Порыв ветра», Шишкин И., «Осень»
Игровая ситуация. Волшебное перемещение в картину.
-Каждый человек может быть волшебником. Мы умеем мечтать и в мыслях переноситься на огромные расстояния, играть разные роли и чувствовать душевное состояние разных людей.
- Сегодня мы попробуем перенестись в картины с разным сюжетом. Всмотритесь в них. Обратите внимание на разное состояние природы отображенное в них. Выберите картину, которая подходит для передачи чувств, схожих тем, которые возникают у утенка страшной осенью. Хлопнете три раза в ладоши, зажмурьте глаза, летим и попадаем в картину!
- Что вы видите перед собой? (Гнущиеся от сильного ветра деревья, моросящий дождь, становится холодно, страшно и т.д.)
- Почему ты выбрал эту картину? (Она помогает передать эмоциональное состояние (чувства) утенка, которому страшно)
6.Этюды (танец-этюд)
Для того, чтобы детям было интересно играть в музыкальную сказку, необходимо дать им определенные навыки ведения игры: дрожат утята, двигаются неуклюже, смешно выворачивают свои лапки, утята идут друг за другом, щиплют, толкают, обижают утенка и т д.). С этой целью уделяем внимание этюдам, упражнениям.
Стремимся к тому, чтобы вся работа сохраняла непосредственность детской игры, основанной на импровизации, поэтому образные движения, считая, что игра нисколько не пострадает, если дети ошибутся в произнесении реплик, а только выиграет. Главное, чтобы верно были переданы атмосфера сказки, чувства, эмоции, которые возникают у ребенка во время игры.
Чтобы ребенку было легко решать эти задачи, необходимо его этому научить. Этому помогает этюдный тренаж, который способствует накоплению и совершенствованию различных эмоций, настроений, отдельных черт характера, развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в игре-сказке. Обязательно надо обыграть ситуации в этюдах.
Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступать к музыкальной игре-сказке.
Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности персонажа, научиться выражать его чувства, мысли, действия. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, самостоятельно находят пути решения той или иной сценической ситуации.
Подготовка к игре в сказку – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться в этюд по ходу исполнения. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям (« утка- мать и утята маршируют на птичий двор, появляются птицы, шепчутся, жмутся от холода и т. д.»). Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем?
Этюд « Войди в образ»
Цель: формировать умение передавать образ утенка, которому страшно, наделяя его характерными особенностями, развивать фантазию.
Игровая мотивация. Предварительно прочитаем эпизод, который передает страшную осень, во время которой утенок сидел в камышах, замирая от страха и испуга. Придумай свой этюд (небольшую зарисовку события), передай мимикой лица, позой состояние испуганного утенка.
-Придумайте ситуации, которые помогут выразить в этюде какую- либо эмоцию, дайте название этюду, а потом поясните ситуацию.
Если ребенок затрудняется в придумывании собственного этюда, то можно предложить ему разные ситуации «испугался большой собаки», «потерял игрушку». Обязательно надо похвалить ребенка. Отметить точность отражения разных эмоций, креативность в подборе ситуаций для этюдов, раскованность.
Этюд «Наши эмоции»
Цель: учить подражательно воспроизводить эмоции, фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях; закрепить умение анализировать и словесно описывать проявления чувств, эмоций через пантомимические загадки, этюды.
Прослушивание музыкальных произведений:
М. Мусоргский, «Балет не вылупившихся птенцов» из цикла « Картинки с выставки» - утята оглядываются, дрожат, двигаются неуклюже, но потом веселее;
Р. Щедрин , «Юмореска» - утята и мама – утка маршируют на птичий двор, утята смешно выворачивают свои лапки и неуклюже двигаются;
К. Сен – Санс, «Куры и петухи» из цикла «Карнавал животных» - обитатели птичьего двора дерутся из – за рыбьей головки;
П. Чайковский, «Скерцо»- обитатели птичьего двора щиплют, толкают, обижают утенка;
М. Равель «Печальные птицы» - импровизация утенка;
3-я часть А. Вивальди, «Лето» - дети с лентами изображают ветер, непогоду;
П. Чайковский, «Скерцо» - лебеди улетают в теплые края, утенок тянется к ним, провожает взглядом;
А. Вивальди, «Весна» из цикла «Времена года» - дети изображают пробуждающуюся природу, птиц, насекомых, радующихся пробуждению весны, импровизируют танец птиц;
К. Сен – Санс, «Лебедь» из цикла «Времена года» - превращение гадкого утенка в лебедя, танец красивой птицы- лебедя, навстречу ему плывут лебеди;
А. Бородин, «Ноктюрн» - утенок удивлен, увидев свое отражение в воде, счастлив, плавает с другими лебедями;
А. Дворжак, «Цыганская мелодия» - заключительная импровизация.
Эти музыкальные произведения помогут лучше воспроизвести музыкальную игру, элементы драматизации; развивать умение обыгрывать эмоции (интерес, удовольствие, удивление, страх)
Этюд «Наши эмоции» проходит поэтапно, т. к. обилие музыкальных образов не может быть включено в одно занятие.
Предметы искусства вызывают к себе определенное отношение, будят чувства человека, освежают воспоминания. Лучший результат – это когда дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно находили выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
7. Ход музыкальной игры – сказки.
Первый вариант: это готовая сказка с музыкой. Дети участвуют в сказке, выражая свое отношение к звучащей музыке и действию. В этом варианте текст частично накладывается на звучащую музыку, но это только углубляет и усиливает ее воздействие на ребенка.
Во втором варианте предлагается отдельно музыкальное оформление сказки и ее текст. Второй вариант также предусматривает чтение текста взрослым, и исполнение детьми как ритмо-пластических импровизаций, так и отдельных реплик персонажей, коротких ролей.
8. Рефлексия.
Цель: доставить радость детям от выступления.
Заключительная игра в сказку – показ сказки детям других групп или своим родителям. Это самый интересный для детей момент, т.к. они активно участвуют в организации показа: рисуют и « продают» билеты, готовят и расставляют декорации на сцене, активно обсуждают и создают костюмы для своих героев, конечно, вся эта работа строится в форме игры.
Наблюдая за детьми, отмечаем эмоциональный подъем, радостное возбуждение. А это еще раз доказывает, что игра – самый приемлемый, доступный и любимый вид деятельности для ребенка, которая помогает воспитанию ценностного отношения к музыкальной и художественной культуре и личностного становления ребенка.
Литература
Программа «Музыкальные шедевры». Музыкальные игры –сказки
Сценарий и подбор музыкального сопровождения О.П. Радыновой.
Исследовательская лаборатория АНО ДО «Планета детства «Лада»
Диагностика музыкально-эстетической культуры дошкольников
Ульяновск 2012
3.Комплексы творческих занятий для развития одаренности ребенка.
Ростов – на- Дону: Феникс»,2011.